Иммерсивность, глокализация и VR: основные тренды школьного образования

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Образование — одна из сфер, наиболее тяжело поддающихся цифровизации, однако и в ней с приходом пандемии произошло значительное ускорение этого процесса. Разбираемся, что принес с собой дистант

Об авторе: Олеся Александрова, сооснователь международной онлайн-платформы для практики английского языка и кросс-культурного общения iDialogue.

Из-за сложной ситуации с ростом заболеваемости COVID-19 во многих регионах России вновь всерьез заговорили о переводе школ на дистант, и в стране прошли протесты родителей против дистанционного обучения. Актуален этот вопрос и в других странах мира: у сторонников и противников дистанта есть свои доводы.

В связи с нарастающей проблемой мы провели опрос наших пользователей и проанализировали отношение родителей, педагогов и детей к онлайн-обучению. В опросе приняли участие 1 084 человека из 150 стран: 311 подростков в возрасте от 14 до 18 лет, 267 родителей и 506 учителей.

Во время дистанционного обучения участники опроса столкнулись с разными сложностями. Подросткам катастрофически не хватало общения с одноклассниками (98%) и возможности разобраться в учебном материале с помощью учителя (69%) или друга (57%).

Учителям было сложно:

  • переживать невозможность поддержать учеников морально (68%),
  • вовлекать детей и удерживать их внимание (59%),
  • проверять больше, чем обычно письменных работ (54%).

Родителям было трудно:

  • совмещать работу и организацию обучения детей (87%),
  • помогать детям разбираться в уроках (65%),
  • мотивировать их учиться (61%).

Иммерсивность

Участники опроса (98% родителей, 88% подростков и 86% учителей) практически единодушно считают, что простой перенос обучения в Zoom, Skype или другую аналогичную систему не эффективен. И если уж практиковать дистанционное обучение, то необходимо искать новые формы.

Например, среди онлайн-инструментов нового уровня учителя назвали платформу Engageli, которую осенью 2020 года запустила соосновательница Coursera Дафна Коллер. Платформа воссоздает близкий к реальному опыт взаимодействия в виртуальном классе. Сервис локализует каждого ученика в виртуальном пространстве также, как если бы он сидел за партой в реальном классе. У онлайн-студентов есть возможность работать в паре с соседом, в небольшой группе или всем классом, а учитель может понаблюдать за процессом у каждой «парты» и чередовать форматы, поддерживая внимание аудитории. Если студенту необходимо сосредоточиться для выполнения сложного задания, он может остаться только в пространстве своего рабочего места, но учитель может видеть, как идут дела у каждого ученика. Педагог может работать как со всем классом, так и персонально с отдельным учеником — индивидуально объяснять сложный материал отстающим, подбадривать и морально поддерживать детей.

Reality Privilege

Перспективным направлением учителя считают использование технологий дополненной и виртуальной реальности, а также инструменты, поддерживающие интерактивную онлайн-коллаборацию, кросс-культурную коммуникацию Например, такие как виртуальные путешествия в разные страны, которые мы также используем. При этом ценность интерактивных онлайн-сервисов для учителей, родителей и подростков заключается в разном.

Фото: iDialogue
Фото: iDialogue

Большинство учителей (67%) отметили, что ценят новые инструменты обучения детей на практике. Родители самым ценным считают результат (73%) — знания у детей. Подростки же (87%) ценят возможность исследовать реальность, узнавать другие страны, культуры, и рассказывать о своей.

Исследование проявило разрыв целей и ценностей детей и взрослых. Старшее поколение стремится передать знания, приходит в класс (реальный или виртуальный) транслировать накопленный опыт, а подростки не готовы его просто принять. Их способ познания — это активное исследование для формирования собственного опыта. Дети приходят в школу (или в онлайн-среду) тестировать мир и общаться со сверстниками.

Индустрия 4.0 Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров

Для того, чтобы сократить разрыв и сделать обучение более эффективным, необходимо встроить его в общение и активную исследовательскую деятельность детей. А не изолировать их дома, подменяя обучение Zoom-трансляцией монолога учителя в пространство рассеянного внимания детей.

Глокализация

Идею о том, что в образовании следует перейти от традиционных уроков под руководством учителя к решению проблем с лидерством учеников, мы активно обсуждали и на ASU+GSV Summit в августе 2021 года.

Эллисон Беллвуд, руководитель одной из крупнейших образовательных инициатив ООН, обнаружила, что одним из ключевых факторов, определяющих успех образовательной программы, может стать отход от традиционного стиля преподавания и более ориентированный на учеников подход к обучению.

Также одним из современных подходов к обучению, по мнению учителей из разных стран, должна стать глокализация. Новый термин, соединил в себе глобализацию и локализацию и подразумевает умение видеть локальное как часть глобального мира. Глокализация — результат пандемии, ускорившей размывание национальных границ.

Современные дети в меньшей степени, чем их родители, ограничены местом, где они живут. Они мыслят масштабнее, им интересен глобальный контекст. Глокализация — тренд школы будущего.

Экономика образования Большая перемена: какое будущее ждет школьное образование

«Чтобы образование было актуальным и значимым для учащихся, необходимо создавать связь между глобальным контекстом и локальной культурой. Учителям следует побуждать учеников «мыслить глобально, но действовать локально», — уверен Шайх Нооф Аль-Тани, исполнительный директор Катарского фонда (поддерживает сеть из 13 школ и 22 общественных центров).

Подрастающее поколение должно не просто знать о глобальных проблемах, но уметь видеть и решать их в локальном масштабе. Например, ученики одной из школ Катара создали ирригационную систему, которая снижает потери воды на 60% по сравнению с традиционными ирригационными системами. Этот проект — пример решения глобальной проблемы истощения природных ресурсов на локальном уровне. Ученики успешно применили накопленные в их местности знания для ее решения. Такая связь глобальных проблем с местными ценностями помогает учащимся понимать, почему они изучают те или иные дисциплины, как они могут применить свои знания на практике и что их действия означают в более широком, глобальном контексте.

Пандемия обострила старые проблемы образования, ускорила его цифровизацию и задала новые направления развития. Учителя постепенно осознают, что пора прекратить воспринимать учащихся как объект, в который они вкладывают знания, и увидеть в студентах активных партнеров. Школы и университеты в будущем станут средой для саморазвития глобально мыслящих, решающих локальные проблемы и принимающих на себя ответственность людей.

Обновлено 01.12.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть