Объем транзитных перевозок по Северному морскому пути вырос на 50%
Развитие Северного морского пути (СМП) становится важным направлением в мировой логистике. Этот маршрут через Арктику сокращает расстояние между Европой и Азией и открывает перспективы для освоения природных ресурсов региона.
Чтобы использовать потенциал региона, госкорпорация «Росатом» — инфраструктурный оператор СМП — реализует масштабную программу развития. В нее входят расширение атомного ледокольного флота, строительство портов и внедрение цифровых решений в логистике.
Ключевым элементом арктической стратегии стал проект 22220 — серия универсальных атомных ледоколов мощностью 60 МВт. Это суда с двухосадочной конструкцией, которая позволяет работать как в глубоководных арктических морях, так и в устьях полярных рек — например, Оби и Енисея. С начала 2020-х построены ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». В январе 2024 года заложен шестой ледокол серии — «Ленинград», а в ноябре 2025 года будет заложено седьмое судно — «Сталинград». Все они создаются на Балтийском заводе по заказу «Росатома».
Эффект от этих вложений уже ощутим: в 2024 году грузопоток по СМП достиг рекордных 37,9 млн т — на 1,6 млн больше, чем годом ранее. Растут и транзитные перевозки — 92 рейса против 60 в 2023 году с объемом 3 млн т (+50%). В рамках международного сотрудничества «Росатом» совместно с китайскими партнерами запустил мультимодальный маршрут «Экспресс СМП № 1», кроме того, стартовали регулярные контейнерные линии с Китаем, развивается проект «Ледовый шелковый путь», ведется работа с Индией и другими странами.
Северный морской путь выгоден экономически: он сокращает маршрут между Шанхаем и Гамбургом до ~8 тыс. морских миль вместо ~10,5 тыс. морских миль через Суэц. Он также соответствует экологическим требованиям — атомные ледоколы не производят прямых выбросов CO₂, что делает СМП особенно перспективным на фоне мирового тренда на декарбонизацию.
По мере роста грузопотока и расширения логистических маршрутов Северный морской путь фактически становится основой Трансарктического транспортного коридора (ТТК). ТТК — это масштабная система, которая объединяет СМП с речными и железнодорожными магистралями, портами Мурманска, Санкт-Петербурга, Архангельска и Владивостока, а также с береговой инфраструктурой: связью, навигацией и аварийно-спасательными центрами. Развитие ТТК означает переход к круглогодичной работе маршрута и открытие новых возможностей не только для международного транзита, но и для российских регионов Арктики, Сибири и Дальнего Востока.
Программа развития СМП до 2035 года предполагает создание современной портовой инфраструктуры, навигационных и цифровых сервисов, логистических хабов и плавучих энергетических решений.
Реклама. Рекламодатель Частное учреждение «Центр коммуникаций», erid: 2SDnjdWek4v
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.