Образование – наивысшая ценность: как учатся в Китае

Фото: chuttersnap / Unsplash
Фото: chuttersnap / Unsplash

Образование для китайцев — ценность с историей не менее древней, чем у самой Поднебесной. Стремительный экономический рост страны — во многом результат социальных установок, в которых у образования исторически главенствующая роль. В ментальности китайцев знание не только социальный лифт, но и мера, уравнивающая вообще все социальные отношения. По прогнозу Российского экспортного центра (РЭЦ), Россия в ближайшей перспективе должна стать крупнейшим поставщиком образования для китайцев.

Приправленное заветом Дэн Сяопина «не высовывайся», привычкой действовать не в одиночку, но единой системой, а также свойственным нации терпением, переходящим в выносливость, качественное образование во многом способствовало экономическому чуду, которое Китай до сих пор являет миру. Сами китайцы говорят, что все начиналось с риса, привередливой культуры, которую в Китае выращивают столько же, сколько официально существует страна — 5 тыс. лет. На протяжении этого срока китайцы вели оседлый образ жизни и занимались земледелием, что в значительной степени определило ментальность, культуру и даже историю Китая. Трудоемкий процесс выращивания риса невозможен в одиночку, недостаточно даже небольшой группы людей. Так, непрерывная работа сообща культивировала китайскую ментальность: внимание к деталям, трудолюбие, терпение и понимание, что в одиночку невозможно работать и выживать. В этой ментальности появился иероглиф — первая производная китайской культуры: слог, звук, морфема, слово, идеограмма. Сложный для освоения знак требует знакомых китайцам качеств: усидчивости, внимания к деталям, терпения и спокойствия. Того же требует и китайское образование, на пути к которому китайцы, как правило, бескомпромиссны: ведь каждый уверен, что если будет хорошо учиться, то непременно продвинется на пути к своей цели.

Образование как ключ к госслужбе

Высший успех для китайца — стать госслужащим. Чиновники в Китае всегда были и остаются наиболее уважаемым социальным классом. Ранги мандаринов еще во времена Цинской династии (1644-1912) делили служащих на военных и гражданских, всего девять рангов с двумя подрангами в каждом: сослуживцы императора, великие секретари, магистры округов, сборщики налогов, заместители тюремных надзирателей и еще множество уважаемых позиций. Почему уважаемых? А потому, что на протяжении 1300 лет в Китае действовал строжайший образовательный ценз, для назначения мандарином требовалось выдержать сложную процедуру экзаменации.

Примечательно, что исторически в системе государственного устройства Китая престиж позиций в силовых структурах всегда уступал гражданским: знание ценилось выше силы. После падения Цин на место мандаринов пришли современные чиновники, но образовательный ценз не поменялся, оставаясь исключительно высоким и сегодня. Например, в китайской практике экзаменации полностью отсутствует привычное списывание или его английский аналог — cheating. Ведь успешная сдача школьных экзаменов и госэкзаменов для поступления ведет китайцев к мечте — государственной службе.

Издалека стремление к госслужбе может казаться странным, хотя бы потому, что количество чиновников в нашем понимании ограничено. Но здесь надо учитывать, что в стане с населением 1,4 млрд человек государственный аппарат широк и разветвлен, Китай управляется большим количеством чиновников — людей, непременно получивших качественное образование.

Устройство системы образования

Система образования в Китае: дошкольное образование, начальная, неполная или полная средняя школа, университет, докторантура. В детсад китайцы идут с трех лет, можно выбрать между государственным и частным. Важно, что детский сад — обязательный этап образовательного процесса, без дошкольной подготовки детей не берут в школу. Именно в саду китайцы начинают изучать пиньинь — запись звуков китайского языка. Это подготовка к изучению иероглифов, без которой невозможно обучение китайской письменности.

В возрасте шести лет дети идут в начальную школу, программа которой включает не только академические дисциплины, но и физические, и общее развитие. Программа начальной школы стартует в 7:00 и, как правило, продолжается до 16:00, после чего дети могут идти домой. Следующий этап — средняя или профессиональная начальная школа — этап, на котором дети и родители должны выбрать, поступать в ВУЗ или получать рабочую специальность. Во втором случае обучение длится четыре года, а средняя школа предлагает программу из нескольких ступеней: первой и высшей, каждая включает три года обучения.

Среднее образование в Китае обязательное и бесплатное, но только до высшей ступени, переход на которую невозможен без серьезных вступительных испытаний. Высшая ступень в Китае является не только конкурсной, но и платной. Таким образом, поступление в среднюю школу высшей ступени — первый существенный и жесткий водораздел, преодолеть который могут не все. Причем, способность оплачивать образование не поможет в случае провала экзаменов. Средняя школа готовит учеников к поступлению в ВУЗ, профессиональная помогает найти работу по завершении.

Но независимо от выбора школы, дисциплина и усердие остаются базовым требованием ко всем ученикам. Пропуск нескольких уроков влечет отчисление. Но особенно интересно, что дети, не сдавшие установленный госэкзамен по окончании школы, лишаются возможности обучаться в ВУЗе и могут рассчитывать только на рабочую профессию в профессиональной школе.

Подход к высшему образованию

Для того, чтобы осмыслить, что значит высшее образование для китайца, надо понимать социокультурную среду, формирующую менталитет. Долгое время в Китае действовала система ограничения рождаемости: в семье мог быть один ребенок, исторически предпочтителен был мальчик, или «маленький император», окружаемый бесконечной любовью. Впрочем, любовь семьи вовсе не слагает с ребенка ответственности, часть которой — обязательное получение качественного образования. Китайский ребенок должен усердно и дисциплинированно учиться, чтобы впоследствии стать поддержкой и опорой своей семьи. И хорошее образование — единственный правильный сценарий развития. Одновременно, ребенок испытывает давление не только со стороны семьи, но еще большее — со стороны жесткой и конкурентной образовательной системы.

Исторически сложилось, что китайцы считают правильным получать высшее образование в Китае: это возможность интегрироваться в профессиональную среду, установить прочные связи с будущими коллегами и партнерами. Но этот подход часто разбивается о нелояльную конкуренцию или отсутствие финансовых возможностей для получения высшего образования в своей стране. Тогда китайцы едут учиться в Россию или, например, США.

Высшее образование в России стоит сравнительно недорого и открывает хорошие перспективы для межкультурной и профессиональной коммуникации. Кроме того, российско-китайские торговые отношения уверенно крепнут, о чем, среди прочего, свидетельствуют данные РЭЦ. По словам эксперта РЭЦ по Китаю Антона Круглова, выступавшего на форуме «Сделано в России», «в Китае высоким спросом пользуется продукция АПК: экспорт отечественной продукции АПК в КНР вырос на 27% и превысил отметку в $1,9 млрд». И российско-китайское взаимодействие этим далеко не исчерпывается. Так, на этом же форуме торгово-экономический советник посольства КНР в РФ г-н Ли Цзинюань высказался за снятие таможенных барьеров и расширение сотрудничества с Россией после открытия для российских компаний китайского рынка свинины. Иными словами, сотрудничество Китая и России на уровне экспорта всегда представит отличные возможности для китайских студентов, получивших высшее образование в России.

В последнее время растет число китайских студентов в российских вузах. Министр науки и высшего образования России Михаил Котюков отметил, что в 2017 — 2018 гг. в российских вузах обучались 30 тыс. граждан КНР. В сравнении с 2016 годом это на 10% больше и почти вдвое больше, чем 7 лет назад. Самые популярные среди китайских студентов — московские, санкт-петербургские и дальневосточные вузы. Такую динамику эксперты напрямую связывают с реализацией стратегии развития КНР «Один пояс — один путь», в которой РФ рассматривается как политико-экономический партнер. Надо отметить, что рост неслучаен: Россия сегодня усиливает конкуренцию за иностранных студентов. Так, в рамках нацпроекта «Образование» количество иностранных студентов, которые обучаются в российских вузах, к концу 2024 года должно составить порядка 425 тысяч человек. Цель нацпроекта — обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и войти число 10 ведущих стран по качеству общего образования.

Артем Шаров, генеральный представитель АО «РЭЦ», об экспорте в Китай

«Сегодня РЭЦ предлагает российским экспортерам в Китай уникальные компетенции, которые позволяют делать уверенные и успешные шаги на китайском рынке. РЭЦ оказывает поддержку как в интеллектуальном плане, так и в плане субсидирования деятельности экспортеров, обеспечения логистической составляющей, выставочной деятельности, осуществления бизнес-миссий, а также поиска правильных партнеров в Китае. Перед выходом на китайский рынок у экспортера должна быть стратегия развития. Предприятия с четкой стратегией имеют и гораздо больше шансов для закрепления на китайском рынке. Ключевые ресурсы, необходимые на китайском рынке, — это люди. И РЭЦ способен помочь обеспечить кадровое наполнение, а также подсказать, как выстраивать каналы продаж и маркетинговую стратегию. Важно отметить логистический аспект экспорта: без построения логистической схемы невозможно успешно работать с Китаем. И сегодня РЭЦ, среди прочего, добился получения 50% скидки на железнодорожный тариф».

Обновлено 29.11.2019
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть