Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Университет 4.0: как должна происходить цифровизация вузов

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Что угрожает заменить классические вузы, как должен трансформироваться университет, чтобы отвечать вызовам будущего и как ему конкурировать за внимание с новыми игроками на рынке — в материале РБК Трендов
Время на чтение: 4–6 минут

Угрозы для существования классических вузов

В марте 2020 года Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) и Фонд ВЦИОМ опубликовали результаты исследования о требованиях, которые работодатели предъявляют к квалификации соискателей. Опрос более 13 тыс. руководителей и сотрудников HR-служб показал, что лишь 1,6% предприятий не приходится отдельно восполнять дефицит знаний приходящих к ним работников.

На помощь таким компаниям приходят корпоративные университеты — создаваемые внутри организации структуры, которые помогают руководителям «вырастить» сотрудников с навыками, необходимыми именно на этом рабочем месте. Александр Фадеев, проректор по цифровизации, директор центра цифровых образовательных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ) считает, что такой формат обучения может быть прямым конкурентом традиционному образованию в вузах: «Если они не трансформируются, есть вероятность, что через некоторое время корпоративные университеты смогут вообще вытеснить систему высшего образования».

Фото:sirtravelalot / Shutterstock
Экономика образования Все лишнее отвалится: как меняется корпоративное обучение после пандемии

Проблема кроется в нарушенной коммуникации между вузами и работодателями. Первые зачастую находятся в отрыве от стремительно меняющихся условий на рынке труда, а вторые не могут грамотно оформить свой запрос. «Компании часто говорят на языке, непонятном университету: они не могут сформулировать компетенции и не могут их описать», — говорит Александр Фадеев.

В настоящий момент выпускники высших учебных заведений не в состоянии немедленно встроиться в рабочий процесс. «В человека, который приходит после вуза, работодатели вынуждены дополнительно вкладываться от полугода до пяти лет», — утверждает Юлия Смирнова, первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций.

Это напрямую указывает на то, что системе образования в ближайшем будущем придется пережить серьезные изменения.

Какие они — Университеты 4.0

В чем системе высшего образования искать спасения и в каком русле должна происходить трансформация?

Ответ «в цифровизации» на первый взгляд кажется слишком очевидным, но даже в наше время понимание этого термина может быть неоднозначным. «Не надо путать цифровую трансформацию и автоматизацию: в первом случае сначала необходимо поменять мышление и ответить на вопрос «зачем» — утверждает Олег Панин, генеральный директор Center-Game, сооснователь онлайн-акселератора для школьников Pre.inc и конференции Edutainment. Т.е. цифровизация вовсе не равняется слепому внедрению новейших технологий без четкого понимания конечной цели процесса. Наоборот, в ее основе должно лежать изменение парадигмы мышления и поиск новых решений для современных задач и проблем.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС
Экономика образования Университет вещей: как вузам стать технологическими центрами компетенций

Такой подход приближает образовательную систему к созданию вузов принципиально другого типа, так называемых «Университетов 4.0». Каждая из моделей несет в себе ряд назначений.

  • Так, «Университет 1.0» реализует функцию образования и подготавливает кадры для традиционных отраслей экономики.
  • Классический «Университет 2.0» наравне с образовательной реализует еще и исследовательскую функцию, однако не способен управлять интеллектуальной собственностью.
  • К функциям «Университета 3.0» прибавляется функция трансфера технологий и доставки их конечным пользователям, технологии в нем эффективно коммерциализируются, развивается предпринимательская культура.

Александр Фадеев сформулировал определение высших учебных заведений следующего поколения: «Это модель университета, базирующаяся на цифровых двойниках студента, преподавателя и всего, что происходит внутри образовательного процесса». Большую роль в их формировании будут играть цифровые следы.

По оставленным цифровым следам пользователей можно полностью восстановить последовательность их действий и проанализировать процесс. Евгений Патаракин, д.п.н., профессор и академический руководитель образовательной программы «Цифровая трансформация образования» НИУ ВШЭ, образно объясняет это на примере футбольного мяча: «Если бы у него был датчик, который говорил бы, кто и с какой стороны его пнул, мы могли бы по этим данным восстановить структуру всего футбольного поля в момент игры».

Интерпретация накопленных данных может не только способствовать индивидуализации обучения, и, как следствие, подготовке востребованных специалистов, но и стать основой для исследовательских проектов в области доказательного образования.

Пути «выживания» для вузов в новой цифровой реальности

Одна из главных задач современных университетов — передача студентам навыков коммерциализации знаний, которая становится возможна при включении производственных структур в формирование образовательных программ.

Для этого необходимо менять подходы к преподаванию, полагает Александр Фадеев: «Педагогика должна опираться на новые технологии, пришедшие в мир: адаптивное обучение, искусственный интеллект, UX-дизайн, расширенную реальность». Университет 4.0, который отчасти формируется за счет объединения этих компонентов, — важный элемент в установлении экономики знаний. А она, в свою очередь, в сфере потребления проявляется в форме экономики впечатлений: внимание постепенно становится основной валютой, считает Олег Панин.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Визуализируйте правильно: зачем учителям навык педагогического дизайна

«Мы живем в эпоху не только цифровых технологий, но и развивающих впечатлений — основная конкуренция идет за внимание людей», — уверен он. Как и любой новый вызов, цифровая трансформация увеличивает количество требований к администрации и преподавателям вузов, отмечает Андрей Лямин, доктор технических наук, начальник Департамента открытого образования Университета ИТМО: «Изменится организационная структура высшего образования, технологии. Надеемся, участвуя в процессе цифровой трансформации, мы будем отвечать современным требованиям, ведь сложность задач постоянно растет».

Есть ли у современных российских университетов ресурс бороться за укрепление своих позиций и оставаться конкурентоспособным участником рынка — покажет только время. Сейчас прогнозы руководителей вузов звучат скорее оптимистично.

Материал подготовлен с помощью платформы «Юрайт».

Обновлено 18.06.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть