23 рейса китайских судов прошли по Северному морскому пути в 2025 году
Северный морской путь (СМП) из национальной транспортной артерии стремительно превращается в международный логистический хаб. В 2025 году китайские судоходные компании выполнили по этому маршруту 23 рейса. Для сравнения, годом ранее таких рейсов было 14. Рост более чем на 60% за год свидетельствует о серьезных изменениях в глобальных цепях поставок, где Россия и госкорпорация «Росатом», куратор развития СМП, играют ключевую роль.
Почему СМП интересен Китаю и миру
Интерес Китая к арктическому маршруту закономерен. По сравнению с традиционным путем через Суэцкий канал СМП позволяет сократить расстояние между портами Азии и Европы на 30–40%, а значит — сэкономить время и топливо. По прогнозам, к концу 2025 года объем контейнерных грузов из Китая в западные порты России через СМП достигнет 400 тыс. т — это вдвое больше показателей прошлого года.
Однако плавание в полярных водах — сложная задача, требующая специальной подготовки. Россия и Китай 3 ноября 2025 года подписали меморандум об обучении экипажей китайских судов для работы в арктических условиях. Подготовка капитанов и штурманов будет вестись на базе ведущих морских вузов России — университета им. адмирала Невельского и университета им. адмирала Макарова. Этот шаг можно оценивать и как стремление к обеспечению безопасности, и как важный сигнал о долгосрочном характере партнерства.
Трансарктический коридор: будущее за мультимодальностью
Перспективы СМП видятся гораздо шире, чем просто морской путь. Речь идет о создании Трансарктического транспортного коридора (ТТК) — масштабной инициативе, которая объединит морские, речные, железнодорожные и автомобильные маршруты в единую систему. СМП станет ключевой артерией этого коридора.
Его грузовая база будет формироваться за счет растущей добычи в Арктике (уже начались отгрузки с проекта «Арктик СПГ 2»), международного транзита и интеграции с российской железнодорожной сетью. Общая активность на СМП растет: в 2025 году выдано 1196 разрешений на проход судов, за 10 месяцев осуществлено более 1000 судорейсов, а объем транзита достиг 3 млн т.
Как отметил генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев, развитие логистики стало для госкорпорации направлением не менее важным, чем атомная энергетика. Россия и Китай планируют и дальше наращивать грузопоток по СМП. Для достижения этих целей предстоит большая работа по развитию навигации, связи, аварийно-спасательной инфраструктуры и модернизации портов. Но уже сейчас ясно, что СМП перестал быть нишевым маршрутом и превращается в реальную альтернативу для международной торговли.
Реклама, рекламодатель: частное учреждение «Центр коммуникаций», erid: 2SDnjeCtTjM
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.