Искусственный интеллект и колледжи без бетона: EdTech в 2025 году
Об эксперте: Дмитрий Крутов, основатель и генеральный директор образовательного холдинга Skillbox.
2024 стал для онлайн-образования годом системного развития в двух ключевых направлениях. Первое — бизнес сосредоточился на оптимизации процессов, сокращении избыточных активностей и подготовке к стратегическим партнерствам.
Второе — компании занялись профориентацией, обратили внимание на аудиторию, которая пока даже не собирается учиться. На фоне этих двух направлений технологии искусственного интеллекта, рост популярности гибридных форматов обучения и акцент на практические навыки стали определяющими трендами года.
5 ключевых изменений на рынке EdTech в 2024 году
EdTech остается драйвером креативной экономики. По итогам третьего квартала 2024 года суммарная выручка топ-100 компаний России из этой сферы достигла 38,2 млрд рублей, показав рост на 19,6% год к году и на 19,2% по сравнению с предыдущим кварталом, свидетельствуют данные агентства Smart Ranking. К примеру, аудитория Skillbox увеличивается на 10% ежеквартально. В число заметных участников рынка входят «Яндекс Практикум», «Академия ТОП, «Актион Университет», Ultimate Education, «Нетология» и другие.
При этом сегмент ДПО (дополнительного профессионального образования) демонстрирует умеренные темпы развития — выручка компаний в этом направлении выросла на 13% по сравнению с прошлым годом. Вся индустрия активно трансформируется. Основные изменения произошли в пяти направлениях:
- Искусственный интеллект упростил учебный процесс. ИИ помогает преподавателям автоматизировать рутинные задачи и снижает нагрузку на них в 1,5-2 раза. В Школе английского языка Skillbox алгоритмы формируют отчеты по занятиям, анализируют ошибки и предлагают персонализированные задания для студентов. А еще отвечают за взаимодействие с клиентами, что снижает затраты и повышает адаптивность обучения.
- Гибкость бизнеса для новых аудиторий укрепила доверие. Студенты ценят поддержку наставников и возможности настройки программ под их нужды. Для взрослых обучающихся важны комфорт и доступность, поэтому EdTech внедряет программы эмоциональной поддержки, снимающие стресс и упрощающие освоение нового материала. В GeekBrains онбординг-менеджеры помогают студентам адаптироваться к платформе и процессу обучения. В «Яндекс Практикуме» используют психометрический анализ данных для оценки сложности заданий для конкретного студента. В Webium наставники совмещают функции содержательной и организационной поддержки.
- Вырос спрос на прикладные навыки. Если в 2023 году в топ-программ входили в основном цифровые профессии, связанные с программированием, разработкой и дизайном, — Python-разработчик, инженер по тестированию, веб-дизайнер, то в 2024 году в лидеры вышли также так называемые нецифровые направления — менеджер маркетплейсов, нутрициолог, биохакер, дизайнер интерьеров. Также с 2023 года большим спросом пользуются курсы по нейросетям.
- EdTech-компании вышли в лайфстайл, нецифровые специализации и велнес-образование. Все началось с базовых курсов, потом на рынке появились линейки с упором на психологию, укрепление ментальных ресурсов, изменение профессиональной траектории, обмен идеями. Появился интерес к нецифровым направлениям: дизайну интерьера, прикладным областям. Среди бесплатных программ востребованы основы психологии, профориентация, маркетинг, игровая индустрия, понимание сложных ситуаций, поиск работы, обустройство жилища.
- Усложнился процесс привлечения студентов. Прямой платный трафик стал слишком дорогим, молодым проектам непросто конкурировать за внимание. Маркетинг смещается от мгновенной продажи к длительному взаимодействию с аудиторией. В ход идут бесплатные продукты, профориентационные материалы, чат-боты, тестовые доступы, премиум-контент. Главная цель — плавный «прогрев» слушателей, помогающий сформировать осознанный интерес и подготовить к полноценному обучению.
ТОП-учебных программ в 2024 году:
- программирование и разработка;
- дизайн;
- менеджмент в сфере маркетплейсов;
- нутрициология;
- биохакинг;
- дизайн интерьера;
- программы по работе с нейросетями;
- психология.
Источник: Skillbox
Интересные кейсы: интеграция технологий и новых подходов
В 2024 году EdTech-игроки активно внедряли инновации, улучшая доступность и эффективность обучения.
Искусственный интеллект и автоматизация
Например, Skillbox внедрил текстовые и голосовые чат-боты на этапе коммуникации с потенциальными студентами, сократив затраты на продажи до 70% — за год это до ₽1 млрд.
В Бразилии программа Letrus использует ИИ для обучения чтению и письму. Она охватила 170 тыс. учеников в 670 школах, улучшив их результаты на национальных экзаменах, где участники поднялись на пять пунктов, свидетельствует отчет WEF «Формирование будущего обучения: роль ИИ в образовании 4.0».
Практикоориентированное обучение
Одним из ключевых трендов года стали задачи для студентов от реальных заказчиков и максимальное приближение к условиям будущей профессии уже в рамках обучения. Такой подход помогает быстрее адаптироваться к рабочим процессам, развивать востребованные навыки и снижать разрыв между теорией и практикой. Skillbox разработал методологию «Триноль», в которой студенты сразу включаются в практические задачи. По сравнению с классическими линейными курсами, вовлеченность выросла на 21%, объем практики увеличился на 33%, а выполнение первых заданий учащимися стало быстрее на треть.
Другие игроки EdTech-рынка также внедряют практикоориентированные подходы. В школе Bang Bang Education годовые программы построены на работе с брифами и кейсами компаний. Например, студенты курса «Графический дизайнер Plus» выполняют задания от «Самоката» и Ozon. На курсах по 2D-анимации решают задачи от НКО, создавая проморолики для благотворительных фондов. Такой формат позволяет выпускникам формировать портфолио еще в процессе обучения.
В школе для будущих разработчиков игр XYZ студенты выполняют реальные задания от потенциальных работодателей — Ollie Games, Orange cats и MadOut 2. На курсах по 3D-моделированию практикуются в создании концептов, UV-разверток и Motion capture анимации. Преподаватели — действующие специалисты из студий — обучают не только техническим навыкам, но и объясняют, как искать первых заказчиков и оформлять портфолио.
В школе профессий в сфере психологии «Психодемия» 70% любого курса составляют практические занятия, включая тренажеры, супервизии (разбор случая) и наблюдение за реальными сессиями. Студенты консультируют первых клиентов в безопасной среде под контролем преподавателей. Школа является базой для практики студентов психологического факультета НИУ ВШЭ.
Fashion Factory School фокусируется на обучении будущих основателей брендов. Студенты за полгода проходят полный цикл создания коллекции: от расчетов бизнес-плана до пошива и работы с байерами. Уже во время учебы многие запускают свои бренды, подкрепляя знания практическими кейсами и опытом работы на фабриках.
Онлайн-колледжи и адаптивное образование
Первый российский цифровой колледж Skillbox в дебютной приемной кампании привлек 490 студентов. Половина — выпускники 9-го класса, а более трети — старше 20 лет. Решение взрослых вернуться к обучению становятся трендом, подчеркивая рост востребованности гибких форматов и возможности начать новую карьеру в любом возрасте. Программы веб-разработки и графического дизайна адаптированы под разный уровень подготовки.
По похожей модели развивается стартап Kabakoo — эта платформа обучает предпринимательству и цифровым навыкам, что увеличило доходы участников на 44% через шесть месяцев после завершения курса.
Сотрудничество с университетами
Ведущие игроки Edtech-рынка наращивают сотрудничество с университетами — так, Skillbox и Skillfactory запустили 20 программ онлайн-магистратур и бакалавриатов с ведущими вузами страны — МФТИ, РАНХиГС и МИФИ. Общее количество студентов этих программ превысило 2,2 тысяч человек, а курсы Skillbox используются для обучения более 18 тысяч студентов. Самыми востребованными направлениями стали разработка ПО, информационная безопасность и машинное обучение.
Как выделиться на рынке EdTech
По оценкам экспертов, в 2023 году объем российского рынка онлайн-образования B2 °C составил ₽260 млрд, включая дополнительное профессиональное образование взрослых, обучение детей, иностранные языки и информационные консультации. Из этой суммы на сегмент «ДПО/Взрослые» пришлось ₽105 млрд. В 2024 году рынок, по нашим прогнозам, вырастет до ₽325 млрд, увеличившись на 25% по сравнению с прошлым годом, а сегмент «ДПО/Взрослые» достигнет ₽130 млрд, показав прирост на 24%.
В условиях растущей конкуренции на рынке образовательных технологий онлайн-школам необходимо выделяться качеством контента и инновационными подходами. Вот что еще можно сделать:
- Найдите адвокатов бренда. Сфокусируйтесь на ценностных целях ключевой когорты студентов. Помогайте им добиваться конкретных результатов, связанных с трудоустройством. Выделяйте достижения тех, кто реализовал свои цели, и превращайте их в примеры для новых слушателей.
- Опирайтесь на технологии. Внедряйте ИИ, чат-боты, видеозвонки, используйте тьюторов и автоматизацию продаж. Для небольших школ — это путь к повышению эффективности экономики на 20% и быстрой масштабируемости. Запускайте новые курсы с технологическими решениями, чтобы улучшить бизнес-процессы.
- Пересматривайте маркетинговую стратегию. Перейдите от мгновенной продажи к постепенному «прогреву» аудитории. Привлекайте потенциальных студентов через бесплатные продукты, профориентацию, тестовые доступы. Формируйте длинные воронки, вовлекайте тех, кто еще не принял решение, и тех, кто даже не задумывался об обучении.
- Стройте коллаборации. Ищите партнерства с корпорациями, обладающими уникальной экспертизой, но не способными самостоятельно создать образовательные решения. Объединяйте усилия и развивайте совместные программы. Маленькие школы получат выгоду от присоединения к крупным институциям, а крупные партнеры — доступ к гибкому образовательному формату.
- Развивайте бесплатные каналы маркетинга. Сократите зависимость от платного трафика. Используйте поисковики, брендовый трафик, развивайте сообщества, бренды преподавателей, инфлюенс-маркетинг. Сформируйте устойчивый поток аудитории, не зависящий от дорогих платных каналов.
- Предлагайте короткие LTV-based курсы. Lifetime Value — пожизненная ценность клиента; курсы, связанные с непрерывным обучением. Структурируйте обучение в 3–6-месячные циклы с быстрыми и измеримыми результатами. Поддерживайте лояльность студентов, обеспечивайте доступность через рассрочки и кредитование. Приводите их к успеху быстрее, укрепляйте доверие к бренду и повышайте ценность обучения.
Что в итоге: EdTech в 2024 году
В 2024 году EdTech стал пространством, где компании, университеты и слушатели стремились найти баланс между технологиями, стратегическими партнерствами и прозрачными бизнес-моделями. Изменения, накопленные к этому моменту, сформировали четкие ориентиры, понятные как руководителям образовательных проектов, так и студентам.
Многие крупные игроки поставили перед собой цель выхода на IPO, а Ultimate Education уже успешно провел pre-IPO. Компании начали концентрироваться на систематизации, избавляясь от лишних процессов, что сделало всю отрасль более эффективной и прозрачной. При этом поведение студентов изменилось: они больше не ограничиваются набором базовых навыков, рассматривая образовательные программы как инструмент для самореализации, укрепления карьерных перспектив, знакомства с новыми направлениями и расширения кругозора.
Компании переосмыслили роль искусственного интеллекта, который разгрузил преподавателей от рутинных задач, освободив время для живого общения и тщательного отбора учебных материалов. Также за 2024 год EdTech осознал значимость академического образования: вместо противостояния с вузами сформировался тренд на совместные программы. Индустрия активно движется к внедрению магистратуры, бакалавриата и среднего профессионального образования, как это демонстрирует пример Цифрового колледжа Skillbox.
Персонализация: EdTech в 2025 году
В 2025 году в EdTech продолжит набирать обороты тренд персонализации образования. Одним из ключевых преимуществ станет доступность обучения, адаптированного под индивидуальные потребности слушателей. Компании сфокусируются на создании программ, которые позволят учиться в любое время и из любой точки мира. Все они будут учитывать текущий уровень знаний и цели каждого студента.
Размер ключевой ставки заставит EdTech-компании пересмотреть подходы к образовательным продуктам. В ДПО классические длинные программы уступят место коротким интенсивам и модульным курсам, которые будут адаптированы под текущие задачи студентов. Вместо крупных затрат сразу слушатели смогут постепенно оплачивать и осваивать навыки, чтобы быстрее применять их на практике. Подписные модели с доступом к регулярным занятиям и консультациям экспертов станут стандартом, а акцент на прикладные знания усилит привлекательность краткосрочных программ.
Будет расти спрос на дистанционное среднее специальное образование, бакалавриат и магистратуру. Значимость диплома государственного образца снова растет, что делает актуальным развитие учебных программ, ориентированных на практические задачи и рынок труда. Компании и образовательные учреждения стремятся интегрировать новые практикоориентированные форматы в традиционную структуру обучения, чтобы повысить качество подготовки специалистов и удовлетворить потребности бизнеса.
Особое внимание индустрия будет уделять программам для «синих воротничков». Спрос на сантехников, сварщиков и электриков остается стабильно высоким. Согласно отчету hh «Рынок труда в 2024» (есть в распоряжении Skillbox), 26% работодателей всех отраслей готовы инвестировать в инструменты, позволяющие ускорить и систематизировать подготовку сотрудников рабочих специальностей. В таких секторах, как добыча и переработка ископаемых, этот показатель достигает 31%, а в машиностроении — 35%. EdTech может предложить специализированные онлайн-курсы, которые сочетают теорию с практическими задачами, а также обеспечить доступ к наставникам для более глубокого погружения в профессиональную среду.
У EdTech-компаний, как правило, нет офлайн-площадок для проведения занятий, что затрудняет отработку практических навыков для рабочих специальностей. При этом работодатели отмечают, что выпускники классических средних учебных заведений зачастую демонстрируют крайне низкий уровень практической подготовки. Решением может стать коллаборация с бизнесом, когда компании-работодатели предоставляют базу для практики. Более того, бизнес может формировать запросы на обучение, например, заказывать подготовку нужного количества специалистов с определенными навыками. В этом случае EdTech обучает, например, 1000 человек за счет платных программ, а лучшие из них гарантированно получают трудоустройство.
В IT-сегменте сохраняется острая потребность в middle-специалистах, что стимулирует рост образовательных продуктов для начинающих профессионалов и джунов в этом сегменте. Программы буткемпов и хакатонов фокусируются на развитии джунов и ускоренном освоении прикладных навыков. Такие форматы не только отвечают на запросы рынка, но и позволяют компаниям быстрее закрывать вакансии, что особенно актуально в условиях высокого спроса на технических специалистов.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.