Что ждет российский EdTech в 2022 году и кто стал лидером рынка в 2021-м

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Компания Smart Ranking составила рейтинг крупнейших EdTech-компаний России по итогам 2021 года и собрала прогнозы игроков рынка. Если ранее они ждали роста по крайней мере на 50%, то сейчас — стагнации и даже падения

Выручка топ-100 участников рынка в 2021 году составила ₽73 млрд, что на 70% выше, чем в 2020 году. Объем суммарной выручки крупнейших EdTech-компаний России в IV квартале составил ₽25,9 млрд, что на 69,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Последний квартал года принес треть выручки, но рост с предыдущего квартала несколько замедлился — в III квартале он составлял 90,9%.

Что ждет российский EdTech в 2022 году и кто стал лидером рынка в 2021-м

Полностью с рейтингом можно ознакомиться по ссылке.

Также 70% роста общей выручки за год — это меньше, чем в 2020 году, когда на фоне пандемии он составил 113%. Компании связывали это, прежде всего, с насыщением рынка. «Объем рынка уже слишком велик для того, чтобы каждый год удивлять нас трехзначными процентами роста», — отметила Ольга Хасякова, генеральный директор компании «ИнтернетУрок».

Новым лидером рейтинга стала Skillbox Holding Limited — из объединенных одним собственником (VK) компаний Skillbox, Geekbrains, SkillFactory, Mentorama и Lerna. Компания продолжает запускать новые курсы и захватывать пользователей.

«Интерес пользователей к ИТ-специальностям стабилен — количество пользователей на наших платформах в среднем прирастает более чем на 20% каждый квартал, — говорит Дмитрий Крутов, генеральный директор Skillbox Holding Limited. — Появляются новые профессии на стыке разных индустрий (data-журналист или science-художник), в связи с чем мы корректируем существующие образовательные треки и предлагаем новые. Так, только в 2021 году мы запустили более 25 курсов по направлению «Программирование» — в том числе актуальные для креативной индустрии».

Прогнозы на 2022 год

В связи с санкциями и экономическим спадом, который наблюдается сейчас, основной задачей для рынка становится в первую очередь сохранение аудитории и объемов продаж: только 10% опрошенных Smart Ranking компаний не зафиксировали падения продаж после 24 февраля. Большая часть отметила снижение в диапазоне 20–50%.

При этом все участники рынка единодушны во мнении о негативном влиянии нынешних событий на рынок. Если в январе компании прогнозировали рост в 50–70% относительно 2021 года (то есть до размеров около ₽120 млрд), то сейчас большая часть (67%) опрошенных уверены, что роста не будет вообще. Из них треть считает, что рынок останется на уровне 2021 года, остальные прогнозируют падение не менее чем на 50%. В заметный рост — до 50% относительно 2021 года — верит лишь 15% опрошенных участников рынка.

«Я думаю, что по итогам этого года не будет никакого роста на рынке онлайн-образования, поскольку этот кризис будет иметь затяжную фазу, которая продлится не один год, — считает Максим Спиридонов, венчурный инвестор и серийный технологический предприниматель. — Сейчас все образовательные проекты будут испытывать трудности с новыми клиентами, поскольку в такой ситуации люди стремятся сократить до нуля любые расходы за исключением базовых. И я думаю, что это экономия сохранится в России еще долго».

Среди проблем, с которым столкнулись участники рынка — падение продаж, перебои в работе интернет-сервисов, отказы со стороны зарубежных клиентов, отказы в рассрочке от банков, проблемы с оплатами из других стран. Многие сообщают о приостановке контрактов с иностранными партнерами. Некоторые занимаются обеспечением безопасности сотрудников, находящихся на территории Украины.

«У нас полностью остановились продажи курсов в Instagram, снизился средний чек оплаты платформы. Люди не готовы платить на длительные сроки вперед», — отмечает Антон Ельницкий, основатель платформы «Антитренинги.Ру».

Многие компании приостановили любые новые проекты. Как отметил управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский, горизонт планирования сейчас составляет не более 2–3 дней.

Впрочем, есть и те немногие, кто выиграл от ситуации. Так, видеоплатформы для бизнеса Kinescope неожиданно оказалась на волне импортозамещения видео-решений.

Как рассказывает Александр Павлычев, основатель Kinescope, за первые полторы недели кризиса на 50% выросло число заявок от российских компаний, преимущественно крупных. «Конечно, мы ожидаем органического падения трафика в некоторых сегментах рынка, особенно сфокусированных на дополнительном образовании, обучении онлайн-профессиям, — добавляет он. — Но, тем не менее, у российского EdTech есть запасы надежности и российские варианты сервисов, которые компенсируют уход иностранных компаний».

Никита Подлипский, управляющий директор Ultimate Education (объединяет школы Bang Bang Education, MAED Academy, Fashion Factory, XYZ, Genius Education и Psychodemiа) также в верит в запас прочности рынка. Он отмечает, что компания не планирует пересматривать свои долгосрочные планы: «Образование — та сфера, где качество особенно раскрывается в трудной экономической ситуации. Поэтому основной вызов для отрасли — не потерять суть того, чем мы занимаемся, продолжить исследовательскую работу в профессиональных областях, не потерять качество, сокращая издержки на продукт и сервис, в страхе банкротства».

Основные тренды 2021 года

Консолидация

Основным трендом на рынке оставалось укрупнение — приобретение активов компаниями-гигантами. Как ожидалось, позиции небольших игроков еще больше ослабнут вследствие оттока инвестиций.

«Еще несколько лет назад на рынке преобладали небольшие компании и стартапы, — говорит Ольга Хасякова. — Теперь же практически все компании из топа — это или гиганты, которые зашли на рынок EdTech из совершенно другой области, или компании, в которых проинвестировали те же гиганты».

При этом, как отмечают в «Фоксфорде», в более выгодной позиции сейчас оказываются компании, у которых в капитале присутствуют стратегические (а не финансовые) инвесторы.

Перераспределение маркетинговых каналов

Сохраняется и гонка маркетинговых бюджетов, что еще более ослабляет позиции небольших игроков. Потеряны такие каналы продвижения как Google, Facebook, Instagram и YouTube, и эти объемы невозможно компенсировать «Яндексом».

«Маркетинг остается ключевым драйвером роста для EdTech. На b2c-рынке бюджет все равно будет решать больше, чем продукт, ведь инвестиции в развитие продукта сейчас под большим вопросом, — говорит Марианна Снигирева, генеральный директор образовательной платформы «Нетология». — Небольшие и средние игроки и так теряли скорость роста и конкурентоспособность из-за ограниченности рекламных бюджетов. А сейчас мы видим, что они уже «отваливаются» из аукционов».

Поиск своих ниш небольшими игроками

Небольшие игроки при этом понимают, что конкуренция будет ужесточаться, и ищут решения. «Рынок EdTech очень конкурентный. «Скорее всего, крупные игроки будут выходить на новые ниши и вытеснять более слабых, — говорит Екатерина Пичелатова, директор по маркетингу «Контур.Школы». — Чтобы удержать свои позиции, небольшим учебным центрам крайне важно уделять основное внимание качеству обучения и работать над возвращаемостью учеников».

Выход на вузы

Многие участники рынка видят свободную нишу в сегменте высшего образования. «Примечательно, что до сих пор ни один вуз не занял серьезную долю на рынке онлайн-образования», — говорит Александр Згода, генеральный директор ООО «Адванс».

О подобных планах, например, рассказали «Нетология» и MAXIMUM Education (в сегменте довузовской подготовки). «Мы планируем усиление направления высшего образования с помощью запуска новых совместных программ обучения с вузами по всей России, — рассказала Марианна Снигирева из «Нетологии». — В 2022 году у нас большие планы в этом направлении».

Технологии

Высокотехнологичные стартапы пока по-настоящему не выстрелили и встретились с уникальной ситуацией. Как рассказывает Александр Згода, резкий уход поставщиков высокотехнологичного оборудования и компонентов привел к резкому росту цен на них. Рост курсов валют обострил эту ситуацию.

С другой стороны, уход крупных игроков с рынка разработки приводит к резкому высвобождению разработчиков ПО, нанять которых стартапам ранее было очень трудно. «Также эта ситуация высвобождает много талантливых маркетологов и продукт-менеджеров, которых всегда так не хватает основателям стартапов. А уход крупных операторов рынка вроде Meta, Figma и ряда других высвобождает эти доли рынка для активной экспансии, — добавляет Згода. — Все это происходит в условиях, когда падение покупательской способности и рост закредитованности людей будет делать неактуальными многие продукты остающихся компаний». По его мнению, картина рынка изменится кардинально — и больше всего шансов сейчас не у крупных игроков, а у среднего и малого бизнеса.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Куда и как уходить компаниям и дизайнерам, если Figma перестанет работать

«В корпоративном сегменте мы прогнозируем интенсивное развитие технологий — того самого понятия EdTech, которое складывается из терминов education и technologies, — говорит Игорь Морозов, ректор Академии АйТи. — К примеру, VR/AR технологии, цифровые двойники в обучении интересны сейчас на крупных производствах, добывающей, обрабатывающей промышленности».

«Нецифровые» профессии при этом считаются интересной нишей среди лидеров рынка. «В 2022 году мы продолжаем разрушать барьеры прошлых лет — сегодня люди готовы учиться таким профессиям онлайн, хотя бы частично, — говорит Дмитрий Крутов. — Особенно это важно для регионов, где топовых экспертов практически нет, а обучение в Москве обходится недешево. Мы уже доказали перспективность этой ниши на образовательных продуктах разных направлений — в 2021 году лидерами по росту у нас становились курсы для будущих дизайнеров интерьеров, поваров-кондитеров, флористов».

Развитие гибридного формата

Этот тренд не новый, но компании продолжаю говорить о его актуальности. К примеру, Михаил Сумбатян, основатель и директор IThub College, называет постоянно действующий гибридный формат основным трендом на своем рынке (образование для детей). Чистый онлайн, по его словам, привел к спаду уровня образования после школы. «Дети пандемии, которые практически 6 месяцев были в онлайне, пришли к нам», — говорит он.

Итоги рейтинга в сфере образования для взрослых

Средний рост онлайн-школ в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО) за год составил 67,9%. Лидером роста стал «Яндекс.Практикум» (+148,2%), на втором месте — «Нетология» (+93,5%). Основным двигателем роста остаются ИТ-специальности.

Что ждет российский EdTech в 2022 году и кто стал лидером рынка в 2021-м

В сегменте довольно много небольших игроков, которые говорят, что пока места на рынке хватает всем. «Сколько бы студентов мы ни обучали, спрос все равно выше предложения, — говорит Кирилл Мокевнин, Founder и CEO «Школы программирования Хекслет». — Дефицит опытных разработчиков приводит к тому, что большие компании готовы массово нанимать джуниоров и помогать им расти».

Сразу несколько компаний также отметили, что дополнительным драйвером стали проекты государственного финансирования, нацеленные на переобучение людей исчезающих специальностей на востребованные.

«Одним из интересных драйверов для рынка онлайн-обучения стал проект «Цифровые профессии» Минцифры России — проект, который помогает решать задачи в области подготовки ИТ-кадров для цифровой экономики, — рассказывает ректор Академии АйТи Игорь Морозов. — Но есть опасения, что эффект от проекта может быть нивелирован маркетинговыми играми ряда крупных брендов, и сама идея по переподготовке и обучению цифровым профессиям будет страдать от наплыва «попсовых» профессий — например, SMM».

Несмотря на кризис в экономике, участники сегмента ДПО верят в то, что именно этот сегмент останется востребованным. Евгений Лебедев, CEO «Яндекс.Практикум» в России, отмечает, что необходимость переобучения людей в текущей ситуации больше, чем когда бы то ни было. Однако он не исключает роста цен, так как в стоимость продукта придется закладывать стоимость рассрочки.

Бизнес-образование

В сегменте бизнес-образования в 2021 году отмечался традиционно очень высокий рост. Но стоит учитывать, что это консолидированный рынок, и рост обеспечивается, в основном, двумя первыми игроками. Лидером стала компания «Like Центр», развивающая гибридный формат и открывающая кампусы в 150 городах России и зарубежья.

Что ждет российский EdTech в 2022 году и кто стал лидером рынка в 2021-м

«В 2022 году мы будем наблюдать и появление новых участников рынка, и рост технологий у крупных игроков, — говорит Василий Алексеев, генеральный директор «Like Центра». — Молодые игроки будут пытаться «дизраптить» рынок, потому что он только зарождается, а крупные — создавать и покупать технологии и прогрессивные команды. В любом случае выиграет потребитель».

Образование для детей

Рост сегмента детского образования по итогам 2021 года составил около 70%. Лидером стала SkySmart, которая, по оценкам экспертов, за год более чем удвоила выручку.

Что ждет российский EdTech в 2022 году и кто стал лидером рынка в 2021-м

Другие участники рынка утверждают, что ему еще есть куда расти. «Мы пилотируем несколько проектов, нацеленных на более плотную работу со школами и сегментами учеников в «зонах риска» (отстающих, проживающих в отдаленных районах), — рассказывает Михаил Мягков, основатель и генеральный директор MAXIMUM Education. — Так у нас стартовал проект «MAXIMUM поддержка», который реализуется совместно с Министерством образования Якутии и Институтом образования ВШЭ и направлен на помощь слабым ученикам».

«Доля государственного регулирования будет существенно увеличиваться, — говорит Александр Кондаков, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование». — Это скажется на рынке двояко. С одной стороны, количество ресурсов, которые присутствуют в Сети — если они не смогут пройти процедуру верификации — естественно, сократится. С другой стороны, это будет способствовать развитию рынка EdTech — в направлении повышения качества и ответственности производителей за тот продукт, который они выпускают в Сеть. В том числе из-за роста культуры потребителя».

«Основным трендом на рынке школьного, дополнительного и среднего профессионального образования будет запуск проектов «Цифровой образовательной среды», «Профессионалитета», что, безусловно, затруднит конкуренцию негосударственных решений на этом рынке», — говорит Александр Костин, основатель ООО «Государство Детей» (Inlearno).

Также многие компании выразили разочарование закрытием рынка Китая: в июле 2021 года был принят новый закон, фактически полностью запрещающий частное преподавание школьных предметов. Именно в сегменте детского образования российские игроки имели планы по международной экспансии.

«Это сильно повлияло на сегмент обучения английскому языку, — признает Андрей Малафеев из NovaKid. — Произвело тектонические изменения в части спроса и предложения на услуги квалифицированных носителей английского языка».

Мнения насчет ущерба для школьного сегмента от нынешнего кризиса, связанного с Украиной, разделились.

Нурлан Киясов, основатель EdCrunch, считает, что денег не будет ни у школ, ни у родителей. Экономически активная часть населения уезжает, а значит, рынок неуклонно будет сжиматься, отмечает он.

«Абсолютно точно будет падение год к году, но сама динамика развития EdTech рынка сохранится, — считает Мягков из MAXIMUM Education. — Школьный сегмент — один из самых устойчивых в этой ситуации. Возможно, пострадает больше всех дополнительное образование, не связанное со школьными предметами — навыковые курсы». Он допускает, что в коротком моменте может просесть (но потом восстановиться) рынок обучения английскому языку для детей.

Однако Малафеев из NovaKid напоминает, что все предыдущие кризисы показали: на детях экономят в последнюю очередь. По его мнению, пострадает скорее оффлайн, так как репетиторы в основном дороже онлайн-курсов.

Платформы: меньше роста — ниже падать

Рынок ПО в 2021 году традиционно рос менее высокими темпами: по итогам года он увеличился на 27,7%. Тем не менее, этому сегменту принадлежит рекорд инвестиций в российский EdTech за 2021 год, когда Getcourse привлек $50 млн от Winter Capital Partners, ключевым инвестором которого является миллиардер Владимир Потанин. По словам Сергея Михайлова, CEO Getcourse, это дало компании толчок к развитию за рубежом — к концу года компания уже вышла на рынки четырех новых стран. Присутствовал на международных рынках также и лидер рейтинга — iSpring.

Что ждет российский EdTech в 2022 году и кто стал лидером рынка в 2021-м

Впрочем, все эксперты сходятся в том, что сейчас этот сегмент пострадает в первую очередь. Основатель платформы «Эквио» Алексей Вагин прогнозирует падение рынка на 50% и уверен, что многие компании не смогут пережить нынешний кризис. «Полностью уйдут стартапы и провайдеры, живущие за счет инвестиций. Опыт показывает, что крупные клиенты наиболее устойчивы, но далеко не все поставщики умеют с такими клиентами работать. Для рынка это плохо, так как у малого и среднего бизнеса совсем другие потребности, но работать на этот сегмент во время кризиса самоубийственно», — говорит он.

Обновлено 16.03.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть