Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Что ждет студентов в онлайне и как им с этим справиться

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Стратегии перехода к онлайн-обучению смели глобальные вызовы, главные из которых — пандемия и карантин. Почему в цифровизации образования забыли о студентах, зачем нужен тьютор и как преподавателям помочь учащимся

Материал подготовлен в коллаборации с IQ.HSE.RU.

Ошибки перевода студентов в онлайн

Научный сотрудник Института образования ВШЭ Дарья Щеглова считает, что даже самые большие риски открывают возможности, которые нельзя упускать. Такой возможностью стал поголовный переход на дистанционное обучение.

Появилось несколько основных направлений работы:

  • подготовить платформы и приложения;
  • научить «старшее поколение»;
  • обеспечить процесс технически и нормативно;
  • наладить обратную связь.

Среди направлений Дарья отдельно выделяет перевод студентов на «дистанционку» и предполагает, что со стороны учащихся это выглядит директивно. Например, платформу для обучения выбирает вуз и администрация — в лучшем случае преподаватель, но не студенты. При этом удобство пользования платформой — важная составляющая обучения. Если учащимся комфортно, они могут сделать аватары в Minecraft и учиться между строительством и добычей ресурсов в игре.

Урок геометрии Чарльза Кумбера для семиклассников в Half-Life: Alyx

Преподаватели воспринимают нынешнее поколение студентов рожденными с гаджетами в руках. Будто молодым людям будет по умолчанию легко, понятно и комфортно в цифровой образовательной среде.

Кажется, что главное — улучшить качество контента и картинки, заточив их под нерутинные требования миллениалов, клиповое мышление зумеров и активизм следующего поколения. Но не все так просто. Студенты справляются с освоением виртуального пространства Интернета в целом, но не доверяют образовательной цифровой среде.

Как будет меняться онлайн-образование в условиях пандемии

Как студенты относятся к онлайн-обучению

Бакалавров и магистрантов 19 региональных вузов опросили для исследования «Рождение российской магистратуры» в 2019 году. Студентам задавали вопросы от оценки своих soft skills до отношения к системе бакалавриат-магистратура. Среди них были вопросы, которые показывали отношение студентов к онлайн-обучению и новым формам контакта с преподавателем. Вот, что выяснили исследователи.

Студенты считают лекции под диктовку и доклады на семинарах устаревшими. При этом аудитории нужен живой контакт с преподавателем. Он намного ценнее, чем онлайн обучение, которое студенты воспринимают с настороженностью. Эту тенденцию особенно видно у бакалавров. Большинство студентов, которые предлагают реже проводить онлайн-курсы, хотят развивать личностные умения: лидерство, предпринимательство, работа в команде, управление проектами. Учащиеся не связывают их с цифровой средой.

Распределение ответа на вопрос «Как часто должны проводиться занятия в формате онлайн курсов»
Распределение ответа на вопрос «Как часто должны проводиться занятия в формате онлайн курсов» (Фото: IQ.HSE.ru)

Студенты с опытом обучения на образовательных курсах в Интернете наиболее скептичны к онлайн-инструментам. Учащиеся боятся утонуть в цифровом мире образования. После карантина нас может ждать «антицифровой» откат — нежелание студентов продолжать учиться дистанционно.

«Еще не готовы к онлайн-образованию». Что ждет школы после COVID-19

Студентам нужно быстро адаптироваться без уверенности в завтрашнем дне. Эту уверенность должно формировать образование, выступая комфортной, а не агрессивной средой. В условиях резкой цифровизации преподавателям могут помочь тьюторы. Они будут поддерживать и направлять каждого студента в его образовательной траектории.

Почему онлайн — область тьютора

Тьютор, магистр пе­да­го­гики, пре­по­да­ватель МГПУ и НИУ ВШЭ и автор телеграм-ка­на­ла «Без­дет­ный тью­тор» Максим Буланов считает, что для помощи студенту нужно определить корень проблемы. Тьютор работает в индивидуальном и институциональном масштабе.

Индивидуальный. Каждый учащийся создает свое образовательное пространство. Он окружает себя ресурсами образовательной среды учебной программы, университета, города или Интернета.

Тьютор помогает учащемуся осмыслять свое образовательное пространство и программировать в нем движение:

  • осмыслить «точку А» с позиции компетенций и умений;

  • осмыслить плоскость, в которой он находится, и понять ее правила;

  • сформулировать личную систему ориентиров для выбора ресурсов: образовательные цели, индивидуальные особенности, временные параметры;

  • программировать движение по намеченной программе;

  • рефлексировать и корректировать движение.

Тьютор работает с личными смыслами учащегося и насущными вопросами. Например, подбирает инструменты и формы обучения для конкретного человека.

Как работает менторинг, почему вам нужен наставник и где его искать

Институциональный. Здесь тьютор работает в системе. Он помогает проектировать образовательную среду, в центре которой находится студент. Например, если университет предлагает стандартный набор учебных курсов и предъявляет единые требования по их освоению ко всем, такая среда не будет студентоцентрична. В ней нет вариативности и поводов для индивидуализации образовательного опыта студента.

Если курс по одной теме можно пройти у восьми преподавателей с разных кафедр и факультетов в офлайне и онлайне — у студента появится пространство для образовательного выбора. Среда вынуждает осмыслять свой запрос, возможности и ответственно заявлять: как, когда и в каком объеме студент освоит конкретную дисциплину.

Тьютору как профессионалу комфортнее именно в цифровой среде. Онлайн — это пространство выбора, с которым нужно помочь студенту. В офлайне тьютор часто помогает студенту примириться с формальностью негибкой образовательной среды, несмотря на его стремления и задачи развития. Это не студентоцентричное образование.

Цифровое пространство избыточно, не структурировано и открыто — это признаки образовательной среды. Именно здесь полноценная область профессиональных задач тьютора.

Как студенту справиться с цифровизацией

Чтобы не утонуть в цифровой среде, студенту необходимо построить индивидуальную систему выбора. Сюда отлично подходит метафора плавания.

Изобразим образовательный путь в виде морского путешествия, где студент — наш Одиссей в поисках Итаки. У учащегося как путешественника есть определенные качества, от которых зависит дальнейший путь: полный приключений или злоключений.

Для этого нужно понять: какие качества нужны путешественнику, какой бывает транспорт, его преимущества и недостатки. Чтобы не потеряться — определить цель путешествия и маркеты успеха, достижения цели. Найти помощников: убеждения и ориентиры, специалистов в команду.

Вебинар Максима Буланова о том, как выжить в цифровом средневековье и стратегиях управления медиапространством
(Видео: CORE)

Управлять своим образовательным медиа пространством увлекательное и сложное дело. На него влияет уровень цифровой грамотности, рефлексивности и внешние факторы. Соцсети, компьютерные игры и прокрастинация, которую они порождают — всегда привлекательнее, чем осознанное медиапотребление, онлайн-образование.

Как преподавателю помочь студенту

Преподаватель может посмотреть на свою программу с перспективы учащегося: кто его студенты, что они могут, к чему стремятся и какие трудности испытывают. Это третий масштаб предметного курса, который лежит между институциональным и индивидуальным. В любом курсе сходятся два других масштаба: стандарты образования и личные смыслы учащихся.

Учитель 2.0: семь правил прогрессивного преподавателя Фото: You X Ventures / Unsplash

В цифровом образовании важно понимать разницу между оцифровкой и проектированием онлайн-обучения. Это разные процессы. В онлайне учащийся ждет опыт отличный от офлайна и близкий к опыту, который он уже получал в интернете.Задача преподавателя в онлайне — сделать программу и учебный процесс понятными и обозримыми для студента, потому что онлайн требует больше прозрачности. Чтобы студент «не потонул» в образовательной среде, каждый преподаватель должен обеспечить учащемуся минимум:

  • четкое управление образовательными результатами;

  • прозрачную систему оценивания и накопления баллов;

  • ясные инструкции к заданиям;

  • поддержку студентов, если им трудно.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: