От возраста до локаций: как в мире ограничивают продажу алкоголя
Решительное «нет» или мягкое «может быть»
Различные модификации алкогольных ограничений действуют во всем мире и сосредоточены на поиске компромисса между двумя взаимоисключающими целями. С одной стороны — снижение уровня алкоголизации населения и забота о нем, а с другой — сохранение доходов госбюджета за счет удержания большей части алкогольного рынка в легальном поле. По данным АКОРТ, эта категория формирует в среднем от 15% до 40% оборота магазина в зависимости от его типа — более маржинальной продукции в ретейле просто не существует.
В мире самые жесткие запреты на спиртное действуют в мусульманских странах. Классический пример — ОАЭ, где за распитие спиртных напитков и появление на улице в пьяном виде можно получить реальный тюремный срок (до 6 месяцев заключения). И это при том, что продажи алкоголя там разрешены, но с соблюдением очень строгих правил. Обычно его продают только в ресторанах, барах, гостиницах. А вот в Саудовской Аравии за производство, потребление и продажу алкоголя и местным, и приезжим грозит не только тюрьма, но и порка.
В России, конечно, нет тотального запрета на алкоголь, как в некоторых странах, но действуют различные ограничения на его продажу с разной степенью жесткости и последствиями для рынка и потребителей. Стартовавшая в начале 2010-го программа по алкогольным ограничениям оказалась более мягкой, комплексной и поэтапной. Ставка делалась не на резкие запреты, а на длительно действующие ограничения наряду с просветительскими мерами. По данным доклада Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с 2003 по 2016 годы потребление алкоголя в России сократилось на 43%. ВОЗ прямо связала падение потребления алкоголя в стране с принятыми государством мерами и назвала это примером успешной политики.
За последние пять лет россияне стали пить на 11% меньше — в том числе благодаря ограничениям на продажу алкоголя и снижению его доступности в регионах. В 2024 году этот показатель составил 8,38 литра этанола на душу населения. План, установленный правительством, — снизить текущий показатель потребления (в 2025 году) еще на 6,9%, до 7,8 л к 2030 году.
Рассмотрим ограничительные меры в разных странах подробнее.
Успеть до полуночи: ограничения по времени продажи
Ограничение часов, в которые магазины могут продавать спиртное, — одна из самых простых и распространенных мер. Логика таких запретов проста: уменьшить ночную и зачастую импульсивную покупку алкоголя. В России на федеральном уровне установлен запрет на розничную продажу алкоголя в ночное время, с 23:00 до 8:00. Но регионы имеют право ввести более жесткие ограничения.
Например, в начале июля Красноярский край принял закон о запрете розничной продажи алкоголя с 21:00 до 10:00. Он начнет действовать с 1 марта 2026 года (одновременно полный запрет будет установлен на продажи 1 июня и 1 сентября). На июль 2025 года ограничения на продажу спиртного в регионе действуют с 23:00 до 8:00. Аналогичная инициатива рассматривается и в Омской области: там предложили продавать алкоголь в будние дни с 10:00 до 19:00, в выходные — до 20:00.
Особняком стоит, конечно, Вологодская область, где с 1 марта 2025 спиртное доступно в продаже только с 12:00 до 14:00 в будни, в выходные — с 8:00 до 23:00. Там также запрещено торговать спиртным в жилых домах и точках без отдельного входа для загрузки товара.
Максим Черниговский, доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге, руководитель общественной организации «Клуб профессионалов алкогольного рынка»:
«Обоснованность временных запретов продажи алкогольной продукции должна подтверждаться статистикой правонарушений, совершаемых людьми в состоянии алкогольного опьянения. Но зачастую решения принимаются по инерции, без анализа. В результате меняется структура потребления: легального алкоголя — меньше, нелегального — больше. И это становится фундаментом для новых отравлений и смертей».
Зарубежный опыт в свою очередь подтверждает эффективность «временных» ограничений: например, в Литве с 2018 года магазины закрывают отделы алкоголя уже в 20:00 (в воскресенье в 15:00). Это стало частью комплекса мер, направленных на снижение потребления спиртного и аварийности на дорогах. В Австралии ряд штатов и столица Сидней вводили lock-out laws: запрет не на продажу в магазинах, а на вход в питейные заведения после определенного часа ночью. То есть место продолжало работать, но купить там алкогольный напиток было нельзя, равно как и зайти в него после установленного часа. Мера хоть и помогла снизить в стране число госпитализаций, связанных с драками и ДТП, но была отменена в 2021 году, так как городские бюджеты стали терять часть доходов.
После 18 и старше: возрастные цензы
Не менее популярная «запретительная» мера касается возраста покупателей. Установление минимального возрастного порога для приобретения алкоголя защищает молодежь, откладывая начало покупки — по крайней мере, легальной. Действует такой запрет по всему миру, хотя самый строгий возрастной ценз в 21 год применен в США с 1988 года. Исследования показали: доля погибших пьяных водителей моложе 21 года в США значительно снизилась: с 61% в 1982 (до введения возрастного ограничения) до 31% в 1995 году (спустя 7 лет после применения).
В России аналогичную меру пока не реализовали. Алкогольные напитки в стране можно купить с 18 лет. Хотя еще в 2019 году Минздрав разработал поправки в федеральный закон, которыми предлагалось ввести запрет на продажу спиртного крепче 16,5% гражданам младше 21 года. Против инициативы тогда были Минфин и Минэкономразвития. Они отмечали, что такая мера может привести к расширению теневых продаж алкоголя.
Минздрав на протяжении всех этих лет последовательно продвигал свою позицию по этому вопросу. Тем более, что ее предлагалось вписать в план мероприятий по реализации «Концепции сокращения потребления алкоголя в РФ» на период до 2030 года. В июле 2025 законопроект о повышении возраста покупки алкоголя внесла сенатор Марина Сидухина. «В возрасте, когда некоторые отделы мозга еще находятся в процессе формирования, употребление алкоголя способствует снижению объемов и целостности критически важных отделов мозга и долгосрочному ухудшению когнитивных способностей», — сказано в ее пояснительной записке.
«Наливайки», «алкотакси» и другие проблемы теневого рынка
Ограничения на продажу алкоголя — например, сокращение числа магазинов, запрет торговли в отдельных местах или через определенные каналы — тоже набирают популярность.
Впрочем, продажи алкоголя через маркетплейсы и службы доставки во всех странах ЕАЭС, кроме России и Белоруссии, уже разрешены, и проблемы в этом эксперты не видят. «Это не только про удобство, но и про контроль: онлайн-продажи легко отслеживать по ЕГАИС и маркировке», — поясняет Максим Черниговский.
Внутри России в последние годы возникла другая борьба. С так называемыми «наливайками» — небольшими торговыми точками, расположенными, как правило, на первых этажах многоквартирных домов. Де-юре являясь заведениями общепита, они имеют право продавать спиртное чуть ли не круглосуточно, например, разливая пиво в тот же пластик, но без крышек.
В 2024 году регионы получили право самостоятельно ограничивать работу таких заведений. 70% субъектов пошли по пути ужесточения и начали запрещать продажу алкоголя ночью в точках общепита, расположенных в домах, за исключением ресторанов, баров, кафе и буфетов. Законы, ограничивающие продажу алкоголя в заведениях общепита, расположенных в многоквартирных домах (МКД), уже приняты в 69 регионах.
Дмитрий Вашкин, психиатр-нарколог и главный врач клиники Маршака:
«Ограничительные меры действительно могут сыграть сдерживающую роль — особенно в отношении людей с алкогольной зависимостью. Наши пациенты, проживающие в районах с круглосуточными алкогольными магазинами, в среднем на 30% чаще срываются, чем те, у кого рядом только супермаркеты, которые вечером закрываются. Обходные пути найти практически нереально. Кто-то просто покупает алкоголь заранее, но люди с зависимостью не могут делать запасы».
При этом, по словам эксперта, в сельской местности ситуация осложняется тем, что в широком доступе часто остаются самогон и другие спиртные напитки собственного приготовления.
Максим Черниговский считает, что формально закон направлен против «наливаек», а по факту он бьет по добросовестным игрокам — малым заведениям, авторским кафе и камерным барам. В Петербурге, где закон против «наливаек» в домах принят в мае 2025 года, по оценке эксперта, под угрозой закрытия уже находятся до 1000 таких заведений. Cами «наливайки», по его словам, спокойно перемещаются в ТЦ, бизнес-центры и там продолжают работу.
При этом скандинавская модель в России не обсуждается. Например, в Швеции с 1955 года разрешено торговать алкоголем крепче 3,5% только в специальных государственных магазинах Systembolaget. Они работают до 19:00 в будни и до 15:00 по субботам, а чтобы сделать покупку, надо предъявить документы. Эта политика привела к тому, что Швеция имеет один из самых низких уровней потребления алкоголя в Северной Европе.
Максим Черниговский полагает, в России стоит внедрить системы точечной лицензии и мониторинга. Во многих странах необходимое количество розничных алкогольных лицензий зависит от конкретной зоны и плотности населения, что позволяет эффективно формировать рыночное предложение.
«Все региональные ограничения — временные запреты в розничных магазинах, ограничения площади и местоположения для общепита в многоквартирных домах и т.д. — фактически создают конкурентные преимущества для нелегалов. Пример: в Вологде после сокращения времени продажи легального алкоголя до двух часов в будни возник всплеск интереса к самогонным аппаратам и даже появлению «алкотакси», — утверждает Максим Черниговский.
Ценовая политика: налоги и минимальная стоимость
В начале июля 2025 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призвала все страны мира к 2035 году поднять как минимум на 50% цены не только на алкоголь, но также на сигареты и сладкие газированные напитки. Цель инициативы — предотвратить в течение полувека 50 млн преждевременных смертей, связанных с неинфекционными заболеваниями. Болезни сердца, онкология и диабет, спровоцированные потреблением вредных продуктов, давно стали причиной более 75% всех смертей в мире.
Для реализации инициативы предлагается использовать систему дополнительной стоимости или «налогов на здоровье» (health taxes) — в ряде стран, в том числе и в России, потребители уже платят дороже за продукты, негативно влияющие на здоровье населения. Шотландия, например, пошла по своему пути и ввела минимальную единичную цену (MUP): с 2018 года алкоголь там не может продаваться дешевле £0,50 (около ₽53 по курсу ЦБ на 2025 год) за 10 мл чистого спирта. А Австралия известна высокими акцизами, то есть фактически включенными в конечную цену дополнительными сборами. На севере страны ввели минимальную цену $1,30 AUD (около ₽68 по курсу ЦБ на 2025 год) за стандартную дозу алкоголя.
С 1 июля 2023 в РФ начал действовать акциз на сахаросодержащие напитки (₽7 с литра). Но еще с 2003 были введены минимальные розничные цены (МРЦ) на водку и некоторые другие виды алкогольной продукции, которые с каждым годом повышаются. Согласно поправкам к Налоговому кодексу РФ, на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию действуют акцизы: в 2025 году — ₽740 за литр безводного спирта, в 2026 — ₽770. В 2027 году ставка вырастет до ₽801.
Впрочем, с момента внедрения единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в розницу институциональная роль минимальной цены постепенно теряет значение, отмечает Максим Черниговский.
«В эконом-сегменте (где в пересчете на абсолютный алкоголь сосредоточены 80% потребления — пива, пивных напитков и водки) акцизы и НДС могут составлять до 60% розничной цены. Когда бутылка легальной водки стоит ₽349, а суррогатный аналог — ₽150-180, значительная часть потребителей (в первую очередь в сельской России) делает выбор в пользу нелегального продукта. В нашей стране около 160 тыс. населенных пунктов, и в 70 тыс. из них нет ни одной лицензированной точки продажи алкоголя. Проблема не в цене, а в доступности», — добавляет эксперт.
Образование и здоровый образ жизни вместо ограничений
Несмотря на эффективность экономических мер вроде повышения цен и акцизов на алкоголь, статистика и мнения экспертов подчеркивают, что наиболее устойчивый результат в борьбе с алкоголизацией дает не столько ограничительная политика, сколько формирование у населения осознанного отношения к здоровью через образование и пропаганду здорового образа жизни.
Дмитрий Вашкин отмечает, что жесткие запреты могут подталкивать часть зависимых людей к употреблению опасных суррогатов. «Вместо полного запрета нужно предоставить населению возможности для саморазвития, — говорит он. — Это могут быть социальные программы, центры с бесплатными занятиями спортом или творчеством. Ограничения эффективны только при параллельной работе с мотивацией людей и качественном лечении зависимостей».
Эксперт подчеркивает, что пациенты клиники часто сокращают употребление алкоголя не просто из-за ограничений, а из-за снижения вероятности импульсивной покупки: «Когда вечером не удается купить спиртное, к утру желание может ослабеть. Однако более значимый эффект приносит не запрет, а осознание необходимости здорового образа жизни и доступность альтернативных занятий».
Подтверждают этот подход и свежие данные ВЦИОМ: если в 2005 году россияне предлагали бороться с алкоголем через запреты рекламы и ограничения продаж молодым людям, то сегодня основной запрос общества — это пропаганда ЗОЖ и повышение уровня осведомленности. Двукратно выросла и поддержка современных медицинских методов лечения алкоголизма и обществ трезвости.
«Политика тотальных запретов вызывает все больший скепсис у населения. Люди хотят делать осознанный выбор и требуют больше образовательных и мотивационных мер, чем административных ограничений. Это свидетельствует о переходе общества к добровольной модели профилактики», — подчеркивают социологи ВЦИОМ.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.