Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как выбрать онлайн-курс и действительно его закончить

Проходит очередная неделя карантина, недовольство сменяется желанием проводить время с пользой. Как построить онлайн-обучение в условиях разнообразия контента — разбиралась управляющий партнер «T&P» Надежда Макова

Об авторе: Надежда Макова, CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики».

В создавшейся ситуации многие обратили внимание на возможности самообразования. Рынок мгновенно откликнулся на запрос: образовательные ресурсы открыли бесплатные доступы к своим онлайн-курсам. При этом 90% контента — это архивные видеолекции без живого диалога. Одно из наших исследований показало: людям нужны live-форматы с присутствием спикеров в режиме реального времени, групповой работой и обратной связью. Только так от онлайн-обучения можно получить действительно применимые и полезные знания и инструменты.

Образование онлайн: может ли интернет заменить школу? Фото:Aleks Dorohovich / Unsplash

Онлайн-формат обучения имеет как плюсы, так и минусы. Но мы живем в новой действительности, и сейчас даже ярым противникам онлайна придется обратить на него внимание. При всем многообразии предложений нужно понимать: количество не равно качеству.

Перед тем, как выбрать онлайн-курс, ответьте на следующие вопросы:

1. Какая у вас цель?

В онлайн-обучении это выходит на первый план.

По данным экспертов Массачусетского технологического института, только 3—5% учащихся массовых открытых дистанционных курсов проходят их полностью.

Поэтому мотивация и самодисциплина — именно то, что поможет не остановиться на первой лекции и дойти до конца.

Мотивация 3.0: как полюбить учиться в условиях неопределенности Фото:Andrea Piacquadio / Pexels

Узнать новое или провести время с пользой — это не цель и не мотивация. Важно очень четко сформулировать свои ожидания от обучения. Например, «хочу владеть английским языком на уровне C1» или «стать сильным оратором, свободно выступать перед аудиторией свыше 500 человек».

Фото: Wan San Yip / Unsplash
Фото: Wan San Yip / Unsplash

2. Зачем вам нужен этот навык?

Даже если образовательная цель звучит достойно, проверьте ее на применимость. Если вы поймете, что ни в работе, ни в личной жизни английский, особенно на таком высоком уровне, вам, скорее всего, не пригодится, стоит задуматься, тратить ли ресурсы. Аналогично с публичными выступлениями: возможно, вы просто поддались всеобщему тренду «без этого сейчас никуда», а на практике у вас не будет случая выступить перед столь многочисленной аудиторией. Мотивация, подкрепленная конкретными планами «зачем», вырастет быстрее.

3. Когда вы хотите достичь своей цели? Какие существуют ресурсы и ограничения?

Например, крупнейший международный форум, который пройдет в конце года, может стать тем самым временным ориентиром, перед которым нужно основательно подготовиться: поднять свой английский до уровня С1 или же привыкнуть к большому скоплению людей в зале. Ограничением может стать неготовность выходить из зоны комфорта во время урока — в случае с публичными выступлениями таких ситуаций может быть много во время тренировок и выполнения нестандартных заданий перед другими участниками курса. Также речь может идти о денежных ресурсах — стоимость некоторых онлайн-курсов, увы, иногда не вписывается в бюджет.

Фото: History in HD / Unsplash
Фото: History in HD / Unsplash

4. С кем и у кого вы хотите учиться?

Обратите внимание на психологические ресурсы, ценности и установки, которые могут помочь или, наоборот, выступить препятствием на пути к обучению. Ими могут стать правила и формат обучения (индивидуальный или в группе), личные предпочтения к тому, кто будет вашим преподавателем и сокурсниками.

В онлайн-среде, если речь идет о синхронных «живых» форматах, срабатывают психологические барьеры. Общаться с людьми через видео-чат (а иногда и вовсе только голосом) может быть сложно. Тут важно мастерство ведущего урока, который должен организовать его так, чтобы, используя доступные инструменты, пробиться «через экран» и помочь участникам чувствовать себя свободно.

Как выбрать действительно полезный курс

Качество программы можно определить, изучив следующие параметры:

  • Профиль преподавателя.
  • Контент.
  • Техническую поддержку курса.
  • Учебную программу.
  • Обратную связь и трекинг прогресса.
  • Отзывы участников.
  • Экономическую целесообразность обучения.

Поиск информации о курсах на сайте и в социальных сетях

  • Всю информацию можно смотреть на страницах курса, исключение — отзывы: на официальном сайте они могут быть необъективными или даже фальшивыми, а в социальных сетях нелицеприятные комментарии иногда стирают. Впечатления прошедших обучение студентов лучше смотреть в тематических группах или сообществах.
  • Изучите краткое описание курса, его цели и задачи, а также основные знания и умения, предъявляемые к учащимся. Именно здесь должна произойти «стыковка» ваших целей и того, что предлагает курс.
  • Обратите внимание на удобство платформы или сервиса, насколько все понятно в использовании, есть ли возможность записывать уроки, общаться с однокурсниками и преподавателями.
  • Ознакомьтесь с форматами и инструментами отслеживания и оценки прогресса обучения — соответствуют ли они погружению, которое вам нужно.
  • Проверьте, какие требования и умения предъявляются к практикующим специалистам области или профессии, которую вы планируете освоить: в некоторых индустриях (маркетинг, технологии, коммуникации, управление изменениями) новые инструменты создаются буквально еженедельно, а принципы индустрии могут меняться по несколько раз в год. Соотнесите это с тем инструментарием и умениями, которым обещает научить школа или онлайн-платформа после прохождения программы.

Фото: John Schnobrich / Unsplash
Фото: John Schnobrich / Unsplash

Что может насторожить

  • Устаревшие архивные видеолекции.
  • Нерелевантный практический опыт преподавателя по предмету/навыку, который он помогает получить.
  • Отсутствие обратной связи с учителем и способов коммуникации с однокурсниками.
  • Нерелеватная учебная программа.
  • Отсутствие трекинга прогресса.
  • Плохие отзывы в тематических группах или сообществах.
  • Несоответствие цены и ожидаемой выгоды от курса.

Как создать вокруг себя эффективную образовательную среду в условиях самоизоляции

Вынужденное заточение людей в своих домах показало, насколько важны социализация, живое общение, обратная связь и сплочение.

Что станет с экономикой и обществом после нынешнего кризиса

Вот некоторые советы, которые я взяла из своей практики и которые могут помочь вам в условиях самоизоляции:

  1. создайте для себя расписание и освободите время на учебные ритуалы (к примеру, перед началом урока выпивайте кофе из любимой кружки);
  2. учитесь сообща, делитесь образовательным опытом с коллегами, друзьями, семьей;
  3. используйте современные технологические инструменты и платформы (Zoom, Padlet, Miro, Sutori, учебные чаты);
  4. помните, что онлайн-обучение — это не только курсы на Coursera, но и подкасты, книги, кино и многое другое;
  5. создайте для себя уютное рабочее место, исключите отвлекающие факторы;
  6. дозируйте информацию и не загружайте себя, чтобы получать от учебы удовольствие.

Какие форматы онлайн-обучения смогут развить «гибкие навыки»

В последнее время актуален вопрос тренировки гибких и коммуникационных навыков, которые сегодня так востребованы. Речь идет об эффективном взаимодействии в команде, грамотной обратной связи, развитии эмоционального интеллекта, ведении переговоров и т.д. Насколько реально обучиться этому онлайн? Стоит понимать, что волшебной таблетки здесь не существует. Нужны живая тренировка и эмпатия.

Онлайн-обучение шагнуло далеко вперед. Современные технологии позволяют проводить интерактивные live-форматы, причем это не только традиционные вебинары, но и полноценные воркшопы. Именно такие live-форматы или комбинированные курсы в формате перевернутого класса лучше всего сработают на получение многих навыков навыков коммуникации, где важны реакция сокурсников и преподавателя и максимально возможное приближение к живому, оффлайн-формату. Они лучше всего сработают с небольшой группой, в которой эксперт-практик сможет организовать групповые и индивидуальные упражнения, по которым затем даст обратную связь.

Единственная настоящая роскошь — роскошь человеческого общения. Это как никогда имеет отношение к онлайн-обучению. Сегодня, когда на первый план выходят такие человеческие качества, как эмпатия, умение общаться, давать обратную связь, делиться знаниями и скиллами, уметь мотивировать своих сотрудников и коллег, в онлайн-обучении необходимо создавать среду, где в центре будет человек и его личностный комфорт.

Запомнить

Чтобы выбрать полезный курс и пройти его до конца, нужно:

  1. Четко сформулировать свою цель обучения.
  2. Проверить ее практическую применимость в обычной жизни или карьере.
  3. Установить дедлайн и подумать о возможных трудностях на пути к цели. Определить, какие ресурсы вы готовы на нее потратить (финансовые и временные).
  4. Выбрать курс или программу, психологически комфортные с точки зрения правил, формата обучения и личных предпочтений к окружению.
  5. При выборе обратить внимание на профиль преподавателя, актуальность и релевантность контента и программы, техническую поддержку курса, отзывы о нем, а также посчитать, насколько выбранное обучение экономически целесообразно.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Следующий материал: