Кто и сколько зарабатывает на инфобизнесе — итоги III квартала 2021 года

Фото: Pexels
Фото: Pexels
В последнее время в России активно развивается сфера инфобизнеса. Агентство Smart Ranking и платформа GetCourse составили первый рейтинг инфобизнесменов: по выручке онлайн-школ за третий квартал 2021 года

Как устроен инфобизнес и чему предприниматели учат клиентов

Современный онлайн-инфобизнес можно охарактеризовать как продажу обучающей информации в онлайн-формате. Это может быть информация любой направленности и качества: от обучения действительно полезным профессиональным навыкам (дизайну, ведению соцсетей и так далее) до, например, разной степени сомнительности курсов по «привороту», диетологии или «пикапу».

На данный момент самая быстрорастущая сфера в инфобизнесе — обучение новым профессиям, отмечают представители платформы GetCourse. За год такие участники рейтинга увеличили общий оборот с ₽8,6 млрд до ₽17,1 млрд. Авторы курсов, обучающих новым профессиям, преподают навыки в основном в двух областях — дизайне и рекламе.

Еще одно из активно развивающихся направлений — обучение продажам на маркетплейсах, особенно на Wildberries. По данным сервиса аналитики MPStats, на GetCourse работает более 100 онлайн-школ, которые обучают тому, как торговать на Wildberries.

Репутация рынка

Количество курсов быстро растет благодаря низкому порогу входа для новичков, но этот же фактор становится и основанием для критики конкретных инфобизнесменов и всей сферы в целом. Очень часто создателей подобных курсов обвиняют в ложной экспертности и мошенничестве. Репутацию инфобизнесу испортили многочисленные проекты низкого качества, сделанные непрофессионалами, считает бывший директор по продукту образовательной платформы «Учи.ру» Иван Себедаш.

Кроме того, термин «инфобизнес» часто ассоциируется с продажей информации, которую можно найти в открытом доступе.

Однако, по словам сооснователя «Нетологии-групп» Максима Спиридонова, те курсы, которые дают своим клиентам профессиональные навыки, приносят пользу обществу, решая те его проблемы, которые не смогло решить государственное образование.

«Радикально изменился рынок труда и необходимые требования и навыки для успешной работы. Система образования в своем консервативном ядре катастрофически с этим не справляется. В результате поле возможностей заполняется быстрыми, рискованными и смелыми проектами, создатели которых, к сожалению, не всегда достаточно компетентны. <...> Надеюсь, со временем в инфобизнесе осядет «мутная пена», и большую долю займут те, кто заботится о качестве своего продукта», — отмечает Спиридонов.

Курсы размещаются на уже существующих образовательных платформах. В России это GetCourse (на ней размещаются 70% курсов России и СНГ), «Антитренинги.ру», Justclick, ZenClass, Gurucan.ru и другие. «Бизнесу, связанному с продажей информации и знаний в интернете, нужно очень много разного функционала: создать лендинг, провести вебинар, разместить обучающий контент, проверить домашние задания и дать обратную связь», — говорит Сергей Михайлов, совладелец и CEO GetCourse.

Фото:metamorworks / Shutterstock
Экономика образования Не путать: в чем разница между EdTech и инфобизнесом

На GetCourse выделяют несколько особенностей онлайн-школ. Во-первых, большинство из них построено вокруг личного бренда одного автора, чаще всего — основателя. Во-вторых, в штате школ часто работают менее 20 человек, зато привлекаются многочисленные подрядчики. И, наконец, абсолютно все опрошенные участники рейтинга назвали соцсети (и в первую очередь Instagram) своим основным каналом продвижения.

Почему инфопродукты востребованы?

«Мы живем в стране, где все меняется даже не каждый год, а каждый месяц. Рассчитывать на свой предыдущий опыт становится невозможно», — говорит Наталья Чеботарь, экс-директор по стратегии и исследованиям «Яндекс.Образования». — «У общества есть запрос на психологическую поддержку и помощь в профессиональных вопросах. <...> Более обеспеченные люди могут позволить визиты к большому спектру специалистов «помогающих» профессий, а люди с небольшим доходом идут за этим как раз на онлайн-курсы».

По словам гендиректора «Like Центра» Василия Алексеева, такие продукты становятся популярными благодаря «точечности, скорости, простоте и практической применимости». «Людям не нужно фундаментальное образование, чтобы вести личные финансы, научиться рисовать, инвестировать или программировать. Опыта, передаваемого экспертами, для первых шагов достаточно», — отмечает Алексеев.

Кроме возможности найти новый источник заработка, курсы инфобизнесменов популярны еще и за счет того ореола успеха, который блогеры создают вокруг себя, отмечает директор Института психологии имени Л.С. Выготского Татьяна Марцинковская. «Это как раз известный в психологии эффект ореола, который формируется бессознательно и очень трудно преодолевается. У школ и курсов, в которых много людей и существует официальная организация, такого ореола просто быть не может. Поэтому для многих они и менее привлекательны», — говорит она.

Именно с эффектом ореола психолог связывает главную опасность обучающих онлайн-курсов: то, что люди не становятся такими же успешными, как «учитель», может вызвать у них психическую травму, связанную с кризисом идентичности и снижением самооценки. Чтобы избежать этой ситуации, важно рефлексировать ситуацию и заранее оценить себя и свои способности к самооценке с помощью специальных тестов, отмечает Марцинковская.

Фото:Unsplash
Социальная экономика «Встречают по одежке»: что такое эффект ореола и как он работает

Состояние рынка инфопродуктов

Суммарная выручка топ-100 школ за третий квартал 2021 года составила ₽7,1 млрд. Эксперты выделяют на рынке несколько заметных тенденций:

Крупные участники инфобизнеса начинают отходить от продажи готовых курсов и больше предлагать услуги менторов и наставников по сопровождению проектов студентов. Так, например, лидер рейтинга по выручке Мария Афонина переориентировалась с прибыли от продажи собственных курсов на работу над проектами клиентов за процент от их собственных продаж.

Цена курсов постепенно растет. По данным площадки, в 2019 году в среднем курсы стоили по ₽7 тыс., в 2020 — уже ₽10 тыс., а в 2021 цена немного упала и составила ₽9 тыс. Авторы курсов отмечают, что планируют увеличивать выручку, но при этом готовятся к снижению темпов ее роста.

Топ-10 онлайн школ на GetCourse
Топ-10 онлайн школ на GetCourse

Полностью с рейтингом можно ознакомиться здесь.

Может ли инфобизнес стать полноценным бизнесом?

Лидеры EdTech-рынка соглашаются, что чем меньше среди инфобизнесменов будет людей, не обладающих экспертизой и производящих некачественный продукт, тем скорее в нишу придут серьезные инвестиции.

«Успешным участникам инфобизнеса нужно развиваться в тех нишах, в которых у них есть экспертиза. Также им стоит отойти от стратегии обещаний и развивать бизнес так, чтобы он не ассоциировался полностью с его создателем. Так он перестанет быть просто разросшейся самозанятостью и вырастет в полноценный бизнес. Тот, кто переучится, сможет стать объектом инвестиций», — отмечает Максим Спиридонов.

Экс-директор по стратегии и исследованиям «Яндекс.Образования» Наталья Чеботарь, наоборот, считает, что ценность инфопродукта как раз в личности его основателей. «Особенность в том, что этот рынок играет по другим правилам: это рынок экспертов, личностей и продюсеров. Люди все меньше доверяют институтам и компаниям, и все больше ориентируются на других людей — блогеров. Также все больше экспертов приходят в социальные сети и начинают жить по законам блогинга», — говорит она.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Вопрос в доверии: как и почему на смену экспертам пришли инфлюенсеры

Основатель инвестиционной компании A.Partners Алексей Соловьев считает, что через несколько лет состоится первое блогерское публичное размещение, либо же он или она воспользуется другой возможностью стать публичным бизнесом: «Cкорее всего, это будет китайский блогер. Западный мир «очухается» чуть позже и будет, как и сейчас в случае с TikTok, пытаться догнать этот феномен», — говорит Соловьев.

Обновлено 17.01.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть