Агротех, 24 сен, 10:30

Как цифровые технологии меняют современный агробизнес

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Цифровые платформы уже меняют правила игры на зерновом рынке. Какие преимущества они дают участникам отрасли и какое будущее ждет сектор агротехнологий в России?

Об эксперте: Алексей Грибанов, генеральный директор «УК Деметра-Холдинг».

Зерно не только основа продовольственной безопасности страны, но и важный экспортный товар. Россия удерживает статус крупнейшего экспортера пшеницы в мире с сезона 2016/17. Согласно консенсус-прогнозу ведущих аналитических агентств, валовой сбор зерна в России в сезоне 2025/26 составит порядка 136,2 млн т, из которых около 87,7 млн т — пшеница.

Если раньше сделки по продаже зерна заключались преимущественно через личные контакты, то сегодня все больше участников рынка обращается к современным цифровым платформам. Доля цифровых сделок за 2025 год выросла, при этом скорость сделок увеличилась в 2–3 раза, а более 70% аграриев используют онлайн-платформы для мониторинга цен.

Тренды и вызовы АПК России

— Как вы оцениваете текущее состояние агропромышленного комплекса в России?

— АПК сегодня находится в фазе активного развития и трансформации. Если смотреть на горизонт последних лет, мы наблюдаем устойчивый рост. По данным Росстата, объем производства сельхозпродукции в 2024 году достиг ₽5,3 трлн. По данным федерального центра «Агроэкспорт», экспорт продукции АПК в 2024 году составил $43 млрд, что на 67% выше уровня 2018 года (когда началась реализация одноименного федерального проекта). Активно развиваются производство и поставки зерновых. Если в начале 2000-х в России валовые сборы были на уровне 65–70 млн т, а экспорт — 7–8 млн т, то уже с 2014 года урожаи превысили 100 млн т, экспорт достиг уровня 20–25 млн т. Теперь ежегодно Россия собирает от 130 млн до 157 млн т зерна, отправляя на внешние рынки объем в диапазоне от 60 млн до 80 млн т.

При этом, с одной стороны, отрасль сохраняет традиционные методы работы, особенно в малых хозяйствах. С другой — усиливается потребность в прозрачности, точных данных и цифровых инструментах для управления цепочками поставок и логистикой. В последние годы мы видим системный сдвиг: хозяйства, которые используют цифровые решения, работают эффективнее и быстрее реагируют на сезонные и климатические изменения.

— Какие ключевые тренды вы наблюдаете в отрасли?

— Я бы назвал вертикальную интеграцию. Сейчас до 75% крупных агрохолдингов развивает собственные цепочки поставок. Например, мы уже выстроили единую цепочку «от поля до моря» — через автомобильный и железнодорожный транспорт, элеваторы, порты и цифровые платформы. Потому что цифровизация и автоматизация — это тоже тренд последних лет. Сейчас растет доля парка сельскохозяйственной техники с системами точного земледелия, портовые терминалы автоматизируют прием транспорта через системы электронной очереди, развиваются цифровые технологии. По оценкам экспертов, охват сельхозпредприятий цифровыми технологиями достигает 40%.

— С какими основными вызовами сталкиваются аграрии сегодня и как технологии помогают их решать?

— В 2025 году из-за погодных условий пострадал Южный федеральный округ: потери урожая в Ростовской области составили до 30%, в Краснодарском крае — до 25%. Снижение будет компенсировано за счет хороших показателей в Центре и на Волге, но в целом текущие климатические изменения требуют новых подходов к севообороту, повышению урожайности, выбору культур.

По различным оценкам, нехватка специалистов в отрасли составляет до 200 тыс. человек.Безусловно, что-то можно компенсировать автоматизацией процессов, но тем не менее квалифицированные кадры были и будут основой аграрной отрасли. Именно поэтому многие компании сейчас активно участвуют в популяризации аграрных профессий.

Сельхозтоваропроизводители сегодня, безусловно, сталкиваются с ростом себестоимости.Цифровые платформы решают эти проблемы комплексно. Геоданные и аналитические инструменты помогают прогнозировать урожайность и оптимизировать производственные решения, обеспечивая экономию в сегменте закупок и логистики. Простые мобильные интерфейсы снижают зависимость от человеческого фактора, а интеграция с логистикой позволяет отслеживать поставки и контролировать выполнение контрактов.

А — агротех: технологии на службе сельского хозяйства
Экономика инноваций 

«Цифра» и агромаркетплейсы

— Расскажите о ключевых государственных инициативах в области цифровизации отрасли. Как они влияют на развитие агротехнологий?

— Для цифровизации российского АПК важна поддержка на уровне правительства РФ и Министерства сельского хозяйства. Последние годы государство проводит последовательную политику, направленную на цифровизацию отрасли. В 2019 году был принят ведомственный проект Минсельхоза России «Цифровое сельское хозяйство». В 2022 году было утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года, в рамках которого уже несколько лет финансируется и реализуется проект по цифровой трансформации указанных отраслей.

Существуют гранты и субсидии для внедрения агротехрешений, а обязательные стандарты федеральных государственных информационных систем создают юридическую и технологическую базу для работы платформ. Это повышает доверие участников рынка и ускоряет внедрение современных инструментов.

— Насколько активно российские аграрии внедряют цифровые технологии в свои бизнес-процессы?

В крупных холдингах цифровизация уже стандарт, малые хозяйства внедряют подобные технологии медленнее: согласно нашей внутренней аналитике, цифровые решения сегодня используют 65% крупных агрохолдингов, 35% средних предприятий внедряют автоматизацию и около15% малых хозяйств применяют базовые цифровые инструменты.

— Цифровизация затронула не только поля, но и бизнес-процессы. Как изменился рынок сделок и продаж сельхозпродукции?

— Сделки становятся прозрачными и быстрыми. Пользователи видят условия, сроки, статус сделки, что снижает число задержек и простоев. Появляются электронные тендеры и контрактные механизмы с прозрачными условиями, рынок постепенно стандартизируется, и это повышает доверие всех участников. По данным ФНС России, сегодня около 70% сделок могут совершаться с помощью электронного документооборота.

— Одна из таких цифровых платформ — «Поле.РФ». Как она отвечает на эти вызовы и вписывается в тренды, которые мы обсудили?

—Платформа «Поле.РФ» стала эффективным инструментом для современных аграриев. Изначально проект стартовал как агромаркетплейс, где фермеры могли продавать урожай, приобретать удобрения и брать технику в лизинг. Со временем платформа эволюционировала в масштабную экосистему, объединяющую трейдинг, тендерные закупки, аукционы, услуги железнодорожной и автомобильной логистики, а также финтехсервисы. Подобная модель является инновационной для России, хотя уже успешно реализована на международном рынке. Есть диверсифицированные сельскохозяйственные технологические платформы, такие как DeHaat и BigHaat (Индия), а также FBN (США).

Сегодня «Поле.РФ» предлагает решения для бизнеса любого масштаба — от индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств до крупных агрохолдингов. Платформу используют переработчики, экспортеры, трейдеры, дистрибьюторы и производители сельскохозяйственной продукции. Мы знаем от участников рынка, что возможность решить все бизнес-задачи в режиме одного окна — от закупки удобрений, семян, средств защиты растений, техники и запчастей до продажи урожая — это то, что дает преимущества игрокам в секторе АПК в условиях сезонности бизнеса и строгих временных ограничений.

Сделать в России цифровой продукт мирового уровня непросто. Один из ключевых элементов успеха — формирование правильной команды. Мы ее собирали, можно сказать, по крупицам, причем из разных отраслей. У CEO Евгения Белова более 15 лет опыта стратегического и инвестиционного управления в крупных компаниях и стартапах. Сильная команда позволила сделать проект «Поле.РФ» полностью автономным от «Деметра-Холдинга», мы специально этого добивались.

— Какие боли агробизнеса решают цифровые платформы? Например, прозрачность цепочек поставок, автоматизация документооборота, поиск надежных контрагентов, работа с госорганами.

Мы обеспечиваем прозрачность цепочек поставок с сокращением сроков на 30%, автоматизацию документооборота с ускорением процессов на 45%, доступ к обширной базе проверенных поставщиков, интеграцию с 15 государственными системами.

Аграрии могут быстро и гарантированно продать урожай, сейчас к реализации на всех базисах доступна 21 культура. Покупателями выступают экспортеры, трейдеры и переработчики. Реализованы различные механики продаж.

На «Поле.РФ» есть механизм финансирования через платформу: можно получить средства на закупку товаров, выращивание урожая. Фермеру не нужно идти в банк, ждать одобрений и регулярно выплачивать кредит. Финансовый продукт учитывает специфику бизнеса: ежемесячных платежей нет, есть время спокойно вырастить и продать урожай.

Каким будет агропромышленный комплекс через 30 лет
Зеленая экономика 

— Можете привести кейс или цифры: каковы текущие показатели платформы?

—На платформе зарегистрировано более 16 тыс. аграриев, каталог насчитывает более 400 тыс. уникальных единиц продукции, выручка с 2021 года выросла более чем в 230 раз. Оборот на платформе в 2025 году превысит ₽100 млрд, а средний чек сделки — более ₽40 млн. Объем же целевого рынка «Поле.РФ» составляет ₽4,3 трлн. В настоящий момент мы понимаем, что для придания проекту дополнительной динамики необходимо привлечение профильного инвестора или партнеров, чтобы совместно вывести платформу на следующий уровень развития.

По сути, мы разработали хороший продукт, протестировали огромное количество гипотез, собрали команду и готовы к дальнейшему масштабированию.

Мы рассчитываем, что новое партнерство привнесет в «Поле.РФ» дополнительную экспертизу и опыт по развитию национальных цифровых бизнесов. Расширение круга инвесторов также позволит «Поле.РФ» окончательно уйти от образа кэптивной платформы и повысить интерес со стороны различных рыночных участников. Потенциал подобных b2b-платформ огромен, поэтому важно привлечь долгосрочных партнеров, разделяющих наше видение и амбиции. Надеемся, что круг интересантов будет достаточно широким.

Будущее, переход и развитие агротехсегмента

— Какое будущее вы видите для таких платформ? Станут ли они стандартом для всего агропромышленного комплекса?

— Цифровые платформы постепенно становятся отраслевым стандартом, и, как показывает опыт других стран, они уже заняли ключевое место в агропромышленной экосистеме.

Они будут частью инфраструктуры, необходимой для эффективного управления, а не дополнительным инструментом. Сначала это будет цифровизация крупных игроков, затем присоединятся и малые хозяйства.

— Насколько российский агрорынок готов к переходу на такие цифровые экосистемы?

—Готовность неравномерна. На данный момент к использованию новых технологий готовы в основном крупные агрохолдинги, у мелких же фермеров уровень ниже в силу разных обстоятельств. Но с учетом того, что решения для производителей зачастую не требуют вложений, а приносят удобство и пользу, скорее всего, они будут подключаться все активнее.

— Какие технологии будут определять развитие агротехсегмента в ближайшие годы?

—Аналитика и прогнозирование урожайности на основе больших данных, цифровые датчикидля мониторинга состояния полей и техники, облачные вычисления, интеграции между платформами и автоматизация сельскохозяйственной техники. И отдельно нужно отметить внедрение инструментов с искусственным интеллектом в каждую из перечисленных технологий. Это создает гибкую и устойчивую экосистему, способную выдерживать сезонные пики и нагрузку.

— Как вы оцениваете конкуренцию на рынке агротехрешений?

— Я бы сказал, что на данный момент российский рынок в стадии формирования, поэтому конкуренция здесь умеренная. Есть много ниш, которые можно занять и эффективно развить. Особенность именно нашего рынка в том, что он пока еще сосредоточен на базовых сервисах, которые дополняются отдельными элементами, направленными на повышение качества пользовательского опыта. Это дает нам возможность выстроить действительно комплексную цифровую экосистему с высоким уровнем вовлеченности, прозрачности и управляемости.

А если говорить о глобальном опыте и ключевых международных игроках в сфере цифровых агросервисов, то они предлагают наиболее широкий перечень сервисов, выступая полноценной сквозной платформой для фермеров и аграриев, закрывая потребности клиентов в режиме единого окна. Мы к этому стремимся, фундамент уже заложен, есть большой потенциал.

От агронома до IT: самые востребованные STEM-профессии России и мира
Экономика образования 

— Какие вызовы и препятствия существуют на пути развития цифровых технологий в АПК? И ваш главный совет сельхозпроизводителю, который только начинает путь цифровизации?

— К основным барьерам относятся:

  • кадровый дефицит: не хватает специалистов, которые смогут обеспечить разработку, внедрение и поддержку цифровых решений;
  • инфраструктурные ограничения, связанные с масштабом территории нашей страны;
  • финансовые ограничения, так как не все решения обходятся без инвестиций.

Тем не менее все эти вопросы решаемы.

Сельхозпроизводителю, который только начинает путь цифровизации, я бы посоветовал начать с выбора удобного и полезного цифрового сервиса и просто попробовать. Все начинается с малого шага.

Если двигаться поэтапно, осознанно и с опорой на практичные инструменты, цифровизация перестает казаться чем-то недостижимым.

Российский АПК уверенно идет по пути цифровизации. В ближайшее время нас ждет полная цифровая трансформация отрасли.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Агротех Внедрение инноваций Органическое земледелие Устойчивое развитие Цифровая трансформация Россия
Главное