Глава платформы T&P — о «виртуальном кулере» и социализации на удаленке

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Из-за перехода на удаленку компании лишились очень важного элемента эффективной работы — живого общения. Как избежать разобщенности команд, рассказала Надежда Макова

Об авторе: Надежда Макова — CЕО платформы «Теории и практики» и образовательного ИТ-сервиса K-AMPUS.

Психологи во всем мире уже обозначили негативное влияние социальной изоляции на здоровье и продуктивность человека, что может приводить к депрессиям, тревожности, потере сна и мотивации. Компании из сферы здравоохранения утверждают, что изоляция снижает эффективность и вовлеченность сотрудников.

Живая коммуникация — важная часть любого бизнес-процесса. Человеку свойственно раскрываться в неформальной обстановке на совместном обеде или в очереди за кофе. Джессика Метот, доктор философии Университета Рутгерса, посвятила этому вопросу особое внимание. В своей статье «Офисная болтовня как общественный ритуал» она отмечает, что общение у кулера укрепляет связи между работниками, делает их более открытыми по отношению к коллегам и преданными своей компании.

Порядка 20% респондентов из 2,5 тыс. человек, принявших участие в большом исследовании компании Buffer, признаются, что удаленная работа привела к трудностям в общении. Еще 20% пожаловались на чувство одиночества, часто возникающее при работе из дома.

Какие процессы происходят в мозге человека при неформальном общении на работе? Исследователи из Университета Мичиган говорят, что спонтанная встреча у кулера и десятиминутный светский разговор усиливают когнитивные функции мозга, повышая способность к запоминанию, планированию и увеличивая скорость принятия решений. Люди в такой обстановке гораздо охотнее делятся своими идеями по улучшению работы и применяют инновационные подходы. Еще в 2014 году 89% участников опроса компании Globoforce (ныне — Workhuman) указали, что благоприятные рабочие отношения влияют на качество их жизни в целом.

Что делать?

На помощь распределенным командам приходят инновации. Весной 2020 года ежедневные встречи в Zoom проводили 200-300 млн человек против 10 млн до пандемии, всего несколькими месяцами ранее. Но хорошего в этом показателе мало, ведь сотрудники буквально сходят с ума от потока этих встреч. Что делать?

  • Профессор Гарвардской школы бизнеса Цедал Нили, эксперт по организации удаленной работы с 20-летним стажем, настаивает: рабочие встречи в Zoom нужно разбавлять неформальными звонками с отвлеченными разговорами, виртуальными совместными кофе-паузами, обедами и обсуждением новостей и событий из жизни.

Это поможет сохранить связь, которая была между вами в офисе, и создаст так называемую «виртуальную курилку».

  • В США из-за широкого распространения дистанционной работы стали популярны сервисы удаленного коворкинга: во время звонка длительностью от одного до трех часов незнакомцы работают в компании других людей с выключенными микрофонами и включенными камерами.

Это помогает не прокрастинировать и не чувствовать себя одиноко. Тот факт, что с февраля 2020 года виртуальная коворкинговая платформа Caveday выросла в восемь раз, говорит о небывалой популярности и эффективности этого инструмента.

  • Совместное узнавание нового — эффективный способ сближения и сплочения команды на расстоянии.

Все больше руководителей приходят к этому. Мы видим это по собственной статистике: во время изоляции количество поступающих запросов в Центр корпоративного обучения платформы «Теории и практики» на разработку обучающих программ с элементами геймификации, марафонов и стратегических сессий в три раза превысило аналогичные цифры прошлого года.

С подобным запросом к нам обратились руководители одного системного интегратора ИТ-решений. Стояла задача: объединить, вовлечь, наладить кросс-функциональное взаимодействие более 1 тыс. разбросанных по всей России сотрудников. Наши специалисты предложили обучающий марафон в телеграм-канале. В итоге, 250 участников из разных отделов, которые никогда не общались друг с другом, начали активно коммуницировать и делиться обратной связью. За десять недель они прошли 24 часа воркшопов, выполнили свыше 200 домашних заданий, прислав более 100 отзывов и рекомендаций. Канал остается живым и по сей день, став открытой площадкой для общения.

  • Если участие команды в образовательных марафонах не совсем ваше, но при этом стоит цель познакомить людей из разных отделов и городов, используйте рандомизатор, например, RandomCoffee.

Это телеграм-бот, объединяющий людей в пары. Случайное объединение людей из разрозненных команд дает возможность поговорить друг с другом и найти общие темы, которые, возможно, не могли возникнуть в обычной жизни. Так, команда Trello, выпустившая собственный рандомизатор, отмечает, что это была одна из самых успешных социальных программ в их команде, которая на две трети состоит из сотрудников на удаленке. Причем, распределяя людей, руководители стараются сделать так, чтобы в паре был удаленный сотрудник из другой страны и сотрудник штаб-квартиры. Это действительно простой способ сблизиться, несмотря на то, что компания находится в нескольких часовых поясах.

Небольшим по размеру командам я бы посоветовала устраивать пятничные просмотры документальных фильмов с последующим обсуждением. Командам любого размера — проводить планерки в формате TED-презентаций, после которых сотрудники ставят баллы за выступление коллег. Это добавляет элементы геймификации и повышает вовлеченность.

Социализация и неформальное общение — необходимый инструмент сплочения команды, важность которого обострила дистанционная работа. Если руководители не уделят должного внимания организации совместного досуга команды, они могут вскоре обнаружить, что команды больше просто нет, а есть отдельные ничем не связанные люди, которые не хотят творить вместе. В ваших руках сделать иначе.


В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Обновлено 05.02.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть