ИИ-игрушки для детей: взрывной рост и опасения экспертов
Технологии на основе искусственного интеллекта (ИИ) все активнее интегрируются в различные сферы жизни. Нейросети умеют создавать музыку, пишут стихи, участвуют в разработке новых лекарств, анализируют медицинские снимки и ассистируют на операциях, выявляют болезни растений и прогнозируют урожайность, автоматизируют производство. Ни одна сфера не осталась в стороне от новой технологической революции, в том числе и индустрия детских товаров.
Как ИИ-игрушки меняют рынок детских товаров
Согласно оценкам, глобальный рынок игрушек на основе ИИ достигнет $56 млрд к 2030 году. Спрос на них в России пока только формируется, а наибольший рост этого сегмента наблюдается в Китае. Например, в интернет-магазине Taobao представлено более 1000 моделей. По данным китайской платформы электронной коммерции JD.com, продажи ИИ-игрушек для детей от 3 до 6 лет в феврале 2025-го выросли в шесть раз по сравнению с январскими.
Современные игрушки превратились в умных помощников, которые растут вместе с ребенком: адаптируются к его уровню развития, сочетают образование с развлечением и предлагают персонализированное взаимодействие. А производители и технологические компании во всем мире активно работают над созданием следующего поколения игрушек для детей всех возрастов.
Роботы Miko
Индийская компания Miko занимается разработкой образовательных роботов для детей, но функционал их устройства выходит за рамки простого информационного помощника. Он способен предоставлять запрашиваемую информацию, участвовать в классических детских играх и организовывать интерактивный досуг. Производитель позиционирует свои ИИ-игрушки как альтернативу смартфонам и планшетам, помогая родителям найти баланс между цифровым и живым общением.
Компания уже активно реализует свои устройства — продано 700 тыс. штук по всему миру. Есть две версии робота: Miko Mini и Miko 3. Стоимость Miko Mini составляет $174, а Miko 3 — $291. В России можно купить Miko 3 за более чем ₽60 тыс.
Плюшевые игрушки Curio
Свои плюшевые игрушки со встроенным GenAI-ботом представили канадская певица и предпринимательница Граймс совместно с американским стартапом Curio. Проект реализован при поддержке OpenAI. Главная особенность плюшевых компаньонов заключается в их способности вести диалог с владельцем и анализировать его характер. Линейка включает трех персонажей: Gabbo, Grem и Grok (не имеет отношения к одноименному чат-боту Илона Маска).
- Grok — это антропоморфный ракетный корабль. Название происходит от слова «Grocket». По словам Граймс, это имя появилось благодаря ее детям, которые росли в окружении ракет SpaceX. В 2022 году певица рассказывала, что двухлетний сын всегда проявлял интерес к ракетной технике и присутствовал на инженерных совещаниях своего отца Илона Маска.
- Gabbo — плюшевый Gameboy (8-битная портативная игровая система, разработанная и произведенная компанией Nintendo) с руками и ногами.
- Grem — голубой кролик с сердцами на щеках.
В игрушки встроен модуль, который является мозгом устройства. Этот компактный механизм обеспечивает подключение к Wi-Fi, устанавливает связь с языковой моделью (LLM) и позволяет вести осмысленный диалог с ребенком. Игрушки могут отвечать на вопросы о том, как устроены ракеты, играть в игры и поощрять детей развивать навыки слушания и разговора. Сейчас трех моделей нет в свободной продаже. Их можно купить только на сайте Curio за $99.
Робот Moхie
Калифорнийская компания Embodied создала робота для обучения ребенка. Moxie учит детей выражать чувства, понимать эмоции и развивать эмпатию. Социальное развитие осуществляется через ролевые игры, тренировку разговорных навыков, практику живого общения.
Стоимость такого устройства на рынке составляет $799. Российским покупатели могут приобрести такого робота более чем за ₽87 тыс.
Олененок от Fawn Friends
Олененок Fawn — плюшевая игрушка с динамиком, микрофоном, сенсорными датчиками и ушами, которые двигаются, выражая эмоции.
Предприниматель Питер Фицпатрик и сценарист Робин Кэмпбелл создали Fawn, основываясь на личном опыте. «Размышляя о собственных эмоциональных проблемах взросления, мы поняли, что поддержка, которую мы получали, часто была недостаточной, чтобы удовлетворить наши потребности. Мы создали Fawn Friends, чтобы предоставить сегодняшним подросткам постоянную поддержку, которую мы хотели бы получить», — объяснили они.
Игрушки пока нет в свободной продаже. Создатели предлагают желающим записаться в лист ожидания, чтобы испытать новое устройство. Предварительная цена — $199.
Динозавр от Magical Toys
Dino — плюшевый компаньон без экрана для детей от 4 до 9 лет. Динозавр ведет диалоги, рассказывает истории, отвечает на вопросы и играет в игры. Продукт создан американским стартапом из Калифорнии Magical Toys.
Сегодня все игрушки компании распроданы. Когда появится возможность их заказать — неизвестно. Стоимость Dino составляет $200. Российским пользователям игрушка недоступна.
Питомец от Ropet
Китайский стартап Ropet занимается разработкой роботов-питомцев с ИИ. Прототип игрушки создатели представили на выставке CES 2025 в США. Робот напоминает плюшевую игрушку с OLED-глазами. Главная особенность устройства — оно излучает тепло (около 37°C). Создатели заявляют, что робот распознает человеческие эмоции и реагирует на них посредством голоса, мимики и движений.
Компания получила около 10 тыс. предварительных заказов в течение месяца после запуска продукта. Стоимость игрушки — более $300.
Что беспокоит родителей и психологов
Современные ИИ-игрушки — сложные технологические устройства, оснащенные микрофонами, камерами и системами сбора данных. Это вызывает опасения у экспертов и родителей.
Генерируют вредные или не подходящие возрасту советы
Основная обеспокоенность родителей связана с потенциальной опасностью советов, которые могут давать детям игрушки с генеративным ИИ. Чтобы оценить функциональность и эффективность инновационных устройств, журналисты The New York Times, например, проверили на безопасность игрушку Grem от Curio. И выяснили, что ИИ-игрушка эффективно справляется с блокировкой нежелательных тем: автоматически избегает разговоров о политике, не допускает обсуждения насилия, исключает использование ненормативной лексики, уходит от сексуальных диалогов.
Grem фиксирует каждый разговор, преобразует его в текст и отправляет на смартфон родителя. Производитель утверждает, что не использует эти данные в иных целях, однако в политике конфиденциальности упоминается возможная передача информации внешним провайдерам, включая OpenAI и Perplexity. Родители могут корректировать интересы бота под увлечения ребенка, настраивать допустимые темы для обсуждения и отключать голосовой модуль.
Формируют поверхностное мышление
Замена живого взаимодействия «умными» куклами — риск для развития ребенка, поэтому относиться к таким новшествам стоит очень осторожно, предупреждает психолог, директор АНО «Культура здоровья» Марина Черникова, ведь, ключевой фактор развития ребенка, особенно в раннем возрасте, — взаимодействие с родителями. Через живое общение он эмоциональный отклик, чувствует интонацию, видит выражение лица и считывает настроение родителя. Любая информация, полученная в таком общении, имеет эмоциональную окраску и становится частью опыта, который ребенок способен осмыслить и усвоить.
Марина Черникова:
«Когда же часть этой важной функции перекладывается на игрушки с искусственным интеллектом, происходит смещение акцентов. Такие устройства дают ответы, но они не несут эмоциональной составляющей. Это формирует так называемое оператуарное мышление — поверхностное, ориентированное только на факты, лишенное связи с фантазией и символическим восприятием. По сути, это не полноценное мышление, а набор механических реакций».
Сегодня уже наблюдаются последствия: дети все чаще напоминают ходячие энциклопедии. У них в голове много фактов и сведений, они технически подкованы, но испытывают трудности в построении отношений.
Не развивают социальные и эмоциональные навыки
Игрушка, даже самая «умная», не способна дать ребенку живой отклик, а без него невозможна полноценная социализация и формирование здоровых эмоциональных связей, объяснила психолог.
Марина Черникова:
«Если двадцать лет назад дети увлеченно играли с тамагочи — простыми виртуальными питомцами, требующими лишь «накормить» или «уложить спать», то сегодня технологии ушли гораздо дальше. Современные дети все чаще заменяют живое общение взаимодействием с голосовыми помощниками вроде Алисы или Сири, которые отвечают на вопросы, рассказывают сказки, ведут диалог. Параллельно появились более сложные виртуальные компаньоны, например, интерактивные робо-собаки и коты, цифровые друзья в приложениях и игровых платформах (Pokémon GO, Pou, My Talking Tom и другие). Они имитируют эмоциональную реакцию, создавая иллюзию заботы и дружбы, но на самом деле остаются неживыми объектами».
Все это взаимодействие с неживым миром не развивает у ребенка ключевых социальных и эмоциональных навыков. Более того, такие игрушки не формируют способность быстро и эффективно приспосабливаться к изменениям, новым условиям и требованиям.
Как органично вписать ИИ-игрушку в жизнь ребенка
Органичное внедрение ИИ-игрушки в жизнь ребенка — ключ к тому, чтобы она стала полезным инструментом развития, а не просто цифровой няней. «Если ИИ‑друг подменяет живых людей, получим более информированного, но менее гибкого ребенка: он хуже терпит ожидание, болезненнее реагирует на отказ, растерянно встречает разные точки зрения», — считает сихолог Андрей Закревский. Если же взрослые остаются рядом и берут на себя роль проводника, эффект может быть нейтральным или даже положительным: игрушка расширяет репертуар игр и слов, а семья дает опыт отношений, границ и несовершенств реальной жизни.
Андрей Закревский поделился советами, как интегрировать такую игрушку в жизнь вашего ребенка.
- Заведите ритуалы, которые не конкурируют с игрушкой: совместные чтения перед сном, «три вопроса за ужином» («Что было радостного?», «Что было трудного», «Кому ты сегодня помог?»)
- Ограничьте режим не по минутам, а по контексту: только днем и не перед сном; не в дороге, если вы разговариваете; не вместо общения с бабушкой.
- Введите правило «сначала спроси у человека». Вопросы про чувства, безопасность и чужие границы — всегда к взрослому.
- Проговаривайте отличия от живых собеседников: «Мишка отвечает быстро, потому что так устроена программа. А я думаю дольше и могу ошибаться, но я знаю тебя и чувствую, как тебе сейчас». Ребенку важна эта честность. Она возвращает в позицию живого, несовершенного, но настоящего взрослого, именно у такого и учатся эмпатии.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.