Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Пять сфер и профессий, не пострадавших от коронавируса

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Пандемия и глобальный карантин создали ряд проблем для бизнеса, вынужденного либо закрыться, либо замереть в ожидании, либо экстренно перестраивать процессы, чтобы выжить. Но не на всех COVID-19 повлиял негативно

Первое впечатление от ситуации пессимистичное: в самые кризисные месяцы процент безработных в России увеличивался с 4% до 6% (в сравнении с докризисным годом), а по оценкам аналитиков АКРА реальный уровень ВВП за 2021 год может сократиться на 0,9%. Каждый десятый бизнес в России попал под риск закрытия от коронавирусных ограничений, а среди малого и среднего бизнеса почти каждое пятое предприятие прекратило свою работу.

Однако не все почувствовали на себе только негативные последствия коронавируса. Ряд компаний столкнулись с притоком клиентов, а некоторые профессии получили еще один толчок к развитию и показали востребованность в новых реалиях. Сейчас многие из них продолжают работать в удаленном формате, что неудивительно: именно он остается самым безопасным в условиях пандемии.

Фото:РБК Тренды
Экономика образования 100 профессий будущего

Чей бизнес сумел выиграть в условиях пандемии?

1. EdTech-проекты

Российский рынок EdTech только в 2020 году вырос на 20–25% и, по предварительным оценкам, достиг более ₽50 млрд. Крупные платформы, ориентированные на школьное образование, смогли вырасти более чем в два раза. Согласно исследованию НИУ ВШЭ, до перехода на дистанционное образование EdTech-платформами пользовались 64% преподавателей, тогда как сейчас к онлайн-ресурсам обращаются 85% педагогов. Ситуация аналогична и за рубежом: мировой лидер на рынке онлайн-образования, компания Pearson, отметила рост активности на своих онлайн-платформах на 400%.

Это происходит в силу нескольких причин. Во-первых, далеко не все школы и университеты оказались готовы к самостоятельному переводу учебного процесса в онлайн, в то время как ряд частных образовательных проектов открыли доступ к своим решениям для учащихся и преподавателей. Во-вторых, у многих работающих людей, оставшихся без дела из-за режима самоизоляции и закрытия предприятий, появилось больше времени на самообразование. Некоторые поняли: после окончания карантина кризис не кончится, в связи с чем придется овладеть новыми навыками, чтобы сохранить работу и остаться конкурентоспособным на рынке труда. Те же, кто уже потерял работу, задумываются о приобретении новой востребованной профессии.

Фото:Julia M Cameron / Pexels
Фото: Julia M Cameron / Pexels

Какие специалисты нужны в EdTech-сфере

В компании Skillbox заметили, что EdTech-проектам нужны разработчики, тестировщики, продакты и продюсеры.

«Отметим [востребованность] продуктовых дизайнеров, они всегда очень ценны. Back office из ИТ тоже остался актуальным, но чуть в меньшей степени», — добавили в онлайн-университете.

2. Проекты по телемедицине

Пока врачи в больницах и поликлиниках заняты больными COVID-19, потребность в лечении у остальных никуда не исчезла, а где-то и увеличилась. Боязнь заразиться при посещении клиник заставляет многих обращаться за консультацией онлайн.

По словам Марка Саневича, генерального директора BestDoctor, число запросов в телемедицинские компании за время пандемии выросло примерно в пять раз. А по данным платформы «Третье мнение», которая занимается разработкой искусственного интеллекта для здравоохранения, в 2020 году услугами телемедицины воспользовались 5 млн россиян. Самые популярные специалисты для удаленного приема — гинеколог и стоматолог. Также вырос спрос на некоторые платформы по поиску психотерапевта (примерно на 30-40%).

Фото:Rido / Shutterstock
Фото: Rido / Shutterstock

Вот лишь небольшой спектр проблем, с которыми пациенты обращаются за советом к врачам онлайн:

  • обострение хронических заболеваний;
  • стресс и тревожность;
  • отсутствие нормальной физической активности и связанные с этим осложнения;
  • аллергии и сезонные простуды.

По мере развития технических аспектов телемедицины круг возможностей для диагностики будет расширяться. Так, уже сейчас в некоторых клиниках появились специальные устройства с модулями, позволяющими пациенту самому измерять температуру, делать фото высокого разрешения для диагностики кожных проблем, вести осмотр наружных слуховых проходов, полости рта и даже слушать легкие и сердце.

Фото:Jochen Tack / imago / ТАСС
Экономика инноваций Что такое телемедицина?

Какие специалисты нужны в телемедицине

  • Продакт-менеджеры.
  • Программисты.
  • Дизайнеры.
  • Аналитики.

Конечно и сейчас, и после пандемии, основным спросом будут пользоваться медики всех возможных профилей.

Вуада Мохамед Али, медицинский директор сервиса DocDoc:

«Все более востребованы будут специалисты, к которым традиционно обращались в клинику — кардиологи, лоры, врачи ЛФК. Повысится необходимость в эндокринологах, диетологах, дерматологах, гастроэнтерологах, гинекологах, психологах и психиатрах. Возможно, более активно начнут консультировать хирурги разных специализаций.

По мере роста числа врачей общей практики и роста их компетенции все больше консультаций будет приходиться на них, и они будут забирать приемы у других специалистов как более универсальные врачи».

3. Онлайн-ретейлеры

Необходимость оставаться дома повлияла и на отношение людей к покупкам — во время первой волны пандемии многие из-за страха посещения магазинов переориентировались на приобретение товаров онлайн. Этот тренд общемировой, не самый новый и, скорее всего, продолжительный: после окончания карантина большая часть людей, «распробовавших» онлайн-покупки, продолжали приобретать товары через интернет. При этом бизнес, ранее мало уделявший внимание онлайн-технологиям, был вынужден перестроиться в ускоренном режиме.

По данным компании Fly Research, во время карантина россияне чаще всего покупают:

  • кухонные принадлежности;
  • книги;
  • настольные игры;
  • очистители воздуха;
  • пазлы и головоломки;
  • товары для рукоделия;
  • компьютеры.

В то же время заметен рост доставок еды из супермаркетов: по статистике сервисов Google Trends, трафик интернет-магазинов продуктов («Утконос», «Перекресток» и т.д.) вырос в десятки раз. А платформа «Яндекс.Лавка» только за 2020 год выросла в 47,5 раз и стала лидером по темпу роста среди всех сервисов доставки.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Что такое e-commerce и как устроена онлайн-торговля

Чтобы справиться с огромным спросом онлайн-ретейлеры в России расширяют свои команды: по данным компании ANCOR, 21% ретейлеров в апреле продолжали наем новых сотрудников.

Фото:Stanisic Vladimir / Shutterstock
Фото: Stanisic Vladimir / Shutterstock

Какие специалисты нужны в онлайн-ретейле

  • Веб-дизайнеры.
  • SMM-менеджеры и копирайтеры.
  • Онлайн-мерчендайзеры.
  • Менеджеры по логистике и дистрибуции.

Мария Заикина, заместитель генерального директора по связям с индустрией Ozon:

«E-commerce компании — это, в первую очередь, синтез ИТ и логистики, поэтому наиболее востребованы специалисты в этих сферах. Так, Ozon активно расширяет логистическую инфраструктуру в регионах, а значит, появляются тысячи вакансий на фулфилмент-фабриках, а также в компаниях малого и среднего бизнеса — у продавцов маркетплейса, продающих свои товары по всей стране, служб доставки и предпринимателей, открывающих пункты выдачи заказов.

E-commerce давно перестал быть просто сайтом с картинками, поэтому компании развивают свои ИТ-подразделения — так, например, в Ozon сейчас открыто несколько десятков вакансий для разработчиков».

4. FoodTech-проекты

По информации агентства Reuters, в Европе компании по доставке еды из ресторанов, такие, как Just Eat и Uber Eats, столкнулись со стабильным падением числа клиентов. Однако в России ситуация иная: о росте спроса сообщают в Delivery Club — выросли и объем заказов, и количество ресторанов, желающих сотрудничать с сервисом; подобную ситуацию отмечали в «Яндекс.Еде». Растет и запрос на доставку готовых рационов правильного питания: люди понимают, как важно в нынешних условиях поддерживать здоровье и иммунитет. А общий рост отрасли за коронавирусный период составил 24%.

После пикового периода пандемии подъем этой категории замедлился, однако она все еще продолжает расти. Чтобы справиться с ажиотажем, компании также расширяют команды и нанимают больше курьеров, в числе которых оказываются бывшие таксисты, строители и даже офисные сотрудники, оставшиеся из-за пандемии без работы.

Фото:Norma Mortenson / Pexels
Фото: Norma Mortenson / Pexels

Какие специалисты нужны в сфере FoodTech

  • Разработчики.
  • Работники сферы HoReCa (гостеприимства).
  • Менеджеры по цифровому маркетингу.
  • Продакт-менеджеры.

Ненахова Анна, директор по инновациям «ГК ЭФКО»:

«Самая востребованная профессия сейчас — курьеры для доставки еды, нагрузка на которых в условиях пандемии сильно возросла.

Если говорить про технологический сектор фудтеха, то самый яркий представитель — это Beyond Meat, акции которого в апреле 2020 года подорожали на 49% ввиду увеличения спроса на продукцию и выхода на китайский рынок. Я думаю, сейчас будут активно искать специалистов, которые умеют выделять белки из растительного сырья и работать с рецептурами.

Food-индустрия находится на пороге кардинальных изменений, поэтому возрастает спрос на профессию food scientist. Это профессионал, который разрабатывает и создает новые продукты с использованием современных технологий. Его задача — сделать их дешевле и питательнее, чем традиционные аналоги».

5. Стриминговые сервисы

Из-за невозможности выйти из дома и полноценно работать перед многими людьми встал вопрос, чем заполнить внезапно появившееся свободное время. В этой ситуации как в России, так и за рубежом большим спросом стали пользоваться онлайн-кинотеатры и стриминговые платформы. Онлайн-кинотеатр ivi за первое лето пандемии превысил свои пиковые показатели. В целом рынок российских онлайн-кинотеатров за 2020 год вырос на 66%. По прогнозам «ТМТ Консалтинг», сфера продолжит набирать обороты и к концу 2021 года вырастет еще на 42%.

За рубежом ситуация аналогичная: в том же месяце значительное увеличение числа просмотров наблюдали в Netflix, а наибольшее количество новых подписчиков и прирост трафика получил сервис Disney+ (по данным компании SEMrush).

Фото:Pexels
Фото: Pexels

По мнению представителей онлайн-сервиса more.tv, в этой сфере сейчас особенно востребованы разработчики и тестировщики. С ними согласились в сервисе Okko: наем разработчиков, тестировщиков и специалистов службы технической поддержки для ИТ-компаний особенно важен.

«В то же время нельзя сказать, что мы ищем исключительно сотрудников в ИТ-блок. Для нас важны менеджеры по продукту, аналитики и специалисты службы поддержки клиентов», — добавила директор по персоналу Okko Марина Стороженко.

Какие еще специалисты нужны стриминговым платформам

Обновлено 28.07.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть