Как превратить свои соцсети в бесплатную образовательную платформу

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В среднем мы тратим 2,5 часа в день на соцсети. Основатель Insight Group Катерина Богина рассказала, как создать персонализированную образовательную систему в соцсетях, чтобы учиться, листая ленту

Об эксперте: Катерина Богина — управляющий партнер и сооснователь образовательной группы компаний Insight Group. Создатель и ведущий образовательных программ для международных и российских компаний: «Билайн», Газпромбанк, Х5 Retail Group, НЛМК. Более десяти лет исследует технологии обучения, самообучения и организационного развития, возглавляет ведущую российскую команду скрайберов.

Я освоила огромное количество профессиональных и личных навыков с помощью соцсетей: от фитнеса, правильного питания и стиля до менеджмента и управления финансами.

Любой новый навык проходит по заранее обкатанной схеме, которая помогает плотно погрузиться в новую сферу. Например, когда я заинтересовалась стилем, сочетанием одежды и шопингом, мои социальные сети на несколько месяцев превратились в один большой подиум и интернет-магазин одежды. Стильные подборки фотографий и содержательные посты помогли научиться сочетать одежду.

Страницы модных блогеров сформировали насмотренность, чтобы на глаз определять, что стильно, а что — нет. Спустя время я поняла, что достаточно изучила тему, и отписалась от всех блогеров и магазинов, кроме узкого круга обучающих страничек. Сейчас я осваиваю принятие решений на основе данных (data driven decision making) для своего бизнеса. Стартовая точка — социальные сети и моя лента новостей. Этот же подход я рекомендую участникам своих образовательных программ, чтобы освоить любую тему: от лидерства до проектного менеджмента.

Соцсети как образовательный портал достраивают, а не заменяют классическое обучение. Подписавшись на несколько образовательных школ, вы сможете изучить их программы, качество обучения, подачу материала, после чего осознанно выбрать подходящую образовательную программу.

Осознанно работая с алгоритмами социальных сетей, вы создаете персонализированную образовательную экосистему непрерывного обучения. Такая система поможет погрузиться в новую тему, естественно и ненавязчиво освоить новые знания и навыки. Вот как ее построить.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Почему будущее образования — за экосистемами

Как использовать тренды в образовании

Концепция обучения в течение всей жизни или lifelong learning стремительно наращивает позиции. Меняется сам способ учиться. Раньше люди получали одно образование, а затем работали и развивались в рамках освоенной профессии. Теперь люди меняют несколько мест работы и профессий за жизнь. Чтобы осваивать новые навыки и расти в профессии, каждый человек должен научиться учиться — стать сам себе тренером, наставником и коучем.

Другой популярный тренд — создание экосистемы вокруг продукта. Компании стараются не просто время от времени продавать продукты клиенту, а «обволакивать» его бытовую жизнь своей коммуникацией и продуктовой линейкой. В первую очередь это ИТ-гиганты: «Сбер», «Яндекс», Mail.ru Group. Все бьются за то, чтобы не выпускать человека из постоянного взаимодействия со своими продуктами. Пользователю экосистемы тоже полезны — все в одном месте, как в большом торговом центре.

Как обучить рекомендательные алгоритмы YouTube показывать вам подходящий образовательный контент

Третий социальный тренд — цифровые следы и цифровая анонимность. Большой резонанс вызвала докудрама «Социальная дилемма». Фильм рассказывает о том, какие данные о нас собирают социальные сети и насколько персонифицированный контент на основе этих данных они могут выдавать. Человек оставляет вокруг себя очень много цифровых следов и персональных данных, по которым можно воссоздать его точный психологический и социальный портрет.

Все это напрямую связано с обучением и, что важнее, самообучением. Можно стараться не оставлять цифровых следов и бороться с крупными экосистемами как неолуддиты, а можно включить критическое мышление и начать использовать технологии себе на пользу.

Классическое обучение — это конкретный продукт, который человек потребляет в отведенное для этого время. Например, смотрит уроки и выполняет задания. Дальше он выходит из образовательного опыта в свою обычную жизнь, никак не связанную с обучением. Используя экосистемный подход, мы попробуем сконструировать непрерывное обучение в социальных сетях.

Как создать обучающую среду в соцсетях

В среднем человек проводит в соцсетях около 2,5 часов в день. Это то самое время, которого нам не хватает, чтобы научиться новому. И, конечно, соцсети собирают о нас максимум информации, чтобы показывать новый, более таргетированный контент. Наша задача — превратить их в идеальную образовательную экосистему, которая будет выдавать обогащающий контент. Ненавязчиво, интересно и удобно.

Достаточно одной недели, чтобы показать алгоритмам, чем именно вы сейчас интересуетесь. Зайдите в рекомендации и посмотрите, какая выдача сформировалась. Сейчас у меня там микс из фитнеса и профессиональных материалов — аккаунтов директоров, руководителей и экспертов по data driven.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Как работают алгоритмы китайской соцсети TikTok

Для начала выделим знания, навыки и области, которые помогут погрузиться в новую тему. Это целые медиа и отдельные статьи, тематические группы, ролевые модели, эксперты, упражнения, рекламные материалы и мероприятия.

  • Профильные СМИ

Находим в поисковиках несколько тематических СМИ, которые могут публиковать полезные материалы по вашей сфере интересов. Далее подписываемся на страницы этих же СМИ в соцсетях. Теперь вам доступны все обновления этих журналов, каналов, порталов, но этого мало.

Нам нужно обучить алгоритм показывать полезное из всего объема информации. Для этого лайкайте и сохраняйте посты и материалы, которые помогают вам развиваться. При этом скрывайте из ленты посты, которые вам не нравятся или не относятся к вашей сфере интересов. Их станет меньше.

  • Тематические группы

Если вы осваиваете новую профессию, ищите группы, где общаются уже работающие в этой области профессионалы. Это поможет понять, чем люди живут, как они мыслят, что обсуждают. Нужно найти живые сообщества, в которых идут дискуссии и регулярно обновляется контент. Такие группы можно найти по ключевым словам в поисковой строке соцсети, в первую очередь, в Facebook и LinkedIn.

Изучая аналитику, я наткнулась на кучу аккаунтов, которые целиком и полностью заточены под обсуждения Excel. Большая часть этих тонкостей мне не нужна, но вот сам подход и форматы дэшбордов — очень даже полезны. Чтобы регулировать свою ленту, лайкаем подходящее и скрываем бесполезное.

  • Ролевые модели и эксперты

В этих же группах можно найти людей, которые активно пишут и комментируют посты. Ищем экспертов и/или ролевые модели — людей, успешно применяющих навык, который мы хотим освоить. Подписываемся на 20-30 человек. Лайкаем их посты, представляющие для нас ценность, их можно сохранить на будущее.

Блоги экспертов помогут оставаться в курсе последних событий отрасли, получать полезные задания, книги по теме и рекомендации по освоению искомых навыков. Когда алгоритм соцсети поймет, кем вы интересуетесь, он предложит вам подписаться на экспертов и интересные аккаунты из этой же сферы. Сначала вы работаете на обучение нейросети, а потом уже она на обучение вас.

Фото:Frank Augstein / AP
Индустрия 4.0 Как работают искусственный интеллект, машинное и глубокое обучение

  • Тематические обучающие организации

К экспертному блоку относятся обучающие организации. Например, если вы хотите освоить дизайн, подпишитесь на пять-десять школ или курсов, которые обучают дизайну. Так вы быстро сформируете подборку контента с новостями курсов, преподавателей, интересными упражнениями.

  • Хэштеги

Помогают смотреть все самое новое или самое популярное по своей теме. Например, в Instagram можно подписаться на все обновления по конкретным хэштегам — это идеальная работа с базой данных.

Прогуляйтесь по разным хэштегам, пока не найдете те, которые выдают вам наиболее полезный контент. Так вы автоматически получите самое лучшее себе в ленту. Сохраняйте в подборки все, что вам понравилось — алгоритмы будут выдавать больше похожего материала.

Хештег #datadriven помогли мне найти полезный контент и экспертов, на которых я подписалась. Там я обнаружила немало хороших идей, которые забрала себе в работу.

  • Таргетированная реклама

Это реклама, точно основанная на ваших интересах и предпочтениях. Чтобы получить хорошую подборку таргета, придется какое-то время попотеть, настойчиво показывая алгоритмам свои предпочтения: лайкать профильные посты, сохранять подборки по теме, подписаться на тематические образовательные учреждения. Спустя время вы увидите интересную рекламу. Например, подборки с обучающими курсами, конференциями и мероприятиями. Я постоянно получаю приглашения на огромное количество тематических конференций. Они сами находят меня, остается только выбирать.

Чтобы найти сотрудников, компании часто настраивают таргетированную рекламу на подписчиков нескольких тематических групп
Чтобы найти сотрудников, компании часто настраивают таргетированную рекламу на подписчиков нескольких тематических групп

Как учиться с помощью соцсетей

В течение дня вы не раз зайдете в соцсети. Будете листать свою ленту и с разной степенью погружения читать все, что там появляется — но теперь это будут дельные советы и полезные материалы по новой теме. Вся поступающая информация начнет формировать более правильный взгляд на требуемую сферу.

Самое забавное, что работу практически не нужно делать. Вы предусмотрительно поставили невод в самом рыбном месте и ждете, когда рыба набьется туда сама.

Например, если вы начали правильно питаться, то не заметите, как станете подбирать рецепты в Pinterest, закупать продукты по рекомендации фитнес-блогера на YouTube и смотреть короткие видео об осознанном подходе к еде в сторис Instagram. Это ваша новая, собственноручно собранная новостная лента в личном профиле в социальной сети. Специально создавать новый аккаунт не нужно. Сохраняйте все полезные видео и посты, чтобы посмотреть позже, собирайте собственную библиотеку.

Фото:Filip Bunkens / Unsplash
Экономика образования Канал влияния: как YouTube можно использовать для обучения

Сколько времени проводить в таких соцсетях? Сколько и раньше, только контент станет намного полезнее. Часть вы по-прежнему будете пролистывать, практически не вчитываясь, но информация все равно будет откладываться в памяти.

Осознанно работая с алгоритмами социальных сетей, вы получите идеально настроенную, персонализированную образовательную экосистему непрерывного обучения, которая в формате микрообучения работает с вашим погружением в новую сферу. Контентная выдача соцсетей превратится из разрозненных пестрых видео с котиками и селебрити в подборки с упражнениями, обзорами и постами людей, которые уже обладают нужным вам навыком.

Как продолжить обучение

Я рекомендую внимательно относиться к упражнениям и событиям. Если вы натыкаетесь на практику, потратьте 10–15 минут в день, чтобы сделать рекомендованные действия. Например, приготовить полезное блюдо, нарисовать рисунок или по-другому сделать таблицу Excel. Так приобретаемые знания перейдут в регулярную практику.

Посетите пару курсов по новой теме или сходите на профильную конференцию. Конференции — это концентрат информации по новой теме: чем живет отрасль, что делают ее опорные представители, какие результаты показывают, какие подходы рекомендуют. Не забудьте подписаться на всех интересных спикеров конференции, ведь после самого события они могут подкинуть вам еще немало полезного и интересного материала.


В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Обновлено 16.02.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть