Университет-корпорация и микро-степени: что ждет образование в будущем

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Каким должно быть образование для решения глобальных вызовов — в материале РБК Тренды

Об эксперте: Дарья Козлова, к. э. н., доцент, первый проректор ИТМО.

Ни одну глобальную задачу не решить в рамках одного направления. Все открытия современности — это на 100% интердисциплинарные коллаборации. Поэтому в будущем университеты будут делать ставку и на интердисциплинарность, но не откажутся и от узкоспециализированных курсов. Их баланс — это ключ к ответам на глобальные вызовы, к решению больших научных задач.

Всего за несколько десятилетий наука изменилась впечатляющим образом. Дисциплины распадаются на субдисциплины, постоянно появляются новые специализации.

Во внутренней структуре университетов этот процесс привел к увеличению числа исследовательских центров, групп и учебных программ. Но для решения основных социальных проблем — здоровье, мобильность, неравенство, рост нетерпимости, трансформация экономики и рабочих мест, изменение климата, устойчивое развитие и управление государством — нужны междисциплинарные подходы, которые идут против этой тенденции.

Это значит, что университеты, с одной стороны, изолируются друг от друга в своих исследованиях, а с другой — нуждаются в объединении усилий, интеграции всех областей знаний как в фундаментальные, так и в прикладные разработки.

Баланса между ростом узкоспециализированных курсов и решением глобальных вызовов можно достичь благодаря развитию интердисциплинарности. Для этого необходимы общая инфраструктура, диалог, верные ценности и уважение в команде. В Европе существуют хорошие примеры таких институций, решающих сложные, глобальные задачи. Например, Institute of Advanced studies Университета Амстердама, где проводят исследования в области урбанистики и здравоохранения. Группа из представителей различных областей науки работает над вопросами ментального здоровья в городской среде, проблемами диабета, причинами депрессий и другими большими задачами, которые требуют рассмотрения разных точек зрения. Такие институты есть и в Делфтском техническом университете в Нидерландах. Наньянский Технологический Университет (Сингапур) в 2011 году сделал скачок к статусу университета мирового уровня, когда открыл тематические интердисциплинарные исследовательские центры (Институт комплексных исследований, Институт экологии и инженерии и другие).

Образование тоже должно двигаться в сторону интердисциплинарности. В 2018 году в Национальной академии наук США сделали вывод, что выпускники инженерных направлений плохо справляются с решением сложных, комплексных задач, где нужно междисциплинарное взаимодействие. Здесь главное — это преподаватели, которые могут реализовывать такие дисциплины. Так, в качестве первого шага навстречу «перемешиванию» студентов в ИТМО организовали внутривузовскую мобильность студентов: каждый бакалавр должен взять две дисциплины не из своей области, например, химики берут робототехнику, а программисты — биологию. Это решает сразу две задачи. Во-первых, студент получает шанс усомниться или убедиться в правильности своего выбора. Во-вторых, перемешивание дает возможность уже на втором курсе создавать интердисциплинарные команды.

Фото:из личного архива
Экономика образования Покажи свои чувства: нужен ли «технарям» эмоциональный интеллект

На трансформацию образования влияют и другие тренды. Например, студенты поколения Z делают ставку на оперативность и направляют свои усилия на получение конкретных навыков для будущей профессии, так как это ценит потенциальный работодатель.

Если проследить за развитием онлайн-курсов, то мы увидим тенденцию к «мелкой нарезке» тематических, утилитарных модулей, которые направлены на формирование определенного навыка. Последние пять-семь лет наиболее востребованными образовательными дистанционными продуктами являются Micro-credentials («Микро-квалификации») и Micromasters («Микро-степени»).

Сегодня часто говорят о конкуренции вузов с неакадемическим сектором: корпорации активно участвуют в создании образовательных продуктов — от ДПО до основных программ. С одной стороны, у них неоспоримый плюс — близость к hands on experience. Корпоративный сектор дает конкретные навыки, которые нужны для выполнения задач «здесь и сейчас». С другой, у таких программ нет той фундаментальной подготовки, которую дает университет.

Фото:РБК Тренды
Экономика образования Факультет нужных вещей: какие кадры требуются цифровой экономике

Но на эту конкуренцию интересно взглянуть и с другой стороны. Университеты как производители прикладных научных исследований для индустрии будут вынуждены конкурировать с корпорациями и сами превращаться в них. Для этого должны быть сформированы:

  • профессиональная этика;
  • ориентированность на заказчика;
  • дисциплина;
  • профессиональные навыки проектного менеджмента.

В результате грань между учебой в университете и работой на корпорацию-университет будет размываться.

Вузы могут стать «испытательными полигонами», где будущие поколения студентов будут привыкать к новым технологиям еще до того, как они попадут на рынок. А технологии, в свою очередь, выйдут на рынок после апробации — в этом роль и задача университета будущего. Пример: в городе дроны запускать нельзя, а в ИТМО Хайпарк — можно; в городе беспилотные автомобили и роботов выводить на дороги общего пользования нельзя, в отличие от нашего нового научно-образовательного центра.

Изменения в образовании будут связаны и с этапом так называемой «новой глобализации». По данным ОЭСР, количество студентов, уехавших из своей страны на учебу за границу, за два десятилетия увеличилось вдвое (с 2 млн в 1999 году до более 5 млн в 2016 году). Однако 2020 год внес значительные коррективы в развитие рынка экспорта образовательных услуг. Поток иностранных студентов также снизился: сказались закрытые границы, сложности с получением учебной визы и финансовые сложности, вызванные эпидемией.

Вынужденная пауза в академической мобильности позволяет развивать и предлагать новые решения, которые абсолютно точно повлияют на развитие глобального академического рынка. Так, в 2020 году только 7% европейских студентов продолжили обучение в вузах по обмену, остальные пожелали вернуться домой. После окончания пандемии Евросоюз, вероятно, оставит смешанный формат мобильности, при котором лекции будут проходить онлайн, а работа в лабораториях очно. Поэтому сейчас получила активный толчок инициатива ЕС по развитию онлайн-мобильности, которая началась в 2017 году. Для формирования 17 альянсов с бюджетом в €5 млн на три года уже отобрали 117 институтов высшего образования. Они взяли курс на объединение лучших курсов, дисциплин и программ на общих платформах. Таким образом студент может учиться в нескольких университетах сразу и одновременно стать выпускником нескольких вузов. Это огромный шаг навстречу конкурентному предложению на рынке образовательных услуг.

В будущем выиграет тот, который построит грамотные коллаборативные модели. Консорциумная модель развития заложена и в национальные проекты России, направленные на развитие науки и высшего образования. На смену «индивидуальному забегу», который лежал в основе «Программы 5-100», вузы РФ в программе стратегического академического лидерства будут взаимодействовать между собой, с РАН, с индустриальными и бизнес-партнерами. Соревновательный дух «Программы 5-100» показал свою эффективность, однако мало приблизил вузы к сетевому взаимодействию внутри страны. Сегодня ведущие университеты России ищут новые модели кооперации. Студент в 2030 году не должен получать все свои компетенции в одном университете. Будущее экспорта образования за набором компетенций от лидеров рынка: модуль по машинному обучению — от одного вуза, по критическому мышлению — от другого. Образование — это индивидуальный пазл, в котором можно собрать все, что вам нужно и интересно.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 16.12.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть