Сколько заработали EdTech-компании России за первый квартал 2021 года

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Компания Smart Ranking при поддержке пула участников рынка составила новый рейтинг крупнейших EdTech-компаний России. Суммарная выручка топ-80 составила более ₽11 млрд

При подготовке использовались данные компаний, системы «Контур.Фокус», открытых источников.

В рейтинг не включены:

  • международные проекты, а также проекты государственных организаций и вузов. Например, платформы «Открытое образование» и «Специалист.ру»;
  • компании, для которых EdTech является прикладной деятельностью. Например, курсы трейдеров при финансовых организациях;
  • платформы, оказывающие услуги по написанию дипломов, курсовых и т.д.

За год с начала пандемии российский рынок EdTech вырос вдвое. За аналогичный период прошлого года участники рейтинга в том же составе заработали около ₽5,8 млрд. Несмотря на ослабление карантинных мер и частичное возвращение людей в привычный офлайн, темпы роста у большинства игроков не замедлились.

Общая оценка рынка по итогам квартала может достигать ₽20 млрд (с учетом более мелких, государственных компаний, а также репетиторов). По осторожным прогнозам, к концу 2021 года рынок вырастет до ₽58-60 млрд (по самым смелым — до ₽70 млрд), а топ-80 смогут взять новую планку и совместно заработать более ₽50 млрд.

«По нашим оценкам, в 2021 году рост может составить 20-25% в целом по всей индустрии EdTech, — отмечает Сергей Ходаков, директор по операционной работе кластера информационных технологий Фонда «Сколково». — Опережающий рост можно ожидать от мобильного образования и смешанных форматов (онлайн/офлайн) обучения. Кроме того, продолжится тренд на применение технологий искусственного интеллекта для индивидуализации процесса обучения, а также активное развитие партнерств с бизнесом».

Новый рейтинг с выручкой ₽1,5 млрд возглавила онлайн-школа Skyeng, также развивающая детское направление Skysmart, а в марте этого года запустившая онлайн-университет навыков и профессий Skypro. В первом квартале 2020 года первое место принадлежало одному из лидеров школьного образования Учи.ру, который теперь переместился на третью строчку рейтинга. Ожидается, что скоро компания наверстает упущенное с учетом сделки с Mail.ru Group, закрытой в декабре прошлого года. На расширение Учи.ру направлены инвестиции в размере ₽3,75 млрд. При этом помимо школы в экосистему корпорации уже входят онлайн-университеты GeekBrains и Skillbox, платформы «Сферум», «Тетрика», «Алгоритмика» и SkillFactory.

С третьей на вторую строчку относительно I квартала 2020 года поднялся Skillbox с выручкой за квартал ₽1,4 млрд. Как отметили в компании, в основном на динамику повлиял запуск 98 новых курсов в I квартале 2021-го для удовлетворения спроса на рескиллинг в сторону актуальных цифровых профессий.

Сколько заработали EdTech-компании России за первый квартал 2021 года
Сколько заработали EdTech-компании России за первый квартал 2021 года

С полной версией рейтинга топ-80 EdTech-компаний России можно ознакомиться по ссылке.

Взлеты и падения

Лидером по темпу роста оказалась Московская школа управления Сколково, увеличившая выручку на два порядка — с ₽1,6 млн до ₽149 млн. Если сопоставлять этот показатель с выручкой от онлайна бизнес-школы за весь прошлый год, то первый квартал 2021 года принес ей более четверти (26,7%) от всего прошлогоднего дохода. Рост связан, в первую очередь, с эффектом низкой базы: в I квартале прошлого года у Школы была всего одна открытая комплексная онлайн-программа, которую прошли 58 студентов. Сейчас выручку формируют 12 b2c-программ и 18 корпоративных онлайн b2b-программ, у которых более 2,5 тыс. слушателей. С начала 2021 года бизнес-школа запустила еще четыре новые программы, еще несколько готовит к старту во II и III кварталах.

Однако не всем удалось успешно начать 2021 год. Девять компаний завершили первый квартал с минусом. Этот список возглавил CORE, который снизил темпы на 66,17% и оказался в рейтинге с ₽16 млн. Как пояснил глава компании Антон Сажин, это связано исключительно с сезонностью выплат: «Из-за большой доли b2b выручка неравномерно распределяется по кварталам. В прошлом году выплаты по контрактам пришлись на I квартал, в этом — на II и III-й». По итогам 2021 года компания рассчитывает получить выручку в ₽200 млн.

Кроме того, в числе отстающих по-прежнему остается часть компаний, которую кризис подкосил еще в самом начале 2020 года. Сейчас их показатели постепенно выравниваются.

Школьники и профессии

Среди компаний, закрывших квартал с минусом по отношению к I кварталу 2020 года, представлены все направления EdTech, кроме цифровых профессий и школьного образования. В сумме компании второго сегмента — а это почти треть участников рейтинга — заработали более ₽3,5 млрд. Самым крупным из них стала онлайн-школа для детей и подростков Skysmart: в марте 2021 года Skyeng запустила в Skysmart несколько новых предметов — теперь там можно заниматься не только английским и математикой, но и русским языком, физикой, обществознанием, шахматами, подготовиться к начальной школе и выпускным экзаменам.

Впрочем, наибольший рост среди всех сегментов показали компании, обучающие цифровых профессиям. Они увеличили общую сумму на 148,07% с ₽1,3 млрд в I квартале 2020 года до 3,1 млрд в 2021 году. Направление представляет всего девять онлайн-школ, состав которых практически не меняется. Крупнейшими игроками по-прежнему остаются Skillbox, «Нетология» и Geekbrains.

«Нетология» опустилась в рейтинге лишь по техническим причинам: школьное направление под брендом «Фоксфорд» окончательно выделилось в отдельную компанию и заняло отдельную строчку (как и Edmarket, входящий в холдинг TalentTech).

«Выручка оказалась прогнозируемой, уже несколько лет подряд мы видим некоторый «отскок» после сезона больших покупок — IV квартала. Это ситуация, связанная с типичным поведением человека в канун больших распродаж и праздников», — отметили в SkillFactory.

Короче и быстрее

Школы, обучающие бизнесу, оказались на втором месте по росту суммарной выручки — в I квартале 2021 года они заработали почти ₽1 млрд. Наибольший вклад внес Like Центр, оказавшийся на пятом месте топ-80 с результатом ₽564,9 млн (с учетом сети франчайзи).

По словам представителей сегмента бизнес-образования, наибольшим спросом сейчас пользуются узкоспециализированные и краткосрочные курсы для предпринимателей. «Мы выявили падение спроса на основные наши продукты из линейки МВА, в сложившейся ситуации длительное обучение уже не так привлекает клиентов, — подтверждают в City Business School». В основном клиентов интересуют темы, связанные с удаленной работой, управлением командами и перенастройкой бизнес-процессов в условиях текущих изменений. Ожидается, что все эти направления будут популярны еще долго.

Фото:РБК Тренды
Экономика образования Как бизнес-школе перевести обучение в онлайн

Разработчиков прибыло

В этом году в рейтинг вошли несколько новых разработчиков онлайн-курсов. По сумме выручки сегмент вырос на 51% по сравнению с I кварталом 2020 года. Крупнейшим его представителем остается Getcourse, заработавший в начале этого года ₽430 млн. На строчке ниже почти с теми же показателями расположилась компания iSpring, а замкнула тройку лидеров сегмента платформа для проведения вебинаров, онлайн-встреч и конференций Webinar Group.

В целом большинство участников сегмента показали хорошие результаты в сравнении с тем же периодом прошлого года. «Прирост к прошлому году составил 28%. На b2b-рынке, после пандемийного года, для первого квартала — это хороший показатель», — считает Алексей Вагин, генеральный директор платформы «Эквио».

Медики и менеджеры

Сегмент корпоративного образования продолжает расти. Как отмечает Андрей Игнатов, директор по маркетингу корпоративной библиотеки Alpina Digital, сейчас как никогда виден тренд на непрерывное образование и постоянное развитие сотрудников на рабочих местах.

Как добавляет Илья Курмышев, директор образовательного бизнеса группы Актион-МЦФЭР, важный приоритет на этот год — медицина. «Мы существенно расширяем линейку программ по клинической медицине. Кроме этого, планируем активнее переводить в практикоориентированные онлайн-форматы повышение квалификации госслужащих и работников бюджетной сферы», — поделился планами Илья.

Фото:Unsplash
Экономика образования ИТМО запустил первую в России международную программу по Public Health

Покорение новых рубежей

Явный тренд рынка — экспорт российского EdTech. У четверти из топ-80 компаний есть зарубежный бизнес, который уже приносит им выручку. В сумме она достигает почти ₽1 млрд. В I квартале 2020 года та же сумма была в два раза меньше. «С начала 2021 мы выделили зарубежные рынки как вектор для развития и сейчас активно идем в этом направлении. У нас появляется все больше клиентов из Восточной Европы и стран СНГ, и мы планируем за 2021 год как минимум удвоить их количество», — говорят в Эквио. В свою очередь онлайн-школа цифровых навыков Kodland открыла англоязычное направление с филиалом в Великобритании в феврале 2021 года. Всего она охватывает более 20 стран. В ProctorEdu сфокусировались на рынке США: провели его исследование, зарегистрировали там бизнес и заработали за рубежом ₽19 млн в I квартале 2021 года. Это 83% всей выручки компании.

Без громких сделок

Сделки I квартала 2021-го продолжают прошлогодний тренд на непрофильные инвестиции в EdTech. «В России много людей и компаний, готовых вкладываться в образование, и основным инвест-драйвером являются частные ангелы и синдикаты, — отмечает Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2. — Стал более выраженным тренд на консолидацию, в том числе прошли сделки, где инвестиции в проект давались именно под покупку схожих по тематике и аудитории проектов, с целью создания единого масштабного игрока. И этот тренд будет развиваться».

По оценке венчурного инвестора, основателя инвестиционной компании А.Partners Алексея Соловьева, главное событие I квартала 2021 года с инвестиционной точки зрения — это вложения в экспорт российского EdTech. В частности, речь об инвестиции сооснователя Qiwi Сергея Солонина в проект EBAC Online, бразильскую онлайн-школу, запущенную выходцами из Skillbox и «Яндекс.Маркета». Она привлекла $1,5 млн. Также внимание привлекла «Алгоритмика», в которую фонд Winter Capital Владимира Потанина вместе с Российско-китайским технологическим инвестиционным фондом вложили $10 млн. «Пока такие кейсы можно пересчитать по пальцам одной руки, но я выделяю это событие как значимое, потому что оно является первой «ласточкой» важного тренда, который мы будем наблюдать в ближайшие годы», — подытожил эксперт.

Фото:Unsplash
Экономика образования Как закалялся EdTech: российский рынок в контексте глобальных трендов

Основные тренды начала 2021 года

1. «Отката» в оффлайн уже не случится

По словам участников рынка, снятие карантинных ограничений в I квартале 2021 года расчистили общую EdTech-картину: подтвердилось предположение, что оффлайн уже никогда не вернется в образование в прежнем объеме.

«Корпоративное обучение готово к переносу 50-70% образовательных программ в онлайн на постоянной основе, а для этого требуется смена аварийно-карантинных решений на регулярные комплексные EdTech-платформы и переработка методологии обучения под требования онлайн, — говорит Наталья Царевская-Дякина. — Частные школы, колледжи и проекты детского дополнительного образования массово запустили онлайн-версии, включая полноценное заочное образование. Неожиданно комфортно разместился в онлайне классически оффлайновый сегмент — обучение хобби, спорту, профессиям ручного труда, что год назад казалось практически невероятным. Никакого экстремального отката в оффлайн уже не случится. На прежние показатели вернется только, пожалуй, концертно-театральная индустрия. А нас ждет полноценная цифровизация образования и скорость роста рынка, сравнимая с e-commerce».

Фото:из личного архива
Экономика образования Будущее образования в онлайне: как поменяются лекции, студенты и педагоги

2. Приход новых игроков

Как отмечают в Фонде «Сколково», сейчас появляется целый ряд новых сильных проектов с перспективными разработками. Ежемесячно пять-шесть таковых подают заявку на получение статуса участника «Сколково». Рейтинг EdTech-компаний ежеквартально увеличивается на 10-20 игроков, демонстрирующих годовую выручку в сотни млн рублей.

Впрочем, Дмитрий Волошин, сооснователь Otus.ru отмечает, что новых проектов стало несколько меньше, чем в 2019-2020 годах: «Это обусловлено тем, что рынок становится более зрелым, и барьеры входа увеличиваются. Также постепенно пропадает романтизация образования, оно становится business as usual». По его словам, больше всего новых проектов появляется в сфере онлайн-школ как для взрослых, так и для детей. На втором месте — технологии и платформы дистрибьюции образовательного контента.

3. Поиск оптимальных форматов

Все большую популярность набирает гибридное обучение, объединяющее онлайн- и офлайн-занятия. Пандемия во многом поспособствовала экспериментам, объединяющим в процессе обучения реальные и виртуальные пространства.

Впрочем, удивить пользователя становится все тяжелее. Как отмечают в «Контуре», в целом аудитория становится более разборчива при выборе обучения: «Ученики знают, чего хотят. Можно выделить три «маст-хэва», о которых говорят наши клиенты:

  • гибкость платформы (возможность подстроить обучение под личный график);
  • поддержка куратора (возможность получать обратную связь по заданиям и тестам);
  • наличие мобильного приложения (возможность проходить обучение без компьютера)».

С ними согласен Иван Штанько, глава ГК Puzzle English: «Судя по регрессу продаж у инфобизнесовых курсов в первом квартале, потребитель становится более требователен к качеству контента и отгрузки».

Как добавляет CEO онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов, растет спрос на продукты с персональным сопровождением во время обучения. Этот тренд наметился в I квартале 2021 года и будет развиваться в дальнейшем.

4. Просвещение под вопросом

Участники рынка опасаются последствий нового закона о просветительской деятельности и уже подсчитывают возможные убытки. Свою оценку инициативе отечественные EdTech-компании выразили в открытом письме, составленном на имя вице-премьера правительства России Дмитрия Чернышенко. Обращение подписано представителями Российской Ассоциации Электронных Коммуникаций (РАЭК), а также компаниями «Нетология», MAXIMUM Education, Skyeng, «Фоксфорд», «Инфоурок» и «Алгоритмика».

«Рынок онлайн-образования взволнован, — объясняет Георгий Бабаян, руководитель Elbrus Bootcamp. — Пока неясно, как это повлияет на компании, оказывающие образовательные услуги. В лучшем случае закон затронет только некоторые компании, в худшем — у всех возрастет бумажная волокита, потребуется большее количество сотрудников, соответственно, стоимость образования тоже может вырасти».

Повышенный интерес властей к онлайн-образованию заметили и в «Государстве детей», однако в отличие от многих других участников рейтинга, им удалось найти в этом плюсы: «Сейчас явно прослеживается усиление внимания государства к национальным проектам и национальным целям — большая часть цифровых решений в образовании внедряются именно в рамках этих инициатив. Там, где внимание, логично развивается конкуренция, что повышает качество решений и сроки внедрения».

Рейтинг составлен при поддержке компаний «Яндекс.Практикум», «Контур.школа», «Нетология-групп», SkillFactory, Puzzle English, «Актион-МЦФЭР», Alpina Digital, «Государство детей», Skillbox.

Обновлено 13.07.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть