Кто такой стример и можно ли заработать на трансляции онлайн-игр

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Человеку всегда была интересна чужая жизнь. Разнообразные шоу, соцсети и стримы дают такую возможность. За просмотр того, как другие играют в компьютерные игры, зрители готовы платить сотни тысяч рублей

Кто такой стример

Стример — это человек, который в прямом эфире играет в видеоигры или обсуждает происходящее: готовку, путешествия, новости, вышивание крестиком — практически что угодно. Высшее образование для этого не требуется, даже в среднем специальном нет необходимости. Стример получает деньги не за свою игру, ему вообще не обязательно быть отличным игроком и досконально разбираться в предмете. Намного больше нужна харизма: за ведущим должно быть интересно наблюдать. При этом чем больше зрителей, тем лучше: они переводят донаты (благотворительные пожертвования, что-то вроде чаевых). Объем рынка игрового стриминга в России в 2020 году по различным оценкам составил около ₽22 млрд, ежегодный прирост — на 20%, это в два раза быстрее общемировых темпов.

Где можно стримить

Twitch и YouTube — самые популярные платформы у стримеров. Первая — почти синоним стриминга, как «Яндекс» и Google — поиска. Менее востребованные в России — Caffeine.TV, Facebook Gaming, Steam.tv, Goodgame, Trovo и AfreecaTV. Стримить можно и в соцсетях — во «ВКонтакте», Instagram, Facebook, там это будет стандартная прямая трансляция. В TikTok онлайн-эфир запустится только в аккаунте, у которого не меньше 1 тыс. подписчиков.

В 2020 году во всем мире контент на Twitch смотрели рекордные 1,194 млрд часов, что на 54% больше, чем в 2019-м (772 млн часов). За тот же год платформа на одних только донатах заработала $83 млн, что на 70% больше, чем в 2019 году.

Русскоязычные трансляции на всех киберспортивных площадках посетили 5,8 млн зрителей, и более 130 тыс. стримеров из СНГ вышли в эфир.

Что должен уметь стример и какое ему понадобится оборудование

К онлайн-трансляциям есть, безусловно, свои технические требования. Основное — стабильное интернет-соединение. Если планируется снимать видеоигры, потребуется или один мощный компьютер, или сразу два: один для игр, другой — собственно, для стриминга.

В обязательный набор входят также камера, микрофон и наушники. Не рекомендуется использовать встроенную веб-камеру: она дает слишком простую, мутноватую картинку. Для записи хорошего звука часто берут профессиональный микрофон на ножке. Онлайн-трансляции ведутся через специальные ПО (например, OBS Studio, Bandicam или Wirecast), с их же помощью записывается видео.

Запустил веб-камеру, сиди играй и собирай донаты — так для большинства окружающих выглядит работа стримера. Однако удержать зрителя у монитора и побудить его добровольно расстаться с деньгами — не такая простая задача. Ведущий должен развлечь зрителя: рассказать интересную историю, пошутить, забавно прокомментировать сообщение в чате. При этом спросить во время трансляции могут о чем угодно, темы могут быть намеренно провокационными и неудобными. Стример, который не умеет с ними работать, вряд ли станет успешным.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать

На чем зарабатывают стримеры

В компании Wanta Group подсчитали, что 61% видеостримеров в Рунете монетизируют свой контент. Почти все (96%) пользуются для этого специальными сервисами, с помощью которых принимают донаты. На подписки приходится только 15%, еще меньше — на платные чаты на YouTube и платежные системы (8% и 6% соответственно). Как зарабатывают стримеры?

  • Реклама и спонсорство

Можно разместить рекламу в описании профиля, напрямую рекламировать продукцию (интеграция), пользоваться ей без прямого предложения (нативная реклама) и так далее.

В 2020 году, с началом пандемии, многие рекламодатели (автокомпании, банковский сектор, фэшн-индустрия) ушли из спорта и шоу-бизнеса в индустрию видеоигр, а те, кто уже был там — например, Monster Energy (бренд энергетических напитков), Five (жевательная резинка), Nivea Men (шампуни, гели, средства для бритья), «Додо Пицца» — еще больше нарастили свое присутствие. В коллаборациях с киберспортивными организациями, партнерских программах со стримерами и даже создании собственных видеоигр также поучаствовали Louis Vuitton, Burberry, Dior Men, Balenciaga, BMW, Mazda, Honda, Nissan, Home Credit Bank, Сбербанк, Газпромбанк, Tinkoff, Picnic и многие другие.

  • Платная подписка

Например, на Twitch она стоит от $4,99 в месяц. В 2020 году стоимость привязали к рублю: от ₽399 (первый уровень) до самой дорогой — ₽1990 (третий уровень). Тот, кто заплатил деньги, может смотреть видео без стандартной рекламы, отправлять стримерам различные смайлы, участвовать в обсуждении в закрытом чате и прочее.

Стример получает 50% от суммы подписки, остальное уходит платформе. Но для того, чтобы иметь право на отчисления, необходимо стать «компаньоном»: статус присваивается в случае, если на канале имеется достаточное число зрителей и стабильное расписание трансляций. Следующий этап — «партнер». Заявку на «партнерку» должна утвердить администрация сайта. Из 2,2 млн стримеров партнерами Twitch являются всего 27 тыс.

  • Донаты

Чем сильнее зрителям нравится человек в кадре, тем больше денег ему переводят. Многие стримеры считают донаты основной частью своих доходов. Жертвуя деньги, зритель может быть уверен, что 100% суммы дойдет до адресата: платформа не имеет доступа к платежам, если они проведены через сторонние ресурсы.

Индустрия 4.0 Как заработать на облачном гейминге

Сколько можно заработать на стриминге

До недавнего времени самым успешным был Ninja (никнейм американского стримера Ричарда Блевинса). На Twitch у него было 16,6 млн подписчиков и $300 тыс. ежемесячного дохода только от платной подписки. Фанаты анализировали каждое его движение в игре, подражали тактике, цитировали коэффициенты убийств и статистику и мечтали стать такими же популярными игроками.

Однако в 2019 году Ninja многомиллионными контрактами переманила к себе стрим-платформа от Microsoft Mixer, которая спустя год закрылась. Пока топовый стример отсутствовал, его титулы прибрал к рукам бывший профессиональный игрок по Overwatch Феликс xQc Лянжель, заработав в 2020 году $2 млн.

В России заработок стримеров меньше — до $12 тыс. в месяц. Это максимум. Чтобы получать такие деньги, нужно стримить более 12 часов в день. Совмещать с основной работой такой график не получится.

На вопросы о своих гонорарах российские стримеры отвечают уклончиво. Самый известный российский игрок в PUBG (PlayerUnknown’s Battlegrounds) MakataO (Дмитрий Пустоваров) предположительно зарабатывает ₽180–230 тыс. в месяц, Gnumme (Роман Олейник, стримит Hearthstone) — ₽250–500 тыс., одна из самых популярных девушек на русскоязычном Twitch Olyashaa (Ольга Саксон, стримит разговорные шоу) — ₽100–250 тыс.

Существует мнение, что сегодняшнее поколение любителей стримов (на Twitch средний возраст активного пользователя составляет 21 год) вот-вот войдет в платежеспособный возраст, и тогда потоковое видео ожидает взрывной финансовый рост.

Кто может стать стримером и где этому научиться

Профессия подойдет людям любого возраста и имеет низкий порог вхождения. На диплом вуза никто не посмотрит. Можно пройти четырехмесячные курсы на образовательной платформе Skillbox, созданные совместно с МА Cybernetica. Организаторы обещают, что по окончании программы слушатели смогут придумать свой уникальный образ и отточить ораторские навыки, а также научатся писать сценарии и вести онлайн-шоу.

Если денег на курсы пока нет, начальное образование готов взять на себя Twitch. На платформе действует «Учебный лагерь для стримеров», где объясняются азы работы на площадке: как провести первую трансляцию, как зарабатывать на жизнь любимым делом и вырасти из рядового стримера в партнера и компаньона Twitch.

Обновлено 28.07.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть