«Вирусная» карта отыграна: итоги третьего квартала для российского EdTech

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Компания Smart Ranking и ИТ-холдинг TalentTech составили новый рейтинг топ-50 крупнейших игроков на рынке онлайн-образования по итогам третьего квартала 2020 года

При подготовке использовались данные компаний, системы «Контур.Фокус», открытых источников.

В рейтинг не включены:

  • международные проекты, а также проекты государственных организаций и вузов. Например, платформы «Открытое образование» и «Специалист.ру»;
  • компании, для которых EdTech является прикладной деятельностью. Например, курсы трейдеров при финансовых организациях;
  • платформы, оказывающие услуги по написанию дипломов, курсовых и т.д.

Суммарная выручка топ-50 EdTech-компаний выросла на 16,5% по сравнению со вторым кварталом, и при этом почти в два раза — на 99,6% — относительного аналогичного периода прошлого года, достигнув примерно 7,5 млрд руб. Таким образом, с начала года компании из списка заработали уже больше 18 млрд руб. Это значит, что итоги 2020-го будут примерно на уровне 25 млрд руб. Исходя из прогнозируемой оценки в 55-60 млрд руб., топ-50 занимает около половины EdTech-рынка.

«Вирусная» карта отыграна: итоги третьего квартала для российского EdTech
«Вирусная» карта отыграна: итоги третьего квартала для российского EdTech

«По оценке HolonIQ, размер EdTech-рынка в мире в 2020 году должен составить $227 млрд, что составляет прирост в 40% по отношению к 2019 году. Это оказалось выше прогнозируемых значений, — говорит Дина Каракаш, инвестиционный аналитик ФРИИ. — Ситуация с COVID-19 скорректировала рост рынка в положительную сторону. Таким образом, несмотря на падение платежеспособности в некоторых клиентских сегментах, общий тренд остается позитивным».

Цифровые профессии

По-прежнему быстрее остальных растут ресурсы, обучающие цифровым профессиям: исходя из экспертных оценок, после лидерства Skyeng по итогам 2018-19 годов, первые два места по итогам квартала занимают Skillbox и Geekbrains, на которых не повлияли даже два летних месяца. В Geekbrains, который впервые поднялся до второго места, заявили, что количество новых студентов у ресурса в августе выросло на 236% год к году. На четвертом месте — «Нетология-групп», показавшая рост относительно третьего квартала 2019 года около 80%, что, впрочем, ниже ее же результатов роста во втором квартале (130%).

«Нетология-групп» постоянно ускоряет динамику и темпы роста, мы идем с опережением и к концу года планируем удвоение выручки по всем проектам, — говорит Максим Спиридонов, генеральный директор компании. — В третьем квартале пользователи почувствовали определенную усталость от онлайн-обучения в целом, поэтому рост хоть и оставался стабильным, но был ниже, чем в период карантина. В осенний период мы снова увидели повышение интереса людей к обучению».

Значительно поднялся в рейтинге «Яндекс.Практикум»: если во втором квартале он впервые вошел в десятку лидеров, то по итогам третьего находится уже на шестом месте.

«Вирусная» карта отыграна: итоги третьего квартала для российского EdTech
«Вирусная» карта отыграна: итоги третьего квартала для российского EdTech

«В последние полгода наша стратегия начала давать ощутимые результаты, — отмечает директор по маркетингу «Яндекс.Практикум» Евгений Лебедев. — Из-за пандемии несколько сотен тысяч человек попробовали наши бесплатные курсы и поняли, что им все нравится. А выпускники, которые как раз появились в 2020 году, начали активно рекомендовать наш продукт».

Школа и бизнес

В сегменте школьного образования ситуация ровная: с одной стороны, на третий квартал пришлись два летних месяца, с другой, начался учебный год.

«Главное, что мы продолжаем наблюдать в третьем квартале, — аудитория пользователей, которые еще год назад даже не задумывались о том, чтобы решать образовательные задачи в дистанционном формате, плавно приходит в онлайн, — говорит Андрей Сизов, исполнительный директор онлайн-школы «Фоксфорд». — Мы видим рост интереса к полностью дистанционному формату обучения и стремимся закрывать не только потребности в основном школьном треке, но быть end-to-end образовательной платформой, сопровождая ребенка на каждом этапе его взросления, центральное место в котором занимает образование».

Михаил Мягков, генеральный директор MAXIMUM Education, отмечает, что третий квартал был более спокойным по сравнению со вторым: «Впрочем, для нашего сегмента это был горячий сезон: старт учебного года и традиционный интерес к дополнительному образованию школьников. Мы растем согласно планам. Наверное, могли бы больше, чем предполагали до пандемии, но сказывается падение реальных доходов населения, которое усугубляется неопределенностью в экономике».

Бизнес-образование

Продолжает расти переместившийся еще на одну позицию вверх «Like Центр». Его основатель Аяз Шабутдинов предсказывает рост интереса к этому направлению со стороны крупных онлайн-платформ, а также конкуренцию EdTech-проектов с классическими бизнес-школами.

«Обучение бизнес-навыкам, имея колоссальный потенциал роста, остается одним из самых недооцененных секторов в сфере образования, — говорит Шабутдинов. — Особенно в условиях экономической неопределенности, когда старые бизнес-модели вдруг стали неэффективными, а новым обучаться негде. Другие EdTech-платформы в этом году активно запускают собственные программы по обучению бизнесу. Сейчас происходит революция в образовании: становится понятно, что есть более эффективные способы обрести навыки, получить профессию или научиться бизнесу, чем пять лет ходить непонятно куда и непонятно зачем».

Корпоративное обучение

Что касается остальных сегментов, то на выручку некоторых компаний третий квартал оказал сглаживающий эффект — в зависимости от того, вызвала пандемия у них до этого резкий скачок спроса или, наоборот, падение, как это произошло, например, в корпоративной сфере.

«Если во втором квартале год к году мы сделали на 17% меньше кассы, то в третьем квартале выросли на 27%, — подчеркивает Дмитрий Зацепин, директор образовательного бизнеса «Актион-МЦФЭР». — В третьем квартале у нас училось больше, чем за все второе полугодие 2019 года. Оттока в третьем квартале мы не видим, люди хотят учиться».

Снижение доходов

Многие компании, тем не менее, продолжают ощущать снижение платежеспособного спроса.

«Мы это видим по снижению темпов роста выручки в третьем квартале по сравнению с прошлыми годами, — признается Александр Першин, генеральный директор компании HTML Academy. — Наш прогноз на четвертый квартал — плюс 20-25% к показателям 2019 года. Это снова означает снижение темпов роста примерно в два раза, но в любом случае ожидаем рост».

С учетом того, что для многих компаний самым активным является четвертый квартал, именно он должен стать показательным для сектора и изменить расстановку. К примеру, крупнейший ресурс в сегменте школьного образования «Учи.ру» явно должен будет войти в тройку лидеров по итогам четвертого квартала.

«В четвертом квартале мы ожидаем умеренное увеличение выручки и количества пользователей, — говорит Светлана Кравченко, руководитель Контур.Школы. — Традиционно конец года можно считать наиболее успешным для онлайн-образования, но 2020 год внес свои коррективы. Будем стараться удержать текущий рост».

Инвестиции в EdTech

Образование остается одним из ключевых направлений венчурных инвестиций в России: в третьем квартале было объявлено еще о нескольких сделках на рынке EdTech.

«Сейчас на образовательном рынке можно насчитать не менее сотни успешных стартапов, которые входят в портфели многих частных фондов, а также фондов с участием государственного капитала, в том числе РВК», — рассказывает Алексей Басов, заместитель генерального директора-инвестиционный директор РВК.

При этом ряд экспертов предсказывают, что EdTech может уже в ближайшее время созреть для IPO.

Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель А.Partners, об инвестициях в EdTech:

«В течение третьего квартала на рынке российского EdTech наблюдалось три важных тренда.

  • Состоялась (а в четвертом квартале была объявлена) сделка о дополнительном раунде инвестирования в компанию Skyeng, одного из лидеров EdTech.

Это важно, потому что эта сделка поднимает планку того, какие раунды и на каких условиях могут быть на рынке.

  • Этот квартал стал первым посткоронавирусным периодом, в рамках которого позитивный эффект на рост компаний (на которые он мог повлиять) завершился.

И снижение темпов прироста говорит о том, что вирусная карта отыграна, и дальше мы живем в новой реальности.

  • Событие, не связанное непосредственно с EdTech: в этот период было несколько новостей об IPO.

На биржу успешно вышла Ozon, а такие компании как FixPrice, Сравни.ру и ivi либо заявили о своем намерении стать публичной компанией, либо даже опубликовали проспект эмиссии на сайте американского SEC.

Для многих участников рейтинга становление публичной компанией является по сути единственной стратегией по выходу инвесторов: они стали уже слишком большими, чтобы их кто-то купил. Размещения российских компаний на бирже дают нам бенчмарки, ориентиры относительно того, каких размеров компания может себе это позволить. Ее выручка должна превышать $100 млн (то есть 7-8 млрд руб.), рост составлять не менее 50%, а доходность (если она есть) измеряться двузначными цифрами. Кроме того, компания должна занимать либо монопольное-полумонопольное положение, либо игрок должен обладать всеми характеристиками, позволяющими их будущим инвесторам на бирже поверить, что именно они смогут этот рынок консолидировать и довести свою долю до 20-30% или даже 40%».


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 18.12.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть