Инновационный бизнес, 15 сен, 17:48

Тайное стало явным: почему «Ростех» открывает двери для туристов

Читать в полной версии
Фото: пресс-служба «Ростеха»
Интерес к промышленному туризму растет во всем мире. Следуя этому тренду, в 2025 году «Ростех» запустил программу экскурсий по предприятиям, входящим в состав госкорпорации

За последние 20 лет путешественники кардинально изменили подход к выбору туристических направлений. Сегодня, на волне спроса на уникальные впечатления, не все стремятся на Мальдивы: кто-то приобретает круиз по Арктике, а кто-то надевает каску и идет на завод.

Промышленный туризм существует больше полутора столетий: еще во второй половине XIX века винодельни и пивоварни по всему миру начали приглашать гостей на свои производства. Следом подключились кондитерские фабрики.

Сейчас, на волне общемирового тренда на уникальные впечатления, промышленный туризм стремительно набирает популярность и быстро развивается — как за рубежом, так и в России. Только в 2024 году отечественный «производственный» турпоток составил около 2 млн россиян (+40% год к году).

Отвечая на растущую потребность, крупные промышленные компании открывают двери своих производств с самыми разнообразными профилями. В 2025 году «Ростех» запустил программу экскурсий по своим предприятиям — рассказываем, какие впечатления ждут посетителей.

От спорткаров до самолетов

В рамках программы «Ростех. Промтур» сегодня доступны экскурсии на шесть предприятий корпорации. Три из них находятся в Приволжье и относятся к автопрому.

КАМАЗ в Набережных Челнах демонстрирует масштаб и мощь: территория завода примерно равна площади Монако, между разными цехами туристов перевозят на автобусе. Посетители могут познакомиться с производством двигателей и сборкой каркасов кабин, а также оценить все этапы сборки грузовиков.

КАМАЗ (Фото: пресс-служба «Ростеха»)

НЕФАЗ — специализируется на производстве пассажирских автобусов. Здесь, например, выпускают электробусы, которые чаще всего можно встретить на дорогах Москвы. Во время экскурсии посетителям показывают весь процесс сборки вплоть до окраски и остекления, а также этапы тестирования. Например, в камере дождевания автобусы проверяют на герметичность мощным «ливнем».

НЕФАЗ (Фото: пресс-служба «НЕФАЗ»)

Lada Sport в Тольятти выпускает отечественные спорткары, на этом предприятии организована полностью ручная сборка. Кроме посещения цехов завода, туристам показывают музей автомобилей Lada, некоторые экспонаты которого существуют в единственном экземпляре. Также гости смогут посидеть за рулем и почувствовать себя водителем спорткара.

Lada Sport (Фото: пресс-служба LADA Sport)

От поезда-пули до беспилотного автомобиля: кто создает транспорт будущего
Экономика образования 

Еще три предприятия находятся в столичном регионе. Одно из них — Московское производственное объединение «Металлист» — в 2025 году открыло двери для туристов впервые за свою более чем столетнюю историю. На заводе по изготовлению модулей для протезов верхних и нижних конечностей показывают все этапы производства — от литья металла до окрашивания силиконовой оболочки. Также туристам рассказывают о передовых разработках российских конструкторов, а в конце экскурсии приглашают на встречу с тестировщиками.

Московское производственное объединение «Металлист» (Фото: пресс-служба МПО «Металлист»)

Еще одна точка притяжения — «Центр аддитивных технологий», который входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию. Здесь на промышленных 3D-принтерах печатают сложные детали, которые по-другому изготовить трудно или вовсе невозможно. Посетители экскурсии могут увидеть всю технологическую цепочку, подержать в руках готовые изделия и узнать о преимуществах 3D-печати в производстве компонентов для авиации.

«Центр аддитивных технологий» (Фото: пресс-служба ЦАТ)

В Подмосковье проводят экскурсии по заводу энергоутилизации отходов «РТ-Инвест». Здесь туристы наблюдают за тем, как мусор превращается в электроэнергию. До поступления на производство мусор сортируют на специальных комплексах. Полезные фракции, например металл, пластик, стекло и макулатуру, отправляют на вторичную переработку. Оставшиеся отходы поступают на завод, их сжигают в специальных котлах, а полученное тепло используют для генерации электроэнергии. Все выбросы, образующиеся в результате утилизации отходов, проходят многоступенчатую очистку. Таким образом, энергоутилизация становится гораздо более безопасной для экологии, чем классические мусорные полигоны. Этот пример показывает: экскурсии, где можно все увидеть своими глазами, — действенный способ борьбы с негативными стереотипами. На «РТ-Инвест» туристы могут убедиться, что это экологически чистое производство.

«РТ-Инвест» (Фото: пресс-служба Завода энергоутилизации «РТ-Инвест»)

Зачем заводам туристы

В «Ростехе» отмечают, что промышленные туры нужны прежде всего для формирования у аудитории верного образа завода. «Мы стали одним из первых предприятий, которое вошло в программу промышленного туризма госкорпорации, потому что нам важно, чтобы жители нашей большой страны по-настоящему оценили масштаб нашего производства, уникальность задач, которые стоят перед инженерами, и увидели закулисье производства знакомых всем грузовиков», — объясняет Артем, инженер КАМАЗа и по совместительству экскурсовод.

Тренды внутреннего туризма в России: автопутешествия и новые направления
Социальная экономика 

Вторая важная задача промышленного туризма — продвижение бренда работодателя. Крупным предприятиям постоянно нужны новые сотрудники, а экскурсия — хороший способ развеять у потенциальных соискателей мифы о том, что работа на заводе скучна или несовременна. Дополнительно «Ростех» проводит экскурсии для школьников и студентов. При этом растет и лояльность уже работающих на заводе сотрудников: трудно не гордиться работой, которая интересна настолько, что даже привлекает туристов.

«Ростех. Промтур» — это образовательный аттракцион нового поколения. На экскурсии разрешат подержать в руках деталь самолета или понаблюдать за работой инженеров-конструкторов изделий с микропроцессорным управлением. Это не просто посещение завода — это погружение в мир, где создают технологии завтрашнего дня.

Реклама, ГК «Ростех», erid: 2SDnjcbKDGa

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Инновационный бизнес Культурные тренды Экономика впечатлений Россия Материальный мир Человек меняющийся Не только миллионники
Главное