Будущее технологий, 03 дек, 20:11

Google тестирует замену заголовков СМИ на ИИ-кликбейт

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Компания Google начала автоматически подменять заголовки материалов на собственные варианты, созданные ИИ, в качестве эксперимента. Некоторые пользователи заметили краткие и неточные «кликбейтные» формулировки

Что случилось

Google начал тестировать новый интерфейс ленты Discover для англоязычных пользователей, в котором оригинальные заголовки материалов заменяются укороченными версиями, сгенерированными искусственным интеллектом (ИИ). Издание The Verge заметило, что нейросеть подставляет собственные формулировки вместо тех, что написала редакция, при этом Google делает лишь общее предупреждение о применении ИИ внутри блока «Подробнее». Некоторые заголовки оказываются слишком краткими или вводящими в заблуждение, создавая впечатление, будто средства массовой информации (СМИ) публикуют такие формулировки сами. Компания подтвердила, что это ограниченный эксперимент для части аудитории Discover, запущенный без уведомления редакций.

Например, нейросеть сформировала заголовок «Видеокарта AMD превосходит Nvidia», хотя исходный материал Wccftech лишь описывал, что один немецкий ретейлер продал больше устройств AMD, чем Nvidia, за одну неделю.

Режим ИИ в поиске Google: как работает AI Mode в России и как подключить
Экономика инноваций 

Контекст и предпосылки

За последние годы Google усилила интеграцию искусственного интеллекта в свои ключевые сервисы. В мае 2024 года компания запустила генеративную поисковую выдачу — «Обзор от ИИ», при котором результаты поиска стали дополняться автоматически сгенерированными нейросетью блоками. Цель, по словам Google, — упростить интерфейс и сделать его более удобным для мобильных пользователей. Однако для издателей это означает потерю контроля над тем, как их контент подается аудитории, и риск искажения смысла материалов.

СМИ встревожены тем, что новые технологии могут уводить трафик с их сайтов, снижать качество новостей и подрывать доходы издателей. Одновременно усилились опасения о том, как ИИ интерпретирует журналистский материал. Автоматические генерации Google все чаще искажают смысл публикаций, переписывают фрагменты текста и подменяют авторские формулировки. В итоге пользователи видят искаженную версию, а не то, что действительно задумывал автор.

Алексей Яковлев, руководитель группы аналитики ИД «Коммерсантъ»: «Как мы видим, крупные зарубежные издатели вроде BuzzFeed, USA Today, Vox пытаются объединяться. В данном случае они присоединяются к так называемому Really Simple Licensing Collective, который призван стандартизировать лицензирование контента для ИИ-систем. Цель как раз в том, чтобы предотвратить несанкционированое сканирование контента краулерами, чтобы потом использовать его в виде AI Overview или в ChatGPT. Google Discover, как мы видим, тоже этим уже занимается.

В России подобные объединения, к сожалению, вряд ли к чему-то приведут, потому что если там, на Западе, Google или ChatGPT действительно могут к этому прислушаться, то у нас с этим все гораздо сложнее. Поэтому остается только жаловаться в Роскомнадзор в ущерб потенциальному удобству пользователей. И эти жалобы могут привести, скорее всего, только к одному — к санкциям против Google, ChatGPT и прочим. Часть из этих сервисов сами закрылись для России, а часть... закроем мы со своей стороны. И получится, что в минусе будут только пользователи. А российские СМИ, соответственно, потеряют источники трафика в виде «Дискавера», если говорить про нейроответы внутри него. И, возможно, в том же самом Google. Останется использовать только «Яндекс» и какие-то альтернативы Google Discover, которые, видимо, будут придуманы. Ну и, соответственно, нам всем надо наращивать ядро, но это уже, кажется, интересует многих издателей во вторую очередь».

Кулинарные блогеры обвиняют ИИ-выдачу Google в падении трафика и ошибках
Социальная экономика 

Вероятные последствия

Илья Рубцов, шеф-редактор iXBT.com:

«Работая на стороне медиа, я исхожу из того, что некликбейтность заголовков важна для части аудитории и она может быть конкурентным преимуществом среди изданий наравне с оперативностью, полнотой и достоверностью. Поэтому потеря контроля над представлением материалов в Google Discover для нас, конечно, будет минусом. Но есть много-много источников, которые хотели бы залетать с кликбейтом, но не умеют. Они, если Google предложит рерайт как опцию, на него согласятся.

При этом Google будет прекрасно видеть, какие пользователи жалуются на кликбейт (такая кнопочка в ленте «Дискавера» есть), а каким и так нормально, и сможет разделять потоки оригинального и переваренного контента. Но пользователю, который не хочет кликбейта, придется не вестись на него, а лучше посильно противодействовать, иначе ИИ-река его унесет.

Глобально мы можем утонуть в рерайтах рерайтов. Но, как ни странно, это повысит ценность эксклюзивной достоверной информации и ценность изданий, которые ее генерируют. А как минимум за критически важной информацией люди чаще всего идут к одному из источников, которым лично они доверяют. Буквально: видят в ленте, что завтра упадет метеорит, и идут на сайт проверенного медиа за подтверждением и комментариями ученых».

  • Если пользователи продолжат видеть в Discover заголовки, созданные ИИ, и будут ассоциировать их с брендами СМИ, это может подорвать доверие к редакциям. Исследование Reuters Institute показывает, что аудитория чувствительна к любым изменениям в подаче новостей. Если что-то выглядит кликбейтно или неточно, читатели почти всегда винят СМИ, даже когда заголовок изменен платформой, например Google Discover, а не журналистами.
  • Короткие и слишком упрощенные заголовки, которые создает нейросеть, дают возможность людям чаще просматривать новости «на бегу», не вникая в детали. Из-за этого пользователи выбирают только самые простые темы и пропускают более сложные материалы — например, про экономику, политику или технологии. Со временем это может привести к тому, что аудитория будет хуже разбираться в важных вопросах.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Будущее технологий Внедрение инноваций Искусственный интеллект Нейросети Цифровая трансформация Google Новости технологий
Главное