Как развивать бизнес-навыки у детей: мастермайнды и питчи «на пальцах»

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Если целенаправленно развивать у ребенка лидерские качества, дизайн-мышление и умение выступать на публике, уже к окончанию 11 класса можно собрать неплохой набор предпринимательских навыков

Эксперты курса «Стартап-Формула» онлайн-школы «Фоксфорд» рассказали, зачем подросткам участвовать в хакатонах, питчить проекты и создавать запоминающиеся презентации.

Находиться в потоке

Концепцию потока придумал американский психолог Михай Чиксентмихайи. Идея в том, что человек должен быть искренне вовлечен в деятельность, чтобы чувствовать максимальную отдачу и радость от происходящего. На практике вовлеченность можно поддерживать, участвуя в конкурсах, хакатонах, или запуская собственные проекты.

  • Стартапы

В 2021 году начинающие предприниматели делают ставку на ИТ-технологии, поэтому постоянно появляются новые приложения для здоровья, спорта, образования и интересного досуга. В старших классах школьник уже может стать частью команды разработчиков, а при наличии лидерских качеств — даже возглавить ее и мотивировать людей.

Игорь Александров, победитель Всероссийского конкурса «Большая перемена», запустил первый стартап в 16 лет:

«Мой проект начался с идеи и вдохновения: мне хотелось сделать что-то полезное и применимое на практике. Изначально я думал о приложении по изучению английского языка, так как сам увлекался этой темой. Но затем решил переключиться на более глобальный вопрос: мотивацию, необходимую во всех сферах жизни. Так появился СПОК — приложение, которое способствует саморазвитию и поддерживает ментальное здоровье.

Сначала я работал в одиночку: собирал информацию о UX, UI и других узконаправленных темах в сфере мобильной разработки, а потом решил собрать команду, потому что понял, что вместе с единомышленниками смогу намного быстрее запустить и прокачать проект».

  • Хакатоны

Марафоны для разработчиков помогают погрузиться в предпринимательскую среду: на них можно потренировать hard skills и прокачаться в проектном менеджменте. Особенно полезно в них участвовать тем, кто планирует в будущем запустить ИТ-стартап, найти команду и инвестора.

Если школьник только задумывается о карьере в высокотехнологичной среде, ему тоже полезно посещать хакатоны: как минимум, он сможет понаблюдать за командной работой, узнать, как питчить стартап, а еще заведет полезные знакомства.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Что такое хакатоны и зачем они нужны разработчикам и компаниям

Павел Якименко, предприниматель, преподаватель курса «Стартап-формула»:

«Хакатоны — это мероприятия для ребят, которые уже обладают определенными навыками, например, занимаются программированием, веб-дизайном, копирайтингом.

Если вы уже запустили собственный проект, участвуйте в хакатонах, чтобы общаться с коллегами, собирать обратную связь и искать будущую команду и партнеров. Зачастую хакатоны освещают СМИ и деловые порталы — это возможность получить дополнительные охваты и пиар. Еще на хакатонах получают классные призы и привлекают инвестиции.

Но даже если вы не планируете запускать собственный проект или становиться частью какого-то стартапа, участвуйте в хакатоне, чтобы обратить на себя внимание потенциальных работодателей. В будущем это может принести вам выгодное предложение по работе в одной из известных компаний».

  • Конкурсы

Если хакатоны развивают основные умения, вроде программирования, дизайна или менеджмента, то "гибкие" навыки можно прокачать во время конкурсов. Например, научиться делать презентации, выступать на публике, свободно общаться со сверстниками из разных городов и стран и налаживать первые профессиональные связи. Кроме того, о победителях крупных конкурсов пишут СМИ, а это дополнительный способ заявить о себе.

Финансовая грамотность для подростков: от 9 до 15 лет

Рефлексировать в мастермайнд-группах

Это группы, в которых используется коллективный разум для решения разных проблем и задач. Можно собирать единомышленников, чтобы готовиться к экзаменам, читать профессиональную литературу, тренировать критическое мышление или конструктивное восприятие критики. Главная фишка этого метода заключается в регулярности и рефлексии. 

Светлана Гончар, преподаватель «Нетологии», консультант по организационному развитию:

«В мастермайнд-группах можно развивать разные навыки: от умения слушать и слышать до стратегического мышления. Многое зависит от первоначального запроса и от людей, которых вы выбрали себе в соратники. Чтобы взять по максимуму от таких встреч, заранее запишите, какой навык вы хотели бы прокачать, и все 20 минут держите фокус именно на нем. От раза к разу вы можете менять запросы. Главное — помнить, что внутри одной встречи концентрироваться нужно на определенном навыке».

Экономика образования Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать

Питчить проекты

Предприниматели защищают проекты перед потенциальными партнерами и инвесторами. В бизнес-среде такие короткие выступления называют питч-сессией: стартаперам нужно презентовать свой продукт за семь-десять минут. Чтобы произвести правильное впечатление на аудиторию, важно заранее определить цель и написать грамотную речь.

Павел Якименко, предприниматель:

«Подготовку к питч-сессии можно условно разделить на два этапа. На первом нужно сосредоточиться на публичном выступлении:

  1. Продумать текст речи, лучше выучить его наизусть. Дополнительно можно потренироваться перед зеркалом или камерой.
  2. Составить схему выступления, чтобы в голове засел визуальный образ, а не только слова.
  3. Продумать потенциальные вопросы и ответы на них: часто именно во время общения с аудиторией удается показать проект с лучшей стороны.
  4. Расслабиться перед выступлением, используя дыхательные практики. Например, медленно вдыхать, задерживать воздух и выдыхать, на каждом этапе считая до шести.
  5. Подготовить яркую и запоминающуюся презентацию.

Питч-сессия, в первую очередь, — это выступление для инвестора, поэтому требуется второй этап подготовки:

  1. Представьте себя на месте человека, который рискует деньгами. При этом он тоже предприниматель и тоже хочет заработать. Поэтому нужна веская причина, чтобы вложиться в стартап.
  2. Найдите проекты, которые потенциальный инвестор уже профинансировал и постарайтесь понять, что в них особенного, и как они смогли привлечь деньги.
  3. Разбивайте сумму на части и работайте с несколькими инвесторами. Когда один инвестор увидит, что вы уже работаете с другим, доверие к стартапу возрастет.
  4. Указывайте небольшую сумму. Амбициозность — важное качество для стартапера, но начинайте с приземленных цифр.
  5. Не додумывайте за инвесторов, а общайтесь с ними как можно больше. Не стесняйтесь рассказывать о проблемах и вариантах решения, а если вам все-таки отказали, обязательно просите обратную связь».

Тренировать насмотренность

Чтобы создавать запоминающиеся презентации и производить впечатление на потенциальных клиентов и инвесторов, важна насмотренность. Этот термин активно используют дизайнеры, видеоредакторы и специалисты по рекламе. Он означает, что если долго смотреть на произведения искусства, выдающиеся фотографии и видеоролики, накопленный визуальный опыт повлияет на ваши собственные работы.

Насмотренность развивает чувство прекрасного. Если регулярно изучать визуальные объекты, мозг тренируется: в нем появляются новые нейронные связи, которые помогают быстрее подбирать или создавать яркое оформление.

Собирать вдохновляющие идеи можно и в реальном мире, и в интернет-пространстве. Например, задействовать moodboard — так называемую «доску настроения». На ней можно соединять фотографии, иллюстрации, шрифты, паттерны и слоганы, а затем использовать все это для будущих презентаций. Создать такую «доску» можно на одном из специальных сервисов: moodboard, realtime board, sampleboard. А искать подходящие картинки и фотографии — на бесплатных фотостоках, Pinterest, Behance и других ресурсах.

Еще один способ развить насмотренность — посещать разные выставки. Особое внимание стоит уделять современному искусству: обычно в нем проявляются тренды, которые только через пару-тройку лет проникают в массовую культуру, в том числе дизайн и рекламу.

Фото:из личного архива
Экономика образования Иван Величко — РБК: «Дизайн — профессия не для интровертов»

Искать точки роста

Будущий предприниматель всегда ищет возможности для развития в повседневной жизни. В первую очередь, нужно научиться вести переговоры. Кажется, что этот навык может пригодиться только на деловых встречах, но на самом деле переговоры — любая коммуникация, где стороны отстаивают свои интересы. Поэтому отрабатывать искусство переговорщика можно на разных людях. Чтобы стать опытным переговорщиком, нужно использовать себе на руку даже конфликтные ситуации и, например, учиться сдерживать эмоции и гнуть свою линию. 

Светлана Гончар, консультант по организационному развитию:

«Успешные переговорщики умеют определять настроение человека. Вы можете нарабатывать этот навык каждый̆ день, встречаясь с людьми в магазине, такси или других общественных местах. Наблюдайте за людьми и старайтесь понять их настроение — это можно сделать даже за пару минут. Следующий шаг — научиться по поведению человека определять его потребности, чтобы впоследствии сделать предложение, от которого он не сможет отказаться».

Помимо проницательности, важно тренировать дизайн-мышление — методику, которая помогает лучше понимать клиентов и находить неочевидные решения разных задач. Чтобы научиться мыслить в таком ключе, нужно включать эмпатию и использовать творческий подход. Иногда стоит внимательно изучить контекст или, возможно, вообще переосмыслить проблему и предложить принципиально новое решение.

Предпринимательские навыки нужны не только тем, кто планирует открыть свое дело или работать в стартапах, но и каждому человеку, который хочет успешно строить карьеру. Они помогают придумывать нестандартные решения, договариваться, учиться новому и продвигать собственные идеи.

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Обновлено 07.04.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть