Вернуться на удаленку и справиться с критикой: дайджест образования № 28

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Что сотрудники и бизнес думают об удаленной работе, зачем экскурсоводам сторителлинг и как правильно реагировать на критику — в дайджесте экономики образования

Тема недели: снова удаленка

На фоне новых вспышек коронавируса многие зарубежные компании продлили режим удаленной работы до лета 2021 года. Некоторые организации уже смирились с новой нормальностью и ввели гибридный формат работы. Например, сотрудники Mi­crosoft смогут работать из дома до 50% времени, а по договоренности с менеджерами полностью перейти на удаленку.

Согласно опросу Cisco, только 6% российских сотрудников хотят остаться на удаленке после снятия ограничений. Это в два раза меньше, чем в европейских странах. При этом 35% работников по всему миру стали счастливее, а 22% опрошенных — более тревожными.

Не все компании рады вынужденной удаленке. Согласно отчету Accenture и «Лаборатории переговорных исследований», у 28% российских предпринимателей ухудшились отношения с партнерами из-за онлайн-переговоров. Предприниматели не могут наладить личный контакт и правильно понять эмоции собеседника.

Из-за дистанционного обучения также страдают школьники и студенты. В среднем один год обучения добавляет 8–9% к ожидаемой зарплате. По прогнозу Всемирного Банка, из-за дистанционного образования весной доход обучающихся в будущем будет ежегодно сокращаться на 2,5%. В сложной ситуации оказались и студенты педагогических вузов: чтобы пройти практику, им придется заменить пожилых преподавателей в школах и одновременно присутствовать на дистанционных парах.

Новости недели

  • С помощью чатов можно сделать более продуктивные онлайн-классы в Zoom: в личных сообщениях даже самые застенчивые ученики не боятся просить помощи.
  • Согласно опросу «Работа.ру», 39% россиян готовы задерживаться на работе и трудиться по выходным ради повышения.
  • Минобрнауки предложило сделать выпускников ВУЗов наставниками для талантливых школьников. Ведомство планирует развивать ИТ-структуру в университетах, обучать студентов и преподавателей работе с цифровыми сервисами.
  • Соосновательница Coursera Дафна Коллер развивает новую платформу для онлайн-обучения. Engageli позволит университетам выкладывать свои видео-курсы, ставить оценки студентам, а также оценивать их вовлеченность по тому, как они взаимодействуют с платформой и своими одногруппниками.
  • Генпрокуратура требует изменить регламент Всероссийской олимпиады. В ведомстве считают, что старый порядок может ущемлять права детей.
  • Зарубежные университеты предлагают онлайн-курсы по цене очных, пройти их готов только каждый седьмой студент — выяснила консалтинговая компания Eduventures.

Профессия недели: эксплейнер

Эксплейнеры — это сотрудники музеев, которые стараются вовлечь посетителей в разговор о науке или выставке. Обычные экскурсоводы рассказывают истории о каждом предмете или высказывает авторитетное мнение о каком-то событии. Задача эксплейнеров — заинтересовать посетителей. Они заранее готовят сценарий рассказа в зависимости от интересов аудитории. Например, если в планетарий пришел подросток, который интересуется спортом, эксплейнер старается объяснить ему смысл сложных космических явлений с помощью спортивных аналогий.

Цифра недели

75% женщин-руководителей сталкивались с синдромом самозванца и не могли объективно оценить свои достижения.

Источник: KMPG

Инструкция: как реагировать на критику

Когда вас критикуют, вы можете почувствовать стыд, унижение или злость. Нейробиолог Мэттью Либерман считает, что причина в социальности людей. Критика как будто исключает человека из группы и делает его изгоем. Однако такие ситуации — часть жизни, и нужно научиться с ними справляться. Либерман рассказал, как работать с конструктивной или деструктивной критикой.

Конструктивная критика. Акцент на решении проблемы, на неоптимальных действиях, а не на личности человека, подчеркивает, что можно исправить. Если вы столкнулись с конструктивной критикой:

  1. Дышите спокойно. Любая критика — стресс, она запускает механизм «бей или беги» и мешает рационально думать. Длинные вдохи и выдохи помогут успокоиться.
  2. Задавайте вопросы. Так вы получите больше ценных советов, которые пригодятся в будущем.
  3. Если успокоиться не получается — возьмите паузу. Проанализируйте все, что вам сказали, и подумайте, можете ли вы применить это на деле. Если остались вопросы, обратитесь к тому, кто вас раскритиковал. Решившись дать советы, человек уже взял на себя ответственность за ситуацию и должен быть готов помочь на практике.
  4. Поблагодарите. Помните, что конструктивный отзыв о работе — проявление заботы.

Деструктивная критика. Указывает на недостатки, обесценивает личность и обвиняет человека во всех ошибках. Навязывает точку зрения критикующего. Если вы столкнулись с деструктивной критикой:

  1. Не отвечайте критикой и агрессией. Чтобы не усугубить конфликт, побыстрее прервите разговор. Спокойным голосом скажите, что не согласны с собеседником и постарайтесь отойти от него подальше. Если такой вариант кажется рискованным, можно схитрить: пообещайте подумать о высказанных претензиях чуть позже.
  2. Разрешите себе никак не реагировать, если это отнимает слишком много энергии. Не обязательно отстаивать свою честь, поступайте так, чтобы вам было психологически комфортно.
  3. Помните, что критика бывает обоснована. Собеседник мог просто выбрать неправильный формат, чтобы высказать свои замечания. В этом случае предложите обсудить ситуацию в более спокойном тоне. Если нужно — признайте свою вину и извинитесь, попробуйте найти устраивающее вас обоих решение.

Что почитать

Книгу специалиста в области карьерных стратегий Елены Рязановой «Это норм!». В ней рассказывается о том, как пережить профессиональное выгорание, проблемы и кризисы в работе. Что делать, если перемены не помогают? Почему любимое дело не бывает легким? Ответы в книге.

Что послушать

После перехода на удаленку многие сотрудники стали работать больше, чтобы избежать выгорания нужно правильно отдыхать. Несколько советов можно услышать в антистресс-выпуске подкаста «НОРМ».

Куда записаться

На бесплатные курсы с новой платформы «Google На­вы­ки», особенно они будут полезны тем, кто хочет научиться работать с цифровыми технологиями. Среди курсов: «Ос­но­вы ин­тер­нет-мар­ке­тин­га», «Пе­ре­вод биз­не­са в он­лайн» и «Про­дви­же­ние ком­па­нии с по­мо­щью ре­кла­мы в Ин­тер­не­те».

Обновлено 16.10.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть