Исследование: как круг общения влияет на успеваемость студентов

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Исследователи ВШЭ выяснили, что круг общения студентов влияет на их успеваемость. Чем больше отличников среди друзей в социальных сетях, тем лучше оценки учащегося. Рассказываем о результатах и тезисах исследования

Об исследовании

Сотрудники Высшей школы экономики Мария Юдкевич, София Докука и Диляра Валеева изучили влияние социальных сетей на академическую успеваемость студентов. Они выяснили, что неформальные социальные связи передают продуктивность, а инструментальные — нет. Результаты исследования подчеркивают важность дружбы в образовательной среде.

Что за исследование

Социальная среда влияет на индивидуальные решения и поведение человека. Люди склонны перенимать поведение, социальные нормы и привычки своих друзей и сверстников. При этом социальные взаимодействия играют ключевую роль в распространении инноваций, поведения, связанного со здоровьем, культурных вкусов и политических взглядов, счастья и успеваемости.

Фото:Win McNamee / Getty Images
Социальная экономика Игреки и зеты в России согласны: дальше будет только хуже

Исследователи НИУ ВШЭ изучили, как распространяются академические достижения в двух разных соцсетях и как они влияют на продуктивность студентов первого курса. Они исследовали два механизма распространения успеваемости:

  1. Через «дружескую сеть» — соцсети, в которых студенты общаются неформально: обмениваются новостями, видео, фото и музыкой, шутят и обсуждают любые темы.
  2. Через «сеть учебной помощи» — сеть, в которой студенты делятся знаниями и помогают друг другу решать проблемы с учебой.

Ученые выяснили, что круг общения в «дружеских сетях» передают и повышают академическую успеваемость студентов, а связи в сети «учебной помощи» — нет. Они считают, что высоко мотивированные студенты предпочитают вкладывать время и усилия в себя, а не помогать менее успешным в учебе сверстникам.

Академические достижения. Академическая успеваемость студентов становится похожей на успеваемость их друзей. При этом в «сети помощи в учебе» социального влияния нет — студенты не усваивают успеваемость своих ассистентов. Учащиеся, которых часто просят о помощи, со временем повышают свою успеваемость. При этом студенты с одинаковым уровнем академических достижений обычно просят друг друга о помощи, но не стремятся дружить.

Фото:Toonz Jirana / Shutterstock
Экономика образования Академический обман: что заставляет студентов списывать

Гендер. Как правило, студенты создают дружеские и учебные связи с людьми того же пола, которых они знали до зачисления, и с людьми из одной и той же учебной группы. Но мужчины заводят больше друзей.

Популярность и связи. Студенты создают дружеские связи со своими ассистентами, ищут помощи у своих друзей, но не хотят связывать коллег из разных сетевых сообществ и исследовательских групп. При этом учащиеся обращаются за помощью к тем людям, которых часто просят другие, но не склонны дружить с популярными студентами — теми, у кого уже много друзей.

Социальный отбор. Ученые отмечают, что все группы студентов выбирают высокопроизводительных людей в помощники по учебе. При этом учащиеся склонны перенимать производительность своих друзей.

Что это значит и что с этим делать

Результаты исследования подтверждают идею о том, что природа социальных отношений напрямую влияет на передачу определенных типов информации и поведения в социальных сетях. Тесные дружеские отношения помогают распространять сложные и дорогостоящие формы поведения. Например, отношение к своему здоровью и академическую успеваемость и достижения.

Академические достижения — одна из ключевых составляющих финансового успеха и индивидуального благосостояния, поэтому повышение успеваемости становится одной из основных целей образовательной системы. При этом индивидуальные достижения зависят от наследственных факторов, на которые трудно влиять. Одним из способов может быть социальное влияние.

Фото:Wenyang CY / Unsplash
Экономика образования Влияй и властвуй: итальянский университет научит «инфлюенсерству»

Развивать неформальные дружеские отношения между учениками с разным уровнем успеваемости могут преподаватели. Например, увеличить количество групповых заданий и предложить студентам из разных групп сделать совместный исследовательский проект. При этом распределять участников равноценно, а не на основе их личных предпочтений. Дополнительные возможности для студентов с высокой успеваемостью создают открытые пространства в здании университета. Исследователи отмечают, что комбинация групповых заданий и открытой среды поможет студентам построить и поддерживать свои неформальные связи, а университетам — повысить академическую успеваемость учащихся.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 28.04.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть