Вадим Шаповалов — о том, почему навык учиться сегодня нужен всем

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Сейчас много говорят о профессиях будущего, но пока они кажутся оторванными от реальности. О том, чему нужно учиться сейчас, чтобы быть востребованным завтра, рассказал Вадим Шаповалов, CEO компании «Работа.ру»

«Работа.ру» в цифрах и фактах:

  • Два года в экосистеме «Сбера».
  • Приложение № 1 по популярности для поиска работы среди всех российских job-сервисов (по данным App Annie).
  • 19 млн резюме соискателей представлены на сервисе.
  • 660 тыс. работодателей зарегистрированы.

Об эксперте: Вадим Шаповалов — CEO сервиса «Работа.ру». Окончил Государственный университет управления (ГУУ). Имеет более 12 лет опыта работы в международных консалтинговых компаниях. Работал в PwC и Deloitte, где специализировался на корпоративных финансах и сделках M&A. В 2019 году присоединился к команде экосистемы «Сбера», возглавив сервис «Работа.ру».

— Какие профессии будущего можно осваивать уже сегодня?

— Мы сейчас часто слышим слова «digital», «автоматизация», «роботизация», «трансформация» и прочие. Соответственно, для этих и смежных сфер будут нужны ИТ-специалисты. Тот спрос на них, который есть на рынке сегодня, вызван именно технологическими изменениями и уже демонстрирует дефицит кадров.

Если смотреть глобально, то автоматизация будет происходить везде и будет поддерживаться ИТ-решениями. В будущем останется мало сфер, не затронутых цифровыми технологиями. При этом, чтобы все они работали, нужны люди, которые их будут поддерживать. Т.е. не будет так, что все автоматизируют, и при этом сократят половину трудовых ресурсов.

Фото:Suwin / Shutterstock
Индустрия 4.0 Бухгалтеры и журналисты: кого еще скоро могут заменить роботы

В то же время мир ускоряется, и какие-то профессии могут резко появляться и с таким же успехом пропадать, к этому нужно быть готовым. Поэтому фокус лучше делать на компетенциях и узконаправленных навыках, которым можно быстро переучиться. Подход, что «я буду работать 10-15 лет экономистом», уже не актуален.

— А какие ныне существующие профессии подлежат, скажем так, «апгрейду»?

— Мне приходит на ум такая сфера, как медицина. Сначала врачи долго получают фундаментальное образование, потом очень плавно растут в профессии, набираются опыта и т.д. Это очень тяжелая и сложная сфера. Допустим, 20 лет назад они входили в профессию с неким багажом знаний. Сейчас эти специалисты делают то же, что и раньше, но поверх классических требований к профессии уже накладываются технологии: появились системы, с помощью которых происходит запись, обмен знаниями, удаленная диагностика пациентов и т.д.

Таким образом, мы видим фундаментальную профессию, на которую ложится необходимость пользоваться существующими и появляющимися технологичными решениями. При этом технологии в медицине пока не кажутся «космическими», но их уже довольно много и становится только больше, они развиваются. Врачам нужно постоянно совершенствовать знания, а для нынешних студентов медвузов — это уже обязательные дополнительные навыки.

— Кроме цифровизации и digital-технологий, какие еще нужно осваивать навыки и компетенции, чтобы быть востребованным в будущем?

— Нужно осваивать навык учиться. Причем, в таком цифровом, платформенном и быстром формате. При этом работодатели сегодня готовы быстро, при помощи технологий обучать сотрудников той профессии, которая им нужна. Здесь решается вопрос той самой гибкости: человек может учиться и воспринимать информацию так, чтобы в максимально короткие сроки освоить навык, который нужен здесь и сейчас.

Это хорошо видно в массовых профессиях: все мы покупаем товары и услуги с помощью e-commerce, и нам это кажется простым и понятным. Но мало кто задумывался, что со стороны бизнеса была проделана титаническая работа по организации этого процесса. На рынке труда появились сборщики, доставщики, комплектовщики, участвующие в огромной цепочке, чтобы мы в итоге сказали: «О, классно, приехала доставка из интернет-магазина». Но внутри этого явления находится множество новых даже не профессий, а каких-то компонентов разрозненного большого бизнес-процесса, в котором трудятся люди. Их очень быстро туда «окунули», обучили и дальше с ними работают, чтобы улучшать качество. Поэтому надо быть готовым учиться, и это будет точно самая полезная история для всех.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Что такое e-commerce и как устроена онлайн-торговля

— Вы сказали, что самые перспективные профессии будущего будут связаны с цифровыми технологиями. Но как быть, если сейчас далеко не везде и не лучшим образом этому учат?

— На мой взгляд, наше образование всегда отличалось, условно, от западного. На Западе учат чему-то более или менее конкретному: люди могут выходить из учебного заведения и на практике применять свои знания. У нас же система образования более широкая и фундаментальная.

Сейчас, мне кажется, вопрос стоит, как вообще всем действовать? Вся мировая система образования должна ответить на новые вызовы, в том числе технологические.

Студентам для начала нужно понять, чем они хотят заниматься, хотя бы в перспективе трех-четырех лет. Как это сделать? Наверное, самый правильный ответ, — это пробовать, благо сейчас есть много возможностей с точки зрения так называемых «стажировок 2.0». Под ними я подразумеваю digital-онбординг, быстрый вход в профессию. Такие стажировки можно совмещать с учебой. По итогу их прохождения человек сможет четко ответить себе на вопрос, куда ему двигаться. Потому что профессия — это когда ты выходишь и работаешь, и в этом смысле современная система образования требует изменений, т.к. не всегда дает необходимые навыки для старта карьеры.

К слову, в последнее время динамично развивается онлайн-обучение, а пандемия этому еще сильнее способствовала. Т.е. образование трансформировалось в ИТ-сервис: оно может быть быстрым и на любых платформах. Это могут быть какие-то навыки, конкретная диджитальная профессия и т.д. Бизнес придумал разные форматы обучения для человека, который хочет повысить квалификацию или получить дополнительные знания. И пришли они как раз от потребностей рынка, минуя образовательную систему.

— Какие глобальные изменения на рынке труда вы наблюдаете в последние годы?

— В принципе, в каждый «пик» десятилетия на рынке труда происходят структурные изменения, сейчас они связаны с появлением технологий. Самое очевидное — это то, что появилось много возможностей работать дистанционно. И это большая история, потому что дает гибкость. У бизнеса пропал страх, и он теперь может работать распределенно, привлекать разных людей. Им же это дает возможность делать выбор в пользу постоянной работы или подработки. Тем самым меняются условия труда и компенсации.

Фото:Shutterstock
Футурология Чего ждать на рынке труда: HR-тренды до 2050 года

— Что значит, пропал страх?

— Раньше руководитель всегда хотел иметь человека в штате, рядом, на расстоянии вытянутой руки и таким образом организовывать работу. В пандемию, когда мы сидели все дома, локдаун просто снял этот страх — утратить контроль над сотрудниками. Это был даже не страх, а безальтернативность, когда нужно было продолжать управлять бизнесом, а людей рядом не было. И, соответственно, все попробовали удаленку, посмотрели, что, в принципе, дистанционный формат возможен.

При этом никаких технологических изменений не произошло: Zoom уже был, просто не было сотен миллионов скачиваний и пользователей. Были те же телефоны, те же емейлы, все было доступно. Компьютеры не изменились. Но сейчас мы видим, что большинству комфортнее работать в таком комбинированном формате, где есть и традиционный персонал, и персонал, который теперь находится на удаленке.

— К чему это привело? Что это дает в перспективе?

— Мы уже видим развитие: это ведет к гибкости и широкому выбору, доступности профессионалов. Раньше, если мы открывали новый офис, то привлекали сотрудников только из этого города, (может быть, из региона). Сейчас эти географические границы стерлись. Мы можем принять на работу человека, которого никогда лично не видели. В то же время это дает соискателю более широкий выбор работодателей.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Будь гибким: Как human cloud платформы помогают внедрять командный подход

— Что ждет рынок труда на горизонте 10–20 лет?

— Я думаю, что рынок будет меняться структурно. Если посмотреть на историю, то, условно, 150 лет назад в нашей стране многие люди были задействованы в сельском хозяйстве, этого требовало время. Сейчас, понятно, все изменилось. И уже есть примеры, к чему мы, вероятно, будем двигаться. Самый яркий — Китай: эта страна еще 70 лет назад тоже была аграрной. Но с индустриализацией, с изменением структуры ее экономики мы видим, что она сначала стала главной фабрикой по производству всего, а сейчас КНР — уже технологический законодатель в мире. При этом население Китая не очень сильно за это время изменилось, но структура претерпела большие изменения. Нас ждет примерно то же самое: поддающиеся легкой автоматизации процессы будут передаваться технологичным платформам.

— Какие профессии будут востребованы всегда?

— Мне трудно загадывать и называть конкретные профессии, потому что нас точно ждут еще изменения. Но я уверен, что произойдет стык технологий и традиционных специальностей, из-за чего уже будет практически невозможно отделить их друг от друга.

Обновлено 04.06.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть