Культурные тренды, 26 дек, 15:30

7 трендов в коротких видео, которые будут актуальны в 2025 году

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Динамичные видеоролики изменили не только наше взаимодействие с информацией. Последствия затрагивают многие сферы по всему миру: развлекательную индустрию, образование, социум и даже нейронные связи зрителей

Об авторе: Людмила Федосеева, ведущий менеджер по коммуникациям «VK Клипов».

Формат коротких видео начал набирать популярность в 2010-х. Vine, запущенный в 2013 году, предлагал пользователям создавать шестисекундные видео. Это привело к появлению целого поколения «вайнеров» — контент-креаторов, которые специализировались на создании коротких юмористических роликов. Однако Vine не выдержал конкуренции и закрылся, уступив место более функциональным платформам.

Короткие видеоролики уже стали важной частью повседневной жизни миллионов людей. Сегодня активнее всего их смотрят миллениалы, зумеры и особенно — поколение альфа. Суммарно за последние два года потребление короткометражного видеоконтента в мире выросло на 60%, активно стали появляться новые тренды. В ближайшие годы они продолжат трансформировать не только индивидуальные потребности пользователей, но и целые рынки.

Новый жанр — мини-дорамы

В Азии рынок коротких видео демонстрирует стремительный рост и становится ключевым элементом цифрового медиапространства. По данным Cognitive Market Research, к 2031 году его объем в Японии вырастет на 11,1% (с $54 млн в 2024), в Индии — на 14,4% (с $47 млн), в Южной Корее — на 11,7% (с $39 млн). Но наибольшую динамику показывает Китай: сейчас рынок оценивается в $175 млн и, по прогнозам, увеличится на 12,1%. Эта тенденция повлияла и на китайскую киноиндустрию.

Сверхпопулярными в Поднебесной стали мини-дорамы — это сериалы от 20 до 100 эпизодов по 2-5 минут каждый, которые выходят на стриминговых сервисах. Тематика варьируется от романтики до триллеров, что дает возможность каждому найти что-то по вкусу и наслаждаться сюжетом даже при ограниченном времени, например во время поездки на работу или на коротком перерыве. Декан факультета искусств и директор «Центра кино и креативных индустрий» в Университете Линнань Эмили Юэ Ю Йе объясняет популярность так: «Миниатюризация интерфейса влечет за собой миниатюризацию продукта».

Помимо любви зрителей, это очень выгодный формат для индустрии: на съемки уходит около 10 дней, что существенно сокращает затраты на производство. Китайские платформы Douyin и Kuaishou часто предлагают пользователям возможность взаимодействовать с сюжетом через комментарии или даже голосовать за развитие событий, что подогревает интерес.

Конвейер экономических чудес: как устроена южнокорейская экономика
Социальная экономика 

Развитие инклюзии

Короткие видео стали играть значимую роль в повышении инклюзивности по всему миру. Исследование студентов с психическими расстройствами в Китае показало, что короткие ролики помогают им лучше взаимодействовать с окружающей средой. В частности, они используют такие платформы для уменьшения стресса и получения эмоциональной поддержки через контент, вызывающий резонанс с их переживаниями. Это помогает снизить чувство изоляции. Также благодаря автоматической озвучке и генерации субтитров расширяется доступ к контенту для людей с нарушениями слуха и когнитивными трудностями. Повышение доступности информации позволяет большему числу людей использовать медиа на равных условиях.

Кроме того, платформы помогают слабослышащим и глухим людям развивать свой творческий потенциал и адаптироваться к социальной интернет-среде. Например, осенью 2024 года переводчица русского жестового языка Маргарита Старцева рассказала в роликах «VK Клипов», как правильно общаться с людьми с нарушениями слуха. Героиня охватила ключевые аспекты коммуникации: использование корректных терминов, поддержание визуального контакта и важность четкой артикуляции.

Беззвучный и ускоренный маркетинг

Эксперты Worldmetrics.org выяснили, что 74% потребителей предпочитают короткие видео для брендового контента, а 72% компаний утверждают, что этот формат улучшил их маркетинговые результаты. Но в 2024 году появился нюанс — все больше пользователей смотрят ролики без звука: в России, по данным исследований, их доля составляет 41%. Молодежь в возрасте от 18 до 34 лет чаще всего включает субтитры при просмотре видео. При этом 79% пользователей уверены, что дублирование голоса текстом делает процесс просмотра более удобным, а 93% включают звук, только если их заинтересовало содержание видео. Это меняет маркетинговые стратегии, и производители контента будут уделять все больше внимания визуальному ряду — более активно использовать субтитры, текстовые вставки и эффекты.

Тренд оказывает влияние и на технологии. Автоматическая генерация субтитров становится стандартом для платформ. Алгоритмы используют машинное обучение и распознавание речи, чтобы быстро переводить ее в текст, и упрощают жизнь создателям контента.

Еще один интересный феномен при просмотре видео — скорость. Аналитики выяснили, что каждый третий зумер включает видео на скорости ×2. Зрители тяготеют к коротким форматам и быстрому потреблению, даже когда включают продолжительные видео.

5 нейросетей, создающих видео: какие есть и как ими пользоваться
Индустрия 4.0 

Тизерное продвижение

Короткие ролики стали важным инструментом продвижения кино и ТВ-шоу на цифровых видеоплатформах. Онлайн-кинотеатры повышают интерес и вовлеченность зрителей, публикуя фрагменты картин, бэкстейджи, ролики с актерами и командой, игровые форматы, клипы-мемы. К примеру, в России с помощью «сверхкороткого метра» продвигали сериалы «Слово пацана», «Комбинация», «Мир! Дружба! Жвачка!», ставшие рекордсменами по охватам и просмотрам коротких роликов. К примеру, ролик в «VK Клипах» с эпизодом со съемок «Слова пацана» набрал 1,8 млн просмотров.

Тенденция изменила не только подход, но и специфику потребления контента. Сегодня легко представить ситуацию, когда человек не смотрел сериал или шоу целиком, но видел тизер с шуткой или драматичным моментом. С социальной точки зрения это позволяет оставаться «в тренде» — общаться с друзьями или онлайн-комьюнити на одном языке.

Творческое самовыражение и культурный обмен

Короткие видео открыли новые возможности и для творческого самовыражения. Это способствовало развитию культуры DIY: пользователи показывают, как создать что-то своими руками, распространяя уникальные идеи по всему миру.

Повышается и межкультурный обмен, так как люди из разных стран делятся через клипы своими традициями. Например, вирусными стали короткие ролики, в которых иностранцы пробуют традиционные блюда русской кухни. Многие стали добавлять окрошку или селедку под шубой в свою копилку рецептов.

Популярные, но анонимные

Из-за того что в коротких роликах может завируситься какая-то песня и пользователи начнут массово снимать под нее свои клипы, исполнители стали активнее прибегать к этому формату продвижения. Но иногда музыкант становится успешным, сам того не зная или не прилагая к этому усилий. Примером может служить российский исполнитель Николай Беспалов (NBSPLV), чья музыка стабильно удерживается в топах на международных платформах благодаря коротким видео. Несмотря на это, он не монетизирует свое творчество и даже не ведет социальные сети, оставаясь вне привычных каналов продвижения. Никто из слушателей исполнителя не знает ни его настоящего имени, ни как он выглядит.

Подобные случаи отражают изменяющийся ландшафт медиаиндустрии, где независимые исполнители могут конкурировать с крупными лейблами по популярности. Это способствует развитию альтернативных способов создания и распространения контента, где успех измеряется не только финансовыми показателями, но и творческим влиянием.

Короткий метр и отечественные сериалы: что показывают на кинофестивалях
Социальная экономика 

Микрообучение

Феномен восприятия информации через шорт-форматы тесно связан с когнитивными ограничениями человеческой памяти, что было впервые описано Джорджем Миллером в работе «Магическое число семь плюс-минус два». Его исследование показало, что человек способен одновременно удерживать в памяти около семи единиц информации. Когда ее объем превышает это «магическое число», человек может испытывать трудности с усвоением. Поэтому короткие видео показывают эффективность в образовательном процессе.

Особенно это актуально для изучения иностранных языков: использование коротких видео для обучения словарному запасу в китайских университетах привело к значительному улучшению показателей у студентов. Концентрация на одном-двух словах или фразах за раз способствует их лучшему запоминанию. Приложения вроде Duolingo или короткие видеоролики TED-Ed следуют тем же принципам. Фокусировка на конкретных концепциях, визуальное и аудиосопровождение помогают учащимся быстрее схватывать материал.

Формат коротких видео все чаще становится основой для больших проектов и в России. Один из них — «В гостях у Фета» — запущен Курским областным краеведческим музеем при поддержке Министерства культуры. Он показывает, как классическое и традиционное образование адаптируется под цифровую эпоху: короткие видео рассказывают о жизни и творчестве Афанасия Фета, его усадьбе и уникальных экспонатах музея. Литературоведы объясняют, какой была настоящая фамилия поэта, что скрывают стены старинного подвала и почему усадьбу называли «маленькой Швейцарией».

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Культурные тренды Социальные сети Человек меняющийся 🎄 2025
Главное