Не теорией единой: почему падает интерес школьников к естественным наукам

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Естественнонаучная грамотность россиян находится на низком уровне, показывают данные PISA. Рассказываем, почему школьники России интересуются естественными науками меньше, чем ученики других стран и как их замотивировать

PISA — международная программа по оценке уровня функциональной грамотности учащихся из разных стран в возрасте 15 лет. Тестирование проводится раз в три года.

Об авторе: Ирина Лаврова, директор по коммуникациям и связям с государственными и общественными организациями компании Bayer в России.

Теория и практика

Для измерения показателя естественнонаучной грамотности школьников обычно используют несколько международных сравнительных исследований: помимо тестирования PISA существует TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), проводящийся раз в четыре года — в нем участвуют школьники разных возрастов.

Сам же термин «естественнонаучная грамотность» включает в себя не только владение теоретическими основами наук. Определение состоит из трех компетенций:

  1. научное объяснение явлений;
  2. применение методов естественнонаучного исследования;
  3. интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

По сравнению со своими сверстниками из других стран, из года в год российские школьники показывают более низкие результаты: по результатам PISA 2018 года по естественнонаучной грамотности учащиеся набрали 478 баллов (показатель не меняется с 2009 года) и заняли 33 место из 80 стран мира. По словам бывшего министра просвещения Ольги Васильевой, школьники хорошо знают теоретические основы наук: они могут построить химические формулы и написать третий закон Ньютона на бумаге. Сложности возникают на стадии применения знаний на практике, в работе и повседневной жизни.

Лидерами по качеству естественнонаучного образования являются азиатские государства и специальные административные районы: Китай, Макао, Гонконг, Сингапур, Тайвань и Япония.

Главной идеей естественнонаучного образования в странах Азии является определение науки «как способа познания мира», где дети приобретают знания о природе путем исследований, делают собственные выводы, а не опираются на факты из учебников. В процессе обучения у детей развиваются личностные качества — любознательность, креативность, настойчивость, ответственность, которые необходимы для научной деятельности. Учителя стремятся создавать интерактивную образовательную среду, акцентировать внимание на идеях, развивать критическое мышление и прикладные навыки учеников, а также умение использовать науку в повседневной жизни.

Учеба как игра

Большое значение в формировании естественнонаучной грамотности школьников имеет внедрение новых технологий, активных форм обучения и элементов геймификации, которые развивают у детей любознательность, креативность в решении повседневных задач, интерес к природе, стремление исследовать. Это обусловлено тем, что школьники являются представителями поколения Z, о чем не стоит забывать. С раннего возраста дети, рожденные в «нулевых» годах, интегрированы в цифровую среду, реальный и виртуальный мир для них — единое целое. При этом они хотят потреблять не только развлекательный, но и образовательный контент. Поэтому в последние годы наблюдается рост количества научно-популярного контента в социальных сетях и YouTube.

Фото:Filip Bunkens / Unsplash
Экономика образования Канал влияния: как YouTube можно использовать для обучения

Кроме того, большой отрезок своей жизни поколение Z проводит в видеоиграх — для них это не просто увлечение, а способ получения информации. Поэтому игровые форматы необходимо активнее использовать в образовании и в том числе для мотивирования учеников к изучению естественно-научных предметов. Применение геймификации, многоуровневой системы обучения, интерактивных заданий, а также формирование сообщества единомышленников, позволяет привлечь внимание молодого поколения, в том числе тех, кто никогда не интересовался наукой.

В ноябре 2020 года прошла образовательная онлайн-игра Лига Знаний «Естественный интеллект», которая проводится с 2017 года и использует все эти элементы. Больше половины участников игры — школьники и студенты (53%), но в тестировании участвуют и люди с высшим образованием и ученой степенью. Пятый сезон игры оказался самым многочисленным — в нем приняли участие более 19 тыс. человек из 84 регионов России. За все годы существования тестирования в нем приняли участие более 53 тыс. человек, что сравнимо с численностью населения Геленджика или подмосковного Солнечногорска.

Средний результат по всем участникам в последнем сезоне оказался также не самым высоким и составил 32 балла из 87. Средний балл участников 14–17 лет чуть выше, чем у участников в возрасте 18–23 лет — 32,2 против 31,9 балла. Однако средний балл участников в возрасте 24–35 лет оказался ниже, чем у испытуемых старше 35 лет — 33,6 против 36,1 балла.

Как показывают данные, лучше всего россияне разбираются в физике: средний показатель правильных ответов — 55,2%. На втором месте химия (49,4%), на третьем — биология (49,1%) и на последнем — география: средний показатель правильных ответов: 41,2%.

Самыми сложными оказались все те же вопросы в формате тестирования PISA: эти задания требуют не просто знания школьного материала, а умения догадываться и понимать, какие знания (возможно, из разных областей) нужно применить в той или иной ситуации (0,32% правильных ответов).


В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Обновлено 28.01.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть