Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Грейс Са — РБК: «Мы верим в бесплатное образование для всех»

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Вице-президент по образованию и корпоративной социальной ответственности IBM поделилась с куратором РБК Тренды Светланой Миронюк взглядом на современное образование и рассказала о внедрении инновационной учебной модели

P-TECH — программа образования с государственно-частным партнерством, которая позволяет учащимся старших классов получить технические, академические и профессиональные навыки.

Open P-TECH — бесплатное онлайн-обучение технологиям и профессиональным умениям завтрашнего дня.

Разговор состоялся в рамках цикла интервью «Учебная тревога» Светланы Миронюк — проректора по развитию и координации Московской школы управления СКОЛКОВО. Послушать спикера можно будет на конференции о технологиях в образовании EdCrunch on Demand (8–10 декабря).

— Мой первый вопрос касается открытой платформы для обучения Open P-TECH. Почему вы ушли в онлайн и какие особенности есть у такого подхода к обучению?

— Open P-TECH — это попытка IBM охватить как можно больше студентов по всему миру и подготовить их к будущей работе. На сайте представлены курсы по новым технологиям, блокчейну, ИИ. Есть курсы для развития профессиональных навыков, например, дизайн-мышления — они помогают готовиться к карьере еще со школы. Мы задумывали P-TECH как попытку изменить современное школьное образование. Сейчас в программе участвуют 240 школ в 28 странах. Мы продолжаем работать над этой программой и продвигать ее. Цифровая платформа же позволяет подросткам учиться в гибридной форме. Они занимаются в школе и в то же время у них есть возможность дополнительных занятий онлайн.

— На каких принципах строится P-TECH и чем они отличаются от принципов Open P-TECH? Вы как-то меняли философию проекта?

— Open P-TECH разработан для студентов, которые хотят самостоятельно учиться онлайн. P-TECH — это физическое обучение в школе с преподавателем. Это новый взгляд на обучение в старших классах. Мы меняем сам характер обучения. Курс рассчитан на пять-шесть лет, в зависимости от страны. По окончании студенты получают аттестат о среднем образовании и одновременно степень младшего специалиста. Это комплексный подход при котором мы сотрудничаем со школами, государством и отраслевыми партнерами.

У P-TECH есть несколько основных принципов. Первый — государственно-частное партнерство. Статистика показывает, что классического диплома о среднем образовании для хорошо оплачиваемой работы уже недостаточно. Мы можем предоставить студентам что-то большее и делаем это с помощью партнерства. Второй принцип — шестилетний период обучения. Когда студенты вступают в программу, они становятся не только школьниками, но и учащимися колледжа. Во время обучения они набирают отраслевой опыт, есть возможность участвовать в стажировках.

Леонид Черный — о том, нужен ли диплом будущим специалистам Фото:Владислав Шатило / РБК

Следующий принцип — доступность для всех желающих. Мы не проводим тестирование знаний студента, когда он подает заявку на программу. Это дает возможность всем, вне зависимости от уровня подготовки, обрести навыки для будущей работы.

Мы тесно сотрудничаем с правительствами разных стран, чтобы обеспечить бесплатное обучение. Студентам не нужно беспокоиться об оплате, и они могут концентрироваться только на учебе. И, наконец, нам важно убедиться, что все выпускники смогут найти работу. Мы не даем гарантий, но устраиваем собеседования в компаниях-партнерах, где студенты могут продемонстрировать свои навыки.

— Ваши принципы помогают закрыть основные пробелы в образовании. Вы также открываете для подростков из малообеспеченных семей двери в профессию. У вас есть сообщество компаний, которые разделяют ценности IBM?

— Да, определенно. Когда мы создавали P-TECH в 2011 году, мы начали с одной школы в Бруклине. Но мы не хотели создавать одну «жемчужину», мы действительно планировали изменить школьную систему и в США, и по всему миру. Это означало, что нам нужно было привлечь внимание всего бизнес-сообщества. Сейчас в модели участвуют более 600 бизнес-партнеров. Некоторые из них сотрудничают с одной школой и обеспечивают ее наставниками и стажировками, некоторые работают в рамках концерна. Модель, как вы сказали, сокращает разрыв в навыках и возможностях. Она также помогает найти молодые таланты и выпустить разнообразных, квалифицированных сотрудников.

— Какая мотивация у наставников, которые работают с Open P-TECH, где у вас сотни, и даже тысячи учеников?

— В этом моменте две модели различаются. Open P-TECH — цифровая платформа, которая не связана с конкретными школами. Это отраслевые курсы, которые позволяют студентам набрать нужные навыки. Выпускники не получают диплом колледжа, но у них есть возможность узнать о новых и важных технологиях, которые пригодятся в будущей профессии. Программа помогает системе охватить большее количество молодых людей и познакомить их с технологическими областями. Школы могут не предоставлять такого рода информацию, и мы даем ученикам со всего мира доступ к бесплатным курсам. У нас есть и материалы для учителей, которые хотят рассказать о технологиях ученикам в своих классах.

Факультет нужных вещей: какие кадры требуются цифровой экономике Фото:РБК Тренды

— Однажды вы сказали, что средняя школа больше не является обязательной. Ваша программа показывает, что и университетское образование теперь не так необходимо для получения навыков и хорошей работы. Новое поколение и так с самого рождения находится в технологической среде и уже обладает определенными умениями. Значит ли это, что ваш проект каким-то образом разрушает традиционное образование?

— Я действительно считаю, что нужно разрушить систему, в которой студенты не получают равные рабочие возможности, а университет остается ключом к получению навыков и необходимых контактов. Модель P-TECH переосмысливает среднюю школу. Дело не в престижности диплома, а в том, в какой отрасли вы его получили. Степень колледжа может дать необходимые навыки и возможности для работы. Мы видим, как много учеников сейчас не ходят в школу из-за пандемии. Нам важно, чтобы у них были онлайн-возможности. Думаю, цифровое обучение будет играть не менее важную роль и после карантина.

Ученики должны получать доступный контент, в том числе вне учебного дня. Мы должны убедиться, что у школьников по всему миру есть возможность учиться, и сейчас нам нужно сосредоточиться на цифровом обучении.

В то же время мне сложно представить, что интернет когда-нибудь заменит школы и учителей. Школьникам, у которых возникают проблемы с успеваемостью, нужен живой человек, способный объяснить и поддержать. У родителей тоже должна быть возможность ходить на работу, а не сидеть дома с ребенком, который учится через компьютер. В некоторых случаях школа дает и социальные льготы, например, бесплатное питание. Не знаю, поменяется ли когда-нибудь такая система, но считаю, что школа и учителя всегда будут иметь большую значимость для общества.

Образование онлайн: может ли интернет заменить школу? Фото:Aleks Dorohovich / Unsplash

— Вы планируете как-то выявлять прогресс каждого студента при работе с платформой, чтобы понять, кто более успешен и в чем? Соответствует ли такая аналитика цифровой этике или это конфиденциальная информация?

— Мы не отслеживаем учеников и их прогресс. Единственное, что мы делаем — собираем отзывы о курсах, чтобы понять, насколько ценен наш контент. Отзывы помогают нам идти в ногу со временем. Мы смотрим, насколько легко ученики воспринимают нашу информацию, насколько она им полезна. Так мы можем убедиться, что наша программа — самая инновационная и передовая.

Когда мы работаем с учениками в школах, к нам могут прийти подростки с низким уровнем подготовки. Идея в том, чтобы взрослый, который ведет такого ребенка, сделал все для его поддержки и помог получить диплом об образовании. Потом уже мы видим, как наши ученики продвигаются вперед: находят работу или идут на дальнейшее обучение. Мы знаем, как важно видеть сильные стороны учеников и помогать их развитию. Но мы не собираем такую информацию и ни с кем ей не делимся.

— Как пандемия повлияла на рост проекта Open P-TECH?

— Когда мы создавали платформу, это не было чем-то придуманным за ночь. Мы тестировали ее с учениками, учителями, смотрели на пробелы в рынке. И были очень рады, что она была готова к работе во время пандемии — мы действительно увидели прилив учеников во время карантина. Но нам пришлось немного переосмыслить контент: мы стали думать о виртуальных наставниках, онлайн стажировках, добавили вебинары для учеников и учителей.

— Как вы думаете, почему университеты или средние школы не могут адаптироваться к новой образовательной реальности и реальным требованиям бизнеса?

— Образование, которое мы знаем, меняется, но медленно. Бизнес всегда был где-то в конце конвейера и не принимал активного участия в долгосрочном и устойчивом воспитании молодых талантов. Считаю, что сочетание из бизнеса, который делится своим опытом, и преподавателей — это новая волна сотрудничества. Школа делает свою работу, затем колледжи делают свою, и только потом в дело вступает бизнес. Если мы объединим наши ресурсы и опыт, образование станет более справедливым, а рабочая сила разнообразной.

— Как вы находите партнеров? Они стучатся к вам в двери или вы сами их ищете?

— Инициатива идет с обеих сторон. Мы работаем над тем, чтобы преподаватели со всего мира знали о нашей программе и использовали эти возможности. С другой стороны, есть инициативные педагоги, которые сами нас находят — на уровне школ, колледжей и выше. И, как вы сказали ранее, новое поколение родилось в мире технологий, и ученики выходят на нашу платформу самостоятельно, когда хотят развить свои навыки.

— Как вы видите будущее Open P-TECH? Может ли случиться так, что через десять лет глобальная корпорация IBM станет экосистемой в чем-то, что могло бы быть образовательным проектом?

— Мы планируем продолжать развивать сайт и работать над тем, чтобы программа всегда шла в ногу с развитием современных технологий. Думаем добавить другие области, например, здравоохранение. Первое, что нужно сделать — это связать мир, убедиться, что люди повсюду имеют доступ к проекту.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: