Сам себе университет: подкаст РБК Тренды «Списать не получится»

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Из чего складывается образование, почему важно рефлексировать, как взрослые управляют своей образовательной траекторией, — рассказываем в новом выпуске подкаста РБК Тренды «Списать не получится»

В шестом выпуске подкаста мы будем говорить только об образовательной программе. Для этого ведущий Максим Буланов специально пригласил lifelong learner`ов Галю Турчак и Андрея Мельниченко.

Андрей — педагогический дизайнер. Он проектирует обучение и выстраивает учебную траекторию студентов в «Яндекс.Практикуме».

Что такое педагогический дизайн

Галя не называет себя человеком конкретной профессии. Она практикует знания, которые набрала за три года самообразования в роли «помощника по обучению» в Skillbox.

Андрей и Галя — сами себе университеты. В этом выпуске они поделятся личным опытом проектирования своей образовательной программы и расскажут, как они помогают другим, с кем они работают и на что обращают внимание.

Несколько хайлайтов разговора

Называю ли я себя странным английским термином lifelong learner? — Нет. Это как писать музыку, которую ты хочешь слушать, просто до тебя ее еще никто не написал.

Любым новым состояниям, которые происходят в нашей жизни, здорово давать названия. Так мы впишем их в нашу историю. С ними будет легче работать и договариваться — мы начнем осознанно практиковать то, что чувствуем.

Образование — то, что с нами происходит. Хотим мы этого или нет. Это все, что мы кладем в голову: статьи, лента в Facebook, ролики на YouTube. Только lifelong learner делает это с предварительным вопросом, планом и понимает, что с этим делать потом.

Я не понимал, что делать со своей жизнью до 22 лет. Думал, что нужно поступать в университет, а я не представлял, как это работает и как сдавать экзамены. Тогда у меня было мало знаний о том, что есть в мире, что можно придумать себе профессию и ей заниматься.

У каждого есть история становления. Каждый может рассказать историю из детства, как он наедине с собой любил читать определенные книги и интересовался вещами, для которых не находил собеседников. У нас с Андреем этот внутренний диалог выливается в Excel-таблицу. Это инструмент, которым можно пользоваться или нет. Многие люди ведут личные дневники — это тоже персональная траектория.

Я рассказывал о своей учебной траектории, когда заходил уже достаточно далеко. Кто-то восхищался, удивлялся, поражался. Кто-то говорил: «Это клево, молодец, что так делаешь! Я сам так делать, конечно, не буду, но ты молодец».

Когда мы лучше понимаем себя, нам легче учиться «жестким» навыкам. Если есть внутренняя опора, можно полностью изменить профессию и выйти на новые рубежи за полгода-год. Получается, что я исследую себя, методы и подходы. В состоянии достатка и избыточности ищу, где это применить. Работа становится лабораторией, где я практикую все то, что накопилось.

Рефлексия — это отдельный неочевидный навык. Меньшая часть людей рефлексирует конкретно о своей образовательной программе, а не о том, куда их привела жизнь.

Нет траектории, которую ты однажды составил и сохранил на пять-семь лет. Важно понимать, что траектория будет меняться — ее нужно модифицировать и дополнять.

Чтобы не пропустить следующий выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.

Ссылки эпизода

  1. Блог Анастасии Кей из Гарварда
  2. Статья Гали Турчак «Мой личный Гарвард»
  3. Книга Стивена Пинкера «Чистый лист»
  4. Бесплатный курс ВШЭ на Coursera «Основы философии курс»
  5. Статья Ольги Зотовой о миграции идентичности
  6. Диалог Платона «Софист»
  7. Книга «Культурные основы обучения Восток и Запад. Цзинь Ли»
  8. Книга Кена Уилбера «Благодать и стойкость»

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 01.06.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть