Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

«Питон» подкрался незаметно: почему информатика не интересует школьников

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Цифровая экономика остро нуждается в кадрах, но в школе на информатику выделяют только один час в неделю, а ЕГЭ сдают лишь 14% выпускников. Как изменить ситуацию и качественно подготовить детей к жизни в мире информации?
Время на чтение: 5–7 минут

Современная экономика буквально построена на информационных технологиях. А это значит, что спрос на специалистов ИТ-сферы на рынке труда будет из года в год только расти. Но среди тех, кто через несколько лет будет устраиваться на работу в первый раз, заинтересованных в получении цифрового образования не так много. Это видно хотя бы по тому, к каким ЕГЭ готовятся выпускники: если обществознание сдают около 50% одиннадцатиклассников, то информатику — только 14%. С чем связано такое прохладное отношение к предмету и как можно исправить это положение, разбираемся с экспертами.

Решение 1. Выделить больше часов на изучение предмета

Школьная программа по информатике достаточно обширная: согласно ФГОСам базового уровня, ребята к окончанию школы должны уметь создавать сайты, моделировать корреляционную зависимость, решать задачи оптимального планирования (линейного программирования), быть знакомыми с информационным правом и безопасностью и многим другим. При этом, начиная с 7-го класса, на изучение информатики в школах выделяется всего один урок в неделю. Можно ли качественно освоить программу за столь короткий срок?

«Конечно нет, — отвечает автор одного из основных учебно-методических комплексов по информатике для средней и старшей школы в стране Людмила Босова. — Разумный подход — давать хотя бы два часа в неделю на изучение информатики. И даже за это время сильно углубиться в предмет не получится. Но два часа в неделю на протяжении одного года лучше, чем один час в неделю три года подряд. Общеизвестный факт: через неделю после одночасового урока ученики помнят только 20% того, что изучили».

Решение 2. Повысить популярность ЕГЭ по информатике у школьников

В рамках школьных уроков практически невозможно подготовиться к ЕГЭ без привлечения дополнительных сил. Поэтому ребята, которые все-таки решаются на экзамен, много занимаются дополнительно: с репетиторами, на курсах, самостоятельно по доступным видеоурокам.

Индустрия 4.0 Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров

При этом сам ЕГЭ по информатике нужен не везде: многие вузы принимают документы на ИТ-специальности с набором экзаменов, состоящим, например, из математики и физики.

«Спрос на специалистов в сфере информационных технологий очень высокий и совсем не удовлетворен. По официальным прогнозам, к 2024 году количество бюджетных мест по таким направлениям в вузах составит 120 тыс. (сейчас — около 60 тыс.), — отмечает директор Центра развития ИТ-образования МФТИ Алексей Малеев. — В то же время я знаю очень много примеров, когда при поступлении на ИТ-факультет в вузе нет даже экзамена по информатике».

Но ситуация меняется: все больше вузов начинают принимать ЕГЭ по информатике.

Решение 3. Заинтересовать учащихся предметом

Дети приходят в школу, уже обладая базовыми навыками работы с гаджетами. К средней школе они могут создавать презентации, искать информацию в интернете, общаться в социальных сетях и совершать покупки в онлайн-режиме. Для них информатика — это прикладной, но не очень полезный предмет, который, кажется, можно игнорировать.

Экономика образования Большая перемена: какое будущее ждет школьное образование

«Современные дети дома учатся работать с компьютером, смартфоном, планшетом. Поэтому, если на уроках объяснять им то, что они уже знают, они быстро потеряют интерес, — рассказывает руководитель службы разработки «Яндекс.Учебника» Влад Степанов. — Задача учителя информатики сегодня состоит в том, чтобы показать ученикам, что его предмет — это наука, интересная, многогранная и не ограничивающаяся пользовательскими навыками, которые позволяют выкладывать в сеть посты, фото или видео. Важно объяснить, что, имея соответствующие компетенции в программировании, можно заставить компьютер работать на себя — например, автоматически искать нужную информацию, передавать данные, управлять какими-либо объектами и многое другое. Мы в «Яндексе» для этого разработали бесплатный курс информатики для школьников».

В целом школьная информатика сегодня во многом ограничивается обучением пользовательскому набору умений. Ребят учат создавать презентации и документы, работать в таблицах. Реже уделяют внимание более профессиональным навыкам — например, программированию и основам информационной безопасности. Тем временем, базовые навыки программирования или хотя бы цифровая грамотность однозначно могут помочь в достижении успеха в современном мире, причем независимо от того, в какой сфере работает человек.

«Я работаю в Высшей школе экономики, и сейчас всех студентов обязали учить Python. В том числе, например, востоковедов и рекламщиков. Все должны знать Python на каком-то уровне», — рассказывает Михаил Густокашин, директор факультета компьютерных наук и центра студенческих олимпиад ВШЭ.

А вот что говорит академический руководитель школьных программ по информатике и программированию «Яндекса», учитель информатики Александр Паволоцкий:

«Мой коллега, физик с геологического факультета МГУ, считает, что, например, геологам обязательно нужно уметь программировать. Но, увы, их этому не учат. В итоге им продают дорогостоящее программное обеспечение для работы, и для того, чтобы что-нибудь там подкрутить, они заказывают новые доработки. Но можно же написать код самостоятельно — и это достаточно просто».

Решение 4. Школа должна успевать за прогрессом

В 2021 году школа сделала серьезный шаг навстречу будущему: ЕГЭ по информатике в этот раз впервые сдавали на компьютерах. Это совсем немного приблизило школьное сообщество к решению проблемы: информатика очень часто не успевает за миром ИТ-технологий. Информатику во многих школах преподают по бумажным учебникам, издательский цикл которых составляет не один год. В итоге дети могут обучаться по книгам 10-летней давности, многие вопросы в которых заметно устарели.

Фото:Владимир Гердо / ТАСС
Экономика образования Готова ли система школьного образования к дистанционному формату обучения

«Подход, конечно, изменился. Но дети по-прежнему учатся по учебникам, созданным 10-15 лет назад, и расхождение колоссальное, — подтверждает Антонина Новоселова, учитель информатики и ИКТ МБОУ «Гимназия № 42» г. Барнаула. — Например, в учебнике, по которому мы занимаемся, в качестве носителей информации называются дискеты и диски, а ребята уже даже не знают, что это такое».

В решении этой проблемы могут помочь ИТ-компании и образовательные ресурсы, которые создают контент на основе современных трендов в отрасли, опираясь на отзывы пользователей. В отличие от бумажных учебников, у цифровых ресурсов есть возможность постоянно перерабатывать и улучшать содержание, быстро адаптировать контент под требования времени и давать детям большой выбор — изучать только основы информатики или получать углубленные знания.

Обновлено 14.07.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть