Будущее технологий, 24 дек, 13:15

Человек – в центре: чем геологоразведка привлекает профессионалов

Читать в полной версии
Фото: «Газпром нефть»
Обсуждаем с экспертом, почему геологи сегодня — это еще и айтишники, какие возможности дает профессионалам современная нефтегазовая отрасль и почему самый большой риск для геологоразведки сегодня — не рисковать

Об эксперте: Юрий Масалкин, генеральный директор «Газпромнефть-ГЕО» — центра компетенций и оператора крупных геологоразведочных проектов компании «Газпром нефть».

Фото: пресс-служба «Газпромнефть-ГЕО»

— Расскажите, какие вызовы стоят сегодня перед геологоразведкой и геологами?

— Наша страна обладает колоссальным ресурсным потенциалом по нефти и газу. Но чтобы вовлечь эти углеводороды в разработку, их нужно найти и подготовить к добыче. Геологи XX века великолепно поработали — кажется, сегодня в мире уже не осталось неоткрытых месторождений на сотни миллионов и миллиардов тонн нефти, которые встречались нашим коллегам еще полвека назад. Сегодня успехом считается открытие 10 млн т. Теперь мы работаем со все более сложными запасами, а геологоразведка уходит все дальше от цивилизации — на Крайний Север, где еще остаются неисследованные участки.

Разведанных запасов углеводородов миру хватит на несколько десятков лет, а инвестиции в геологоразведку в последние годы заметно упали. Чтобы поддержать будущую добычу, найти новые залежи, вовлечь в разработку сложные запасы, нам нужны технологии и специалисты нового поколения.

— Какие территории сегодня особенно перспективны для геологоразведки?

— Западная Сибирь остается регионом, который обеспечивает более половины ежегодного объема добываемой нефти в России. При этом все больше крупных месторождений переходят в зрелую стадию, добыча на них сокращается. Это требует применения современных решений для интенсификации нефтеотдачи и, конечно, новых открытий.

Еще один важный для нас регион — Восточная Сибирь. За последние годы здесь стартовало много добычных проектов и активизировался поиск углеводородов. Всплеск интереса к этой части России связан с близостью стратегических магистралей, по которым углеводороды поставляются на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Плотность запасов в расположенных здесь регионах — Якутии и Иркутской области — кратно ниже, чем в Западной Сибири. Требуются другие подходы и серьезное развитие инфраструктуры.

— Как изменение отрасли повлияло на профессию геолога за последние десятилетия?

— Сегодня геологоразведчик — это не просто специалист с дипломом горного инженера, но еще и айтишник. Уже 30 лет главные открытия совершаются с помощью цифры. Строятся виртуальные модели месторождений, создаются цифровые двойники, а алгоритмы на основе больших данных помогают находить залежи там, где традиционные методы не сработали бы. Искусственный интеллект помогает в обработке колоссальных массивов информации и быстром принятии решений, от которых зависят масштабные проекты и инвестиции.

Раньше геологи собирали информацию и условно интерпретировали большие кубы сейсморазведочных данных (сейсморазведка — один из главных методов поиска нефти. — «РБК Тренды»). Это занимало четыре-шесть месяцев в зависимости от сложности объекта. Сейчас эксперт готовит для машины обучающую выборку, интерпретацию нескольких профилей, а дальше запускает ИИ. Программа сама обучается на исходном материале и готовит аналитику всего объема. Это занимает две-три недели.

Машина оперативно прорабатывает не просто этот условный куб данных, а каждую его точку. В результате мы не только видим общий контур потенциального объекта в недрах, а практически получаем геоточки с «местом прописки» каждой залежи.

Полезные ископаемые в космосе: чем занимается космогеолог
Экономика образования 

— В каких основных направлениях геологи используют цифровые технологии?

— Цифровизация охватывает все процессы — от ежедневных операционных работ инженеров до сложнейших вычислений и прогнозов нефтеносности участков. Например, в «Газпром нефти» создан «Цифровой двойник сейсморазведки» — онлайн-платформа для планирования, сопровождения и анализа результатов геологоразведочных работ. В базе — сведения по более чем 800 проектам с 1999 года. Это те большие данные, на основе которых программа учится и затем предлагает решения, чтобы оптимально распределять ресурсы, точно подбирать инструменты и методы геологоразведки.

Если смотреть на проект комплексно — за счет цифровых технологий мы можем на год раньше (относительно прежних подходов) принять решение о бурении скважин. Это означает и досрочное начало добычи. Учитывая масштаб проектов, эффект от использования цифры может быть значительным. И сопровождать такие проекты могут только профессионалы нового поколения, обладающие знаниями и навыками на стыке горного дела, математики и IT.

— Получается, технологии играют в геологии огромную роль. Какое место занимает в этих процессах человек?

— Человек — в центре всех наших проектов. Благодаря машинам скорость и точность геологических прогнозов растут, но решение все равно принимает эксперт-геолог. Искусственный интеллект — отличный советчик, но это всего лишь инструмент, которым надо уметь пользоваться. Поэтому наша задача — привлекать тех, кто сможет грамотно его использовать. И мы готовы инвестировать в развитие и обучение сотрудников, создавать условия для их роста.

Мы собрали одну из самых высококвалифицированных команд в российском ТЭК. «Газпром нефть» — это ориентир для лучших специалистов. Люди приходят к нам сразу после вуза и остаются. В «Газпромнефть-ГЕО» есть возможности для карьерного и профессионального роста, а также амбициозные проекты, которые заметны в масштабах отрасли. Мы нацелены на то, чтобы растить экспертов внутри компании. У нас даже есть свой геологический МВА — программа дополнительного образования и подготовки для топ-менеджеров и ключевых экспертов в геологоразведке.

— Какие есть возможности для роста в компании?

— У нас создана система управления кадровым потенциалом. Мы много работаем в области оценки и развития, формируем резерв перспективных специалистов. Ориентируемся на профиль и запросы сотрудников — не все ведь хотят быть руководителями, многим нравится экспертная позиция или работа «в поле». Важно понимать, что иногда ценность сотрудника, который глубоко понимает петрофизику, бывает больше, чем руководителя самого высокого уровня.

Поэтому сотрудникам «Газпромнефть-ГЕО» предлагается три линии развития. Первая — экспертная: человек может расти профессионально, не управляя командой, занимаясь только своей узкой областью или же пробовать себя в смежных направлениях. Второй вариант — проектный. Здесь специалисты отвечают за управление и реализацию геологоразведочных проектов. Они должны системно мыслить, уметь работать в проектном формате и темпе. Третья ветка — функциональный рост в рамках одной специальности. Мы даем возможность выбрать карьерную траекторию в зависимости от желаний и способностей.

— Что привлекает молодых специалистов в работе в геологоразведке?

— Средний возраст сотрудников в «Газпромнефть-ГЕО» — 35 лет. Мы активно работаем с молодежью, начиная с университета. На старте важно помочь специалисту определиться, дать ему возможность применить свои знания и талант лучшим образом. Для этого нужна комфортная корпоративная культура, которая помогает сотрудникам раскрываться в профессиональном и личностном плане.

Мы понимаем, что молодые профессионалы приходят к нам прежде всего за развитием и самореализацией, интересными и сложными задачами. А кто-то и за романтикой. Ведь, как и десятилетия назад, геологи — первооткрыватели и часто приходят в самые удаленные регионы, где не ступала нога человека.

Андрей Себрант: «В карьере нет заранее известной конечной точки»
Экономика образования 

— Какие качества особенно важны для геолога XXI века?

— В среднем успешность геологоразведочных проектов в мире составляет около 30%. И если ты не принимаешь этот уровень неопределенности и не готов начинать такие проекты, то у тебя нет даже шанса открыть что-то серьезное. Геолог — это не только про компетенции, знания и опыт, но и про характер, оптимизм, стойкость и трудолюбие. А также смелость находить и принимать нестандартные решения. Инициатива и нешаблонное мышление — часть ДНК нашей команды.

Важно брать на себя ответственность и, приняв решение, отстоять его перед скептиками. А также не разочароваться, если не получил быстрого результата. Часто надо пройти этот путь, чтобы совершить открытие. Ведь самый большой риск для геологоразведки — не рисковать.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Будущее технологий Внедрение инноваций Высшее образование IT Устойчивое развитие
Главное