Как удержать ИТ-таланты в России: пять советов бизнесу

Фото: Sean Gallup / Getty Images
Фото: Sean Gallup / Getty Images
В поисках большей перспективы молодые российские разработчики часто уезжают в США и Европу. Как российским компаниям конкурировать с зарубежными работодателями — в материале РБК Тренды

Об эксперте: Ольга Добрякова, советник генерального директора ГК «Иннотех» по вопросам организационного развития.

Согласно данным рекрутинговой компании Hays, из-за дефицита кадров зарплаты в российской ИТ-отрасли стабильно растут, а работодатели используют финансовую мотивацию в качестве основного инструмента лояльности. Однако этого, как показывает практика, недостаточно.

В отношении поколения Z — а это треть населения планеты — часто употребляется термин «цифровой человек». Они интересуются наукой и технологиями и часто ориентированы на карьеру в ИТ-индустрии. Почти каждый второй из них, согласно опросу консалтинговой компании Sparks&Honey, мечтает создать инновационный продукт, который изменит мир. Это заставляет молодых специалистов стремиться к работе в компаниях, которые занимаются передовыми разработками. Однако сегодня Россию нельзя назвать лидером в создании инноваций и технологий. Так, в глобальном индексе Global Innovation Index-2020 в группе стран со схожим уровнем экономического развития (upper middle-income group) она занимает 30 место, а если рассматривать мир в целом, то еще ниже. Абсолютным лидером рейтинга сегодня является Гонконг, за ним идут США и Израиль.

Фото:Ameen Fahmy / Unsplash
Экономика инноваций Россия опустилась на 47 место в рейтинге инноваций GII

Как тогда российским компаниям конкурировать с зарубежными работодателями?

1. Доносить до них интересные задачи

Учитывая, что сегодня российский бизнес во многом находится на пороге цифровой трансформации, внутри страны у ИТ-талантов не меньше интересных задач (а может, и больше), чем на Западе. Исследование международной консалтинговой компании DT говорит о том, что 75% топ-менеджеров российских компаний называют инновационное развитие базовым приоритетом на ближайшие годы.

Но бизнес должен научиться правильно доносить свои задачи до целевой аудитории соискателей. Для этого нужно развивать HR-бренд через каналы выхода на ИТ-коммьюнити. Один из вариантов — хакатоны. Став партнером мероприятия для разработчиков, компания может наглядно показать, над какими интересными кейсами предстоит работать потенциальному сотруднику. Сегодня, как правило, это различные решения на основе искусственного интеллекта, машинного обучения и интернета вещей. Многие из наработок, предлагаемых участниками хакатонов, впоследствии получают продолжение в виде пилотных проектов в компаниях.

2. Развивать среду для реализации потенциала

Крупные традиционные корпорации не ассоциируются с тем местом, где царит дух свободы и творчества, необходимый для создания инновационных продуктов. На эту ситуацию гиганты пытаются влиять, с одной стороны, через внедрение подходов agile в работе, а с другой — за счет обновления модели компетенций лидерства. Согласно отчету «Agile в России», гибкие подходы к управлению становятся все популярнее: лидируют здесь сфера ИТ с долей в 41% и финансы с 25%.

Фото:РБК Тренды
Экономика инноваций Винтики или инженеры сложных машин: зачем компаниям идеи сотрудников

Но инновационная культура компании начинается, в первую очередь, с руководителей, создающих среду для развития и реализации потенциала сотрудника. Большую роль в ней играют системы оценки компетентности и обратной связи, которые дают представление о прогрессе и эффективности членов команды, их новаторских качествах. Существует целый ряд инструментов, позволяющих собирать такие данные с помощью анонимных автоматизированных опросов с кастомизацией под определенные категории сотрудников и сводить их в единую информационную панель. Среди них, например, SurveySparrow, SurveyMonkey, Typeform, Alchemer, SpiderGap и другие продукты подобного ряда. Постоянный анализ обратной связи позволяет вовремя реагировать на ценные предложения, внедрять необходимые изменения, проводить точечное персонализированное обучение и повышать экспертизу команды.

3. Цифровизировать внутренние процессы

Компания-работодатель должна фокусироваться не только на цифровой трансформации клиентских сервисов и продуктов, но и на цифровизации внутренней среды. Речь идет о:

  • Предоставлении современных компьютеров и всего необходимого оборудования.

Многие компании идут еще дальше: так, 37% респондентов из ИТ, банковской и других индустрий, опрошенных в рамках конференции «Гибридный офис: формат работы будущего», предоставляют оборудование сотрудникам для работы из дома, а еще треть готова это сделать при переходе в гибридный режим.

  • Создании единых цифровых пространств и интерфейсов внутренних систем.

От этого зависит не только комфорт сотрудников, которым не нужно переключаться между различными системами, но и их производительность. Так, по оценке экспертной сети ExpertMe, внедрение единой внутренней ИТ-платформы и прозрачного интерфейса в телеком-компании может повысить эффективность выполнения задач на 10-28%. На смену решений для внутренней инфраструктуры может уйти год и более, но это необходимый шаг для того, чтобы стать работодателем мечты.

Фото:Simon Dawson / Bloomberg
Экономика инноваций Что такое цифровая трансформация?

4. Пересмотреть корпоративные бенефиты

ДМС, спортзалы и йога, питание в офисе — всем этим больше никого не удивишь. Полноценный wellness-пакет, как его трактуют на Западе, включает в себя множество направлений и смещается с заботы исключительно о физическом здоровье в сторону концепции lifestyle coaching (обучение жизненным практикам). Этот тренд отмечается в исследовании Research&Markets по рынку США, которое помимо ДМС выделяет программы по психологической поддержке, отказу от вредных привычек, обучению финансовой грамотности. В некоторых компаниях есть собственная виртуальная валюта, которую можно потратить на бенефиты в рамках организации.

В целом, культура ментального здоровья и финансового благополучия очень развита на Западе, на который ориентируются молодые ИТ-специалисты. Многие компании добавляют в свою систему корпоративных бенефитов такие трендовые направления, как развитие осознанности (mindfulness), учат правильно брать кредиты и платить налоги. Согласно оценке российского сервиса «Понимаю», в России спрос на программы поддержки сотрудников в области ментального и материального благополучия перешел из латентной стадии в открытую, но все еще составляет только 5-10% от бюджета на ДМС. Это говорит о том, что работодатели, предлагающие такие бенефиты, могут получить конкурентное преимущество.

5. Офис как инструмент лояльности и мотивации

Несмотря на то, что ИТ-специалистам еще до обострения эпидемиологической ситуации подходил дистанционный формат работы, сотрудники все же хотят иногда приходить в офис. Например, мы сейчас официально на удаленке, но внутренний опрос команды «Иннотех», насчитывающей 1,5 тыс. разработчиков, показал, что многие наши коллеги считают работу в офисе более продуктивной. Поэтому сегодня так актуален гибридный формат: сотрудники вольны выбирать, когда им работать удаленно, а когда бронировать место в физической локации. Например, у нас есть коворкинг в Москва-Сити, куда сотрудники приходят по желанию и где все создано для продуктивной работы в комфортных условиях — оборудование, кафе, фитнес-клуб, торговая зона и т.д.

Сегодня офис становится эффективным способом повышения лояльности и мотивации, а не контроля работы сотрудников. Например, ИТ-компания EPAM использует локацию на побережье Испании как стратегический HR-инструмент для привлечения редких специалистов. Mail.ru Group построила 27-этажный офис с фитнес-центром, большой лаундж-зоной и конференц-залом, трансформирующимся в футбольное поле. В офисе «Учи.ру» везде стоят растения и висят рисунки пользователей — детей. Одна из переговорок раз в неделю превращается в кинозал, там же появляются сопутствующие просмотру фильма закуски — попкорн и фрукты. А «Яндекс» строит новую штаб-квартиру с открытым парком и террасой на крыше.

Фото:Rade Kovac / Shutterstock
Индустрия 4.0 Каким будет офис будущего: тренды в дизайне рабочих пространств

Российские разработчики — крайне ценный ресурс, за который нужно бороться. В глобальном рейтинге HackerRank они занимают второе место по уровню профессионализма, уступая только китайским программистам. Компаниям придется приложить усилия, чтобы создать для этой категории сотрудников благоприятные условия труда — это тот случай, когда мяч зачастую на стороне соискателя.


В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Обновлено 27.01.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть