Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Бизнес в 20 лет: подготовка школьников к экзаменам по химии

Фото:РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Часто школьного образования не хватает для поступления в вуз. Альтернативой репетиторам становятся многочисленные онлайн-курсы. РБК Тренды поговорили с создателем образовательного проекта по подготовке детей к экзаменам

Таня Котельникова, 24 года — автор онлайн-школы «Учим химию», преподаватель химии, ведущая научных мероприятий в Санкт-Петербурге и Ленобласти. Инженер-химик по образованию.

Откуда пришла идея

Таня:

Когда я создавала проект в ноябре 2018-го, то не думала о коммерции. Я обожаю химию и хотела дать себе некую отдушину. Сняла видео про метод полуреакций: на первом курсе многие студенты заваливают по нему экзамены. Подумала, что если объясню алгоритм, которому меня научили в свое время, он многим поможет понять тему и подготовиться. Я понимала, что видео нужно рекламировать, чтобы его кто-то увидел, и запустила таргет. За два дня в паблике появилось больше двух тысяч подписчиков и я стала снимать еще. А потом, через полгода, ко мне пришла идея: почему бы не сделать курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по химии — и сделала. Перед запуском курса уже появились задачи: сделать курс удобным и понятным каждому участнику.

Выбор платформы

Я выбрала ВКонтакте, потому что на этой платформе легко создавать онлайн-школу. Сделал сообщество, загрузил видео, создал беседу для обсуждения домашней работы — готово. Под отдельный учебный поток можно создавать закрытые группы в VK — так информация будет доступна только пользователям, которые непосредственно обучаются. Тоже очень удобно. Можно провести прямую трансляцию, все в одном месте, очень удобно. Загруженное видео в любой момент можно перемотать назад. После каждого занятия остается презентация, по которой можно повторить материал. На уроках в школе дети часто отвлекаются и не запоминают информацию. А тут послушал лекцию, понятную, с презентацией, все забыл. Включил еще раз, пересмотрел и запомнил.

Платно у нас выходят большие курсы для подготовки к ЕГЭ к ОГЭ. Также мини-курсы, например «фундамент химии» для 7-8 классов.

У химии слоистый характер изучения: каждый новый урок накладывается знаниями на предыдущий. В курсах мы ведем ученика от начала и до результата. У нас программа как в профильной школе, только все перенесено в онлайн.

Для открытого пользования я снимаю хаотичные видео-уроки на темы, которые мне нравятся. Делаю это бесплатно и со всей душой. А курсы — это именно система обучения.

Сколько длятся занятия

Для каждой группы мы делаем новые видео, совершенствуем каждый урок. Мы можем за два часа до занятия снять материал и выложить. Иногда это запись с экрана презентации, иногда у доски. Некоторые уроки проводим в трансляции: разборы, вебинары. Используем функциональность в зависимости от нужд. Самый большой курс длится восемь месяцев. Один урок от тридцати пяти минут до полутора часов, зависит от темы. Ученику нужно выделить время на трансляцию и на домашнее задание. С учетом домашнего задания в неделю это 7-8 часов. Быстро с нами к экзамену не подготовиться. С самого начала, если у ученика нет никаких знаний, — это минимум восемь месяцев, а лучше два года.

Обратная связь

Для каждого домашнего задания создается отдельная ветка обсуждения. Если ученикам что-то непонятно в лекции или задании — задают вопросы. Некоторые пишут в личные сообщения. Домашние задания отправляют туда же, в обсуждения. Мы их проверяем и делаем общий разбор. Максимальная обратная связь.

Большая перемена: какое будущее ждет школьное образование

Некоторые ученики писали, что после наших курсов сдали ЕГЭ на 80-90 баллов при подготовке с нуля. Это очень хорошо, если учитывать, что они были с нами только восемь месяцев — минимальный срок, за который можно изучить химию. Некоторые написали на средний балл — 60-70 баллов. Сказали, что тоже очень рады и проходят в вузы. Десятый класс я сделала только в прошлом году, и сейчас ребята в одиннадцатом. Как сдадут пока не знаю.

Целевая аудитория

Основная целевая аудитория — это ученики 10-11 класса. Дальше побочная: те, кто сдают ОГЭ, и ученики 7-8 классов. Меньше всего к нам обращаются родители — процентов двадцать. В основном дети к нам приходят сами, а родители только платят. Некоторые дети даже оплачивают курсы из своих карманных денег. Я специально делаю контент именно для детей, чтобы вовлечь их в химию и показать, какая это прекрасная наука.

Когда мы проводили курс «химия для всех», на него записалось несколько преподавателей химии. В отзывах они писали, что хотели разнообразить свои занятия с учениками и почерпнуть что-то новое.

Сейчас думаю расширять и углублять ЦА: искать тех, кто интересуется олимпиадной и студенческой химией.

На начальном этапе я очень четко прописала всю целевую аудиторию: вышло на пятьдесят страниц. Слышала, что 10 руб. за одного подписчика — это дешево. У меня есть скриншот из рекламного кабинета, где видно, что 400 подписчиков мне обошлись в 50 копеек за человека. Видимо я сильно попала в ЦА, поэтому паблик начал расти быстро и дешево. Потом уже, когда народ набрался, люди стали приходить сами.

Будущее образования в онлайне: как поменяются лекции, студенты и педагоги Фото:из личного архива

Как устроена внутренняя работа

«Учим химию» — мой проект. С остальными преподавателями я сотрудничаю. Собираю талантливых, сильных химиков и с ними делаю крутые продукты. Все остальное делаю сама, в том числе бухгалтерию. Это конечно, плохо: нужно найти больше людей. Я окружила себя только химиками, а нужно еще продажниками, таргетологами. Когда мне что-то надо, и я это делать не хочу, я плачу за аутсорсинг. Сейчас думаю расширяться: находить дополнительных людей и делегировать им задачи.

Особенность проекта

На мой взгляд в сфере преподавания проект может отличаться только одним — преподавателями. Может быть маркетинг, какая-то обложка, но выделяется проект только сутью и силой преподавателя. Если он сильный, что-то сложное раскладывает по полочкам, и после его уроков ребята понимают суть и могут самостоятельно выполнять задания — это можно считать успехом.

Есть преподаватели, которые могут все понятно объяснять, но делают это на очень базовом уровне. Когда их дети приходят в химический вуз, они открывают химию с совершенно другой стороны. Понимают, что все, чему их учили в школе, на самом деле устроено по-другому. Я же стараюсь соблюдать грани адекватности и давать химию такой, как она есть, но в пределах школьной программы.

Не коверкать факты до самого минимума, и при этом рассказывать просто. Кому-то интересно смотреть и слушать меня, потому что он понимает мои уроки, кому-то интересно слушать другого. Самое главное — это качество преподавания.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: