Поколения, 05 мар, 12:00

Как зумеры выбирают подарки

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Поколение Z предпочитает выбирать подарки в онлайне. И дело не в том, чтобы быстрее расправиться с предпраздничной обязанностью. Просто молодые люди рационально подходят к вопросу

Об авторе: Марина Змеина, руководитель службы поддержки маркетплейса Flowwow.

За неполный 2024 год доля онлайн-шопинга выросла на 43%, и драйвером его роста являются зумеры: 51% из них оформляют заказы в постаматы, а 38% выбирают бесконтактную доставку. Такую же тенденцию мы видим и на своей платформе: ядром аудитории Flowwow, заказывающей подарки своим близким, являются люди 18–30 лет. На них приходится около 70% пользователей маркетплейса. И у этой аудитории есть свои особенности, которые выражаются в подходе к выбору подарков.

Результат лучше при меньших затратах

В онлайне зумеры могут охватить больший ассортимент товаров и не тратить время на просмотр случайных позиций, которые им неинтересны. Это принципиально важно для молодого поколения. По данным исследованияSetters.Media и «Стокманн», 69% респондентов в возрасте от 18 до 26 лет выбирают те онлайн-площадки, где ассортимент шире и разнообразнее. Это увеличивает шанс найти идеальный товар по наиболее выгодной цене ― 60% зумеров сравнивают размеры и стоимость товаров, прежде чем сделать заказ. А 37% заходят исключительно в разделы с акциями и в них выбирают нужные товары.

При этом нельзя сказать, что основной мотив для зумеров в онлайн-шопинге ― это время. Они чаще других берут паузу на обдумывание покупки: 59% против 52% у миллениалов и 47% у бэби-бумеров. Это время уходит на выбор товара, который точно подойдет. Молодые люди тщательно отсматривают площадки, на которых представлены интересующие их товары. Они оценивают маркетплейсы по наличию реальных отзывов, удобных способов оплаты, опции отслеживания заказов и наличию персональной ленты рекомендаций. В свою очередь, поколение Z не только читает отзывы, но и делится своими впечатлениями от заказов, при этом не только негативными. Если что-то удивило или порадовало, они обязательно оставят мнение, чтобы помочь другим.

Как зумеры переизобретают осознанное потребление
Зеленая экономика 

Также во время поиска подарков анализируются подборки от блогеров. По данным Insight People, более 53% россиян доверяют блогерам, а 53% зумеров купят новую вещь по рекомендации блогера, что лишь немногим уступает доверию к друзьям и знакомым (71%).

Оформляют пожелания в вишлистах

Молодые люди трепетно относятся к праздникам: 90% представителей поколения начинают готовиться к ним заранее и смотрят чужие рейтинги и подборки товаров. Пользователи могут собирать их в таких специальных сервисах для составления вишлистов, как «Подаркус» или Followish, а также в своих аккаунтах на маркетплейсах. Это что-то вроде категории «Избранные товары», которая видна остальным.

Составлять собственные подборки можно на Ozon и Flowwow. Сервисы дают возможность поделиться своим вишлистом, из которого близким, коллегам или знакомым становится проще выбрать подарок. Возможно, скучно, но зато надежно. Получатель точно будет знать, что получит полезный подарок и останется доволен праздником. А дарителю не придется долго искать, что дарить: это особенно сложно, когда плохо знаешь человека. К тому же молодые люди часто просматривают чужие подборки, чтобы вдохновиться и взять удачную идею себе на вооружение.

Что такое вишлист и как его сделать? Обзор сервисов
Социальная экономика 

Идеальный подарок зумера ― тот, что создан специально для него

Молодое поколение ценит в сюрпризах эмоции и тепло. Зумеры уделяют внимание мелочам и стараются сделать подарки персональными. 60% тортов, заказанных на Flowwow покупателями в возрасте 18–27 лет, украшают авторскими надписями. Несмотря на то что большинство кондитерских изделий уже имеют готовый дизайн, люди заказывают собственную иллюстрацию или надпись. Они не прочь потратить время на обсуждение деталей с кондитером в чате, потому что хотят кастомизировать подарок.

Популярными остаются и открытки с уникальными пожеланиями: молодежь в 50% случаев предпочитает написать свой текст, вместо того чтобы отправить стандартную открытку. Большое внимание уделяют и упаковке: выбирают не просто пакет, а яркую оберточную бумагу с декором и лентами.

Хороший подарок, в понимании зумера, отражает характер человека. В 2024 году представители поколения Z активнее остальных выбирали персонализированные подарки для родных и близких: 51% против 46% у миллениалов и 33% у Gen X. И это неудивительно: зумеры росли в мире, который адаптируется под них, и привыкли к этому. По данным WP Engine, 75% представителей Z-поколения предпочитают товары, которые можно менять по своему усмотрению или кастомизировать. Например, другу искренне нравится разбирать и собирать технику ― тогда его обрадует необычный бокс с болтами и зажимами, которые нужно предварительно раскрутить, прежде чем добраться до самого подарка. Человек получит положительные эмоции еще на этапе распаковки, пока будет открывать коробку. Именно впечатления являются основным драйвером выбора подарка. Идеи персонализации сюрприза представители поколения Z находят в интернете, и это делает онлайн-шопинг для них чем-то особенным.

Персональная доставка

Доставка — это не способ отстраниться от дарения, а скорее забота о человеке. Вместо того чтобы подбирать время для встречи и отодвигать важные планы, которых в предпраздничной гонке становится особенно много, можно передать подарок через курьера.

От клыков до онлайн-курсов: как менялись тренды на подарки
Социальная экономика 

При этом молодежь не всегда готова отдавать подарки через третье лицо. Чаще всего большую радость человек получает, когда вручает подарок, а не выбирает его. Презент, собранный своими руками, они предпочитают вручать лично. Об этом говорит и то, что, по данным сервиса «Анкетолог», забирать заказы большинство зумеров (77%) предпочитают самостоятельно в пунктах выдачи.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Поколения Ретейл Цифровая трансформация Экономика впечатлений
Главное