От Labubu до NFT: какие артефакты современности собирают коллекционеры
Рынок коллекционирования
По оценке психологов, приблизительно каждый третий человек испытывает удовольствие от собирания каких-нибудь предметов. Согласно опросам, в России этим увлекаются 48% населения (Авито, 2024 год), в США — 61% (MagnifyMoney, 2022 год), а, например, в Австралии — 35% (Deloitte/eBay, 2025 год). Причем показатели растут: в 2021 году SuperJob насчитал среди россиян всего 27% коллекционеров, а в Австралии в 2023 году их было 28%.
В основе популярности коллекционирования — психология: удовольствие от обладания вещью и азарт ее поиска, ностальгия, самовыражение или стремление к контролю и порядку. Но присутствуют и меркантильные интересы, предполагающие дальнейшую перепродажу. Те же опросы показывают, что идея коллекционирования как альтернативной формы инвестиций близка 11% россиян и 32% американцев.
Неудивительно, что мировой рынок коллекционных предметов растет и составляет сотни миллиардов долларов: в 2024 году его объем по оценкам Towards Consumer Goods равнялся $304,55 млрд, по данным Credence Research — $394,51 млрд, а по расчетам Market Decipher он достигне $496,2 млрд в 2025 году. На ближайшие годы маркетинговые компании прогнозируют продолжение роста по 5–7% в год.
Собирать можно что угодно, даже наклейки на бананах, коробки из-под пиццы и резиновых уточек, причем не только физические предметы, но и виртуальные. Одних только наименований видов коллекционирования на российском профильном интернет-форуме перечислено около 150. Но все же понятно, что коллекционирование одних вещей, например, монет или искусства, распространено больше и развито лучше, чем других.
Коллекционные предметы можно с известной долей условности сгруппировать по их возрасту. Например, распространена такая классификация: антиквариат, винтаж, современные (modern) и новейшие (contemporary) предметы. По оценке Towards Consumer Goods, сегмент contemporary в 2024 году был наименее доходным, но в обозримой перспективе расти будет быстрее остальных, со среднегодовым темпом 6,65% (рынок в целом — 5,55%). Далее речь пойдет о ключевых трендах в коллекционировании некоторых популярных предметов именно этого типа.
Монеты
Для нумизматов представляют интерес как современные памятные монеты с особым тематическим оформлением, специально выпускаемые в коллекционных целях, так и отдельные категории обычной мелочи — например, с браком или редких выпусков.
Памятные и юбилейные монеты посвящены определенной теме или приурочены к определенному событию либо исторической дате. Они могут чеканиться из драгоценных металлов и в этом случае отличаются уникальным дизайном, высоким качеством работы и небольшими тиражами.
Среди них есть свои рекордсмены. Например, в 2010 году к своему 150-летию Центральный банк России выпустил 50 штук 5-килограммовых золотых монет крупнейшим в российской истории номиналом ₽50 тыс. В июне 2025 года стоимость металла этой монеты составляла около ₽42 млн. Отчеканенные по случаю того же юбилея тиражом 10 тыс. штук серебряные три рубля продаются на аукционах в среднем за ₽6 тыс.
Драгоценные памятные дензнаки тоже являются платежным средством, поэтому гипотетически они даже могут попасть в свободное обращение. Но поскольку расплачиваться ими можно только по номиналу, на практике это вряд ли возможно. Однако в обиходе могут попасться недрагоценные памятные монеты.
В России массовыми сериями выпускаются 10-рублевые монеты «Древние города России», «Российская Федерация», «Города воинской славы», «Человек труда» и «Города трудовой славы». Их коллекционная стоимость невелика, но выше номинала. Особым спросом у собирателей пользуются монеты серии «Российская Федерация», посвященные Чеченской Республике, Ямало-Ненецкому автономному округу и Пермскому краю. Их изготовили очень маленьким тиражом, поэтому каждая стоит несколько тысяч рублей.
Отдельную категорию составляют инвестиционные монеты: как правило, они чеканятся обычным качеством и имеют высокие тиражи, а их стоимость зависит от цены на драгоценный металл, из которого они выполнены. Это, в частности, российский «Георгий Победоносец», и «Китайская панда», канадский «Кленовый лист», американский «Золотой орел», австрийский «Венский филармоникер», британские «Британия», «Звери королевы» и «Лунар», «Австралийский самородок/Кенгуру», южноафриканский «Крюгерранд».
В целом интерес к нумизматике вообще и современным монетам в частности стабильно высок. На одной из российских аукционных площадок отечественные монеты, выпущенные после 1991 года, в 2024 году показали неплохой результат: 25% всех продаж монет и бонов, средний чек — 13 700 руб.
Марки
Почтовые марки выпускают двух видов. Стандартные (дефинитивы) печатают значительными тиражами для обычных почтовых отправлений. Художественные марки (коммеморативы) — основной коллекционный материал: они быстро раскупаются филателистами, встречаются реже и стоят дороже. Такие марки обычно посвящены памятным датам или различным темам: природе, космосу, искусству, транспорту и так далее.
Одними из самых редких (и дорогих — стоимость может оцениваться в сотни тысяч рублей) марок современной России считаются специальные выпуски к инаугурациям президентов Дмитрия Медведева (2008) и Владимира Путина (2012), а также к 50-летию полета Гагарина в космос (2011).
Среди мировых раритетов — немецкая марка «Одри Хепберн» 2001 года. Американская актриса изображена на ней с длинным мундштуком. Сын знаменитости посчитал это пропагандой курения и отказался давать согласие на публикацию. К тому же на оригинальном кадре из фильма, взятом за основу изображения, был не мундштук, а дужка солнцезащитных очков. Тираж 14 млн уничтожили, за исключением нескольких экземпляров и листов. В 2010 году один из сохранившихся наборов в составе 10 марок был продан на благотворительном аукционе за €430 тыс. Еще четыре марки ушли с молотка по цене от €62,5 тыс. до €173 тыс.
Один из дискутируемых вопросов — снижается ли интерес к маркам, особенно у молодого поколения. На него влияют, среди прочего, общемировое сокращение спроса на традиционные почтовые сообщения, избыток выпускаемых марок, распространение других увлечений. В 2000–2010-х годах на упадок филателии обращали внимание, например, в России, США, Великобритании. Тем не менее, этот тип коллекционирования остается одним из самых популярных в мире и продолжает активно развиваться, в частности, в Азии и некоторых европейских странах.
Искусство
Продажи современного искусства в 2023–2024 годах глобально переживали спад. Согласно The 2024 Contemporary Art Market Report, в 2024 году оборот рынка вернулся к доковидным значениям ниже $2 млрд и составил $1,888 млрд.
Однако количество продаж установило рекорд — 132 тыс.: за десять лет оно выросло более чем вдвое, во многом благодаря массовой цифровизации. В основе этой динамики — рост продаж работ стоимостью менее $5 тыс., что может свидетельствовать об увеличении интереса со стороны среднего класса, считают эксперты.
Оборот в сегменте ультрасовременного искусства (работы авторов моложе 40 лет) просел на 61% по сравнению с пиком в 2021–2022 годах, до $148 млн, но находится на уровне вдвое выше, чем до пандемии. Из 33 тыс. современных художников, чьи произведения были проданы на аукционах в течение 2023–2024 годах, примерно 3 тыс. были моложе 40 лет.
В десятку самых дорогих представителей современного искусства вошли Жан-Мишель Баския, Еситомо Нара, Джордж Кондо, Кит Харинг, Ричард Принс, Дэмиен Херст и Бэнкси. Например, работа Есимото Нары Want to See the Bright Lights Tonight 2017 года была продана в 2024 году на аукционе Sotheby's гонконгскому коллекционеру за $12,3 млн.
В России на коллекционирование современного искусства влияют санкции и вынужденная изоляция от мировых рынков, но оно продолжает развиваться. XII Международную ярмарку современного искусства Cosmoscow осенью 2024 года посетили более 50 тыс. человек, что стало рекордом за всю ее историю. Одна из самых дорогих работ, проданных там, — фотополотно «Весь мир вверх тормашками» арт-группы «Провмыза» (Галина Мызникова и Сергей Проворов) 2024 года (₽1,6 млн). Аналогичные ярмарки современного искусства с успехом проходят и в регионах.
Игрушки
По оценкам исследовательской компании Circana, в 2024 году доля коллекционных товаров на мировом рынке игрушек выросла на 5%, достигнув 18% в общем количестве и 15% в общей стоимости. Собирают игрушки не только дети: один из ключевых сегментов коллекционеров — kidults, взрослые, испытывающие ностальгию по детству. На спрос также влияет потенциал редких и лимитированных серий.
Labubu
Labubu, плюшевые игрушки в виде эльфов с острыми зубами и большими ушами, были созданы в 2015 году гонконгской компанией Pop Mart. К 2024–2025 годам локальный азиатский персонаж превратился в мировой феномен.
В Великобритании, например, в мае 2025 года во избежание драк и очередей приостановили офлайн-реализацию этих игрушек. За прошлый год мировые продажи монстриков составили $419 млн. До России мода дошла весной 2025 года: по данным «Авито», в апреле-мае продажи в Москве выросли в 44 раза по сравнению с февралем-мартом.
Мировой ажиотаж подстегивает формат blind box («слепая», закрытая коробка): фигурки продаются запечатанными, и до открытия покупатель не знает, какая ему досталась. Это стимулирует многократные покупки в поиске редких экземпляров. Когда такая практика была раскритикована печатным органом Компартии Китая «Жэньминь жибао», капитализация Pop Mart потеряла более $4 млрд.
Всего выпущено болше 300 различных видов Labubu. Самые ходовые, брелоки Exciting Macaron, производитель продает по €29, они сразу раскупаются и на вторичном рынке могут стоить в десять раз дороже. Цена на игрушки из ограниченных выпусков доходит до нескольких тысяч долларов. На аукционе Beijing Yongle International Auction в Пекине в июне 2025 года эксклюзивные Labubu продавались по цене до $150 тыс.
Хайп вокруг Labubu неизбежно пройдет, но эксперты позитивно оценивают коллекционный потенциал дизайнерских игрушек в целом, в том числе в силу ограниченных тиражей, которыми их выпускают.
Funko Pop
Популярное коллекционное направление, проверенное временем, — «головастики» Funko Pop. Виниловые фигурки изображают персонажей из фильмов, сериалов, игр и комиксов и выполнены в характерном для аниме и манги японском тиби-стиле — с небольшим туловищем и непропорционально крупной головой. Американская компания Funko выпускает их с конца 1990-х годов.
Линейка насчитывает более 13,7 тыс. персонажей, в общей сложности продано около 150 млн фигурок, а в самой большой коллекции насчитывается более 7 тыс. экземпляров. Самый редкий и дорогой Funko Pop — золотой набор «Вилли Вонка и Умпа-Лумпа»: он выпущен в 2016 году в количестве всего 10 штук и оценивается в $100 тыс.
Lego
Не уменьшается коллекционный интерес и к конструкторам Lego, в первую очередь наборам, воспроизводящим известные архитектурные сооружения, транспортные средства и персонажей из кинофильмов и мультфильмов. Это пример, как взрослая аудитория, ностальгирующая по детским увлечениям, может стать драйвером собирания игрушек. В 2020 году датская компания даже открыла категорию товаров для покупателей старше 18 лет, которая за несколько лет расширилась до 142 комплектов — 15% всего выпуска.
Один из самых редких экземпляров Lego — фигурка Ганса Чурбана из сказки Андерсена. Набор выпустили в 2015 году тиражом в 80 штук: на ресейл-платформах он продается за $7–10 тыс.
Звездолет «Сокол тысячелетия» из «Звездных войн» 2007 года с первоначальной ценой $500 сейчас стоит $4 тыс. Он состоит из 5 197 деталей (больше только у «Тадж-Махала» — 5 923), так что полных подержанных наборов сегодня практически не осталось.
Конструкторы Lego могут быть выгодным инвестиционным активом. По расчетам Высшей школы экономики, вложения в наборы имели среднегодовую доходность не менее 11% (8% в реальном выражении) в 1987–2015 годах. Например, «Кафе на углу» за восемь лет принес впечатляющие 2230% прибыли: в 2007 году он был выпущен в продажу за $139,99, в 2015-м его стоимость составила более $3000. Самые выгодные наборы, как определили исследователи, — маленькие (в среднем из 113 деталей) и большие (больше 3000 элементов).
Карточки
Спортивные карточки
Коллекционирование карточек, например, с изображением спортсменов, еще одно широко распространенное хобби. Спортивная сфера вообще дает богатый материал для коллекционеров: собирают билеты на матчи, буклеты, амуницию, автографы и множество других памятных предметов. Спортивные карточки занимают в этом ряду особое место.
Они появились во второй половине XIX века в США и с тех пор стали неотъемлемой частью американской культуры. На карточках изображают представителей популярных в стране видов спорта — бейсбола, баскетбола, американского футбола, хоккея. Самые ценные экземпляры стоят миллионы долларов. Среди них немало современных. Например, изображение баскетболиста Стефена Карри 2009 года было куплено в 2021-м за $5,9 млн инвестиционным фондом Alt.
В Европе получил распространение альтернативный вариант — футбольные наклейки. А в России спортивную карточную тему начали осваивать в 2024 году, когда серию коллекционных карточек запустила Континентальная хоккейная лига.
Pokémon
Карточки из настольных игр — еще одно ключевое направление в филокартизме. Самый яркий пример — бум покемонов, наблюдаемый в мире с 2020 года.
В 1996 году в Японии была выпущена видеоигра Pokémon (от Pocket Monster — «карманный монстр»), ставшая основой крупной международной франшизы, в которую вошла в том числе коллекционная игра Pokemon Trading Card Game. Уже в 1990-е вселенная покемонов завоевала огромную популярность, и теперь подросшие фанаты тратят огромные деньги на увлечение своего детства.
В Японии карточки Pokémon покупали и собирали 49% участников опроса Statista в декабре 2024 года. А в США «карманные монстры» хотя и уступают по популярности спортивным карточкам, но вышли в один ряд с ними — у коллекционеров постарше это вызывает культурный шок.
Крупнейшая американская организация по оценке коллекционных карточек Professional Sports Authenticator (PSA) сообщила, что из 14 млн карт, которые она обработала в 2023 году, 6 млн были картами из японской игры. В 2022–2024 годах PSA оценила больше Pokémon, чем бейсбольных карточек.
К марту 2025 года выпущено 75 млрд карт, больше половины из них — с 2020 года. В то время как самые ценные покемоны 2024 года стоят у коллекционеров сотни долларов, более старые и редкие экземпляры продают за тысячи и десятки тысяч. Особую ценность представляют Pokémon 1990-х годов: в 2022 году американский блогер Логан Пол купил уникального «Пикачу» — «Pikachu Illustrator» 1998 года — за рекордные $5,275 млн.
Популярность «карманных монстров» не снижается. В октябре 2024 года была запущен мобильный вариант карточной игры — Pokémon Trading Card Game Pocket, который уже к весне 2025 года скачали более 100 млн раз. Сотрудничество с McDonald's, в рамках которого карточки покемонов можно купить в наборе Happy Meal, способствует укоренению увлечения в новом поколении детей.
Magic: The Gathering
Magic: The Gathering (MTG) — коллекционная карточная игра в жанре фэнтези, участники которой выступают в роли волшебников, сражающихся друг с другом. Проект был основан в 1993 году, а в конце 1990-х перешел под крыло американской компании Hasbro, крупнейшего производителя игрушек. Как считается, именно изначальный успех MTG вдохновил создателей Pokémon, и количество поклонников игры не уменьшается.
За все время выпущено около 500 млн карт. Самые редкие и дорогие использовались в играх еще в 1990-е, в первую очередь в стартовом 1993 году: например, Alpha Black Lotus этого года оценивается в $3 млн. Карта The One Ring 2023 года, которая стоит $2 млн, выпущена в единственном экземпляре исключительно для коллекционных целей.
K-pop
Многие коллекционеры собирают предметы, связанные с культурными явлениями — супергеройские комиксы и атрибутику, артефакты из «Звездных войн», мерч с любимыми артистами. Сравнительно новый тренд того же порядка — карточки с фотографиями исполнителей популярного у современной молодежи музыкального направления k-pop. Как и любой феномен молодежной субкультуры, эта популярность может оказаться недолговечной, но пока она находится на взлете.
Глобальный рынок k-pop в 2024 году оценивался в $13,28 млрд. Карточки «айдолов», участников k-pop-коллективов — примечательный элемент индустрии. В основном их продают вместе с музыкальными дисками, а ограниченные серии могут распространять на концертах, встречах с фанатами. Поклонники собирают их в альбомы-биндеры. Стоимость карты на вторичном рынке зависит от ее редкости и уровня популярности исполнителя. Рекорд установило фото Чонгука из группы BTS: цена покупки на eBay составила $3,2 тыс.
В России интерес к продукции k-pop начал заметно расти в 2023 году. Цены варьируются от сотен рублей за неофициальные карты до нескольких десятков тысяч (вплоть до 200 тыс.) за редкие оригиналы.
Цифровое коллекционирование
С развитием и распространением цифровых технологий стали появляться и цифровые предметы коллекционирования. Особое место в этой сфере заняли NFT (Non-Fungible Token) — невзаимозаменяемые токены: записи в блокчейне, подтверждающие права на активы. В теории активом может быть любой цифровой объект. Чаще всего NFT выпускают на изображения, музыку, видео.
Первым в истории NFT считается Quantum — анимированная картинка, проданная в 2014 году за $4, а в 2021 году — уже за $1,5 млн.
Внимание к таким токенам выросло с запуском блокчейна Ethereum, который оптимально подходит для создания и торговли NFT. В 2017 году на этой платформе появились ставшие культовыми проекты цифровых коллекционных активов. Например, CryptoPunks — коллекция из 10 тыс. сгенерированных в стиле пиксель-арт персонажей (людей, а также зомби, обезьян и пришельцев), каждый из которых имеет свой набор атрибутов: прически, аксессуары, очки, головные уборы и др.
Следом NFT стали все более массово создаваться на картины, музыкальные треки, видеозаписи, тексты, мемы, гифки, твиты и множество других объектов. К криптолихорадке присоединились знаменитости и бренды.
Ажиотаж достиг пика в 2021 году. Самой громкой сделкой стала продажа 11 марта 2021 года на аукционе Christie’s за $69,3 млн NFT на коллаж Everydays: The First 5000 Days художника Beeple (Майка Винкельманна) — изображения склеенных вместе 5 тыс. картин, которые он создавал ежедневно.
Рекордные $91,8 млн были выручены за NFT The Merge — арт-объект анонимного художника Pak.
В 2021 году, по данным The Block Research, объем торгов NFT превысил $13 млрд, увеличившись почти в 400 раз по сравнению с 2020 годом. Бум NFT был напрямую связан с общим ростом рынка криптовалют. В это время они достигли исторических максимумов, что привлекло множество новых инвесторов и спекулянтов и создало избыток ликвидности. Держатели криптовалют искали, во что вложить появившиеся средства, а NFT был модным и быстрорастущим классом активов.
Это предопределило преимущественно инвестиционный, спекулятивный подход к NFT-коллекционированию в это время. Но со второй половины 2022 года пузырь начал сдуваться, а стоимость активов — обнуляться. По данным исследования NFTevening и Storible, из более чем 29 тыс. цифровых коллекций, выпущенных за 2024 год, 98% оказались убыточными, причем большинство проектов теряли до половины стоимости уже в первые три дня после запуска. Прибыльными стали лишь 0,2% новых коллекций. Среди всех «живых» NFT-проектов только 11,9% принесли доход.
Эксперты объяснили эти показатели тем, что рынок перенасыщен и не предлагает ничего нового. Есть и немного другая точка зрения, например, по мнению того же Beeple, с рынка ушли спекулянты, зато остались серьезные коллекционеры — настоящие энтузиасты и ценители NFT.
Несмотря на все понесенные потери, есть проекты, оставшиеся на плаву. CryptoPunks, созданные в 2017 году, по-прежнему живы — «панки» до сих пор считаются «голубыми фишками» в NFT-коллекционировании. Еще один популярный проект NFT-аватаров — Bored Ape Yacht Club, запущенный в 2022 году. В коллекции — 10 тыс. цифровых образов обезьян, каждая из которых обладает различными атрибутами и функциями, генерируемыми случайным образом.
Или, например, Azuki — коллекционный проект в аниме-стилистике.
Одной из крупнейших сделок 2024 года стала продажа NFT из коллекции Fidenza, созданной на платформе для генеративного искусства Art Blocks. Токен был продан за $1,9 млн. Коллекция Fidenza состоит из 999 цифровых работ, которые создаются по специальному алгоритму. Картины объединяет характерная деталь — плавные непересекающиеся кривые, напоминающие потоки.
В токенизированном формате по-прежнему выпускаются цифровые варианты традиционных коллекционных предметов. В частности, спортивные карточки: один из глобальных лидеров этой индустрии Panini в 2024 году успешно запустил один из таких проектов, 2024 Obsidian Football (речь об американском футболе). NFT нередко выпускаются с привязкой к реальному физическому объекту — предмету коллекционирования: например, в Италии в 2024 году вышла серия марок в комплекте с их цифровыми двойниками. Наконец, NFT все чаще имеют расширенный функционал, дополнительно предоставляя владельцам доступ к эксклюзивным мероприятиям и возможностям.
Одним из перспективных направлений применения NFT могут быть компьютерные игры. В этой области уже давно сложилась собственная система виртуального коллекционирования: собирают персонажей, скины, оружие. Считается, что NFT могли бы защитить права геймеров на свои цифровые достижения, хотя часть игрового сообщества относится к перспективе токенизации настороженно.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.