Рынок высшего онлайн-образования в 2024 году вырос на 36%
Об авторах: Содружество онлайн-высшего образования (СОВО) — объединение EdTech-компаний и вузов, которые реализуют очные программы высшего образования в полностью дистанционном формате. Ключевые игроки российского рынка объединились в ноябре 2023 года, чтобы развивать современный формат образования. В 2024 году Содружество стало победителем премии Reforum в номинации «Коллаборация года». Участники Содружества проводят совместные исследования, систематизируют данные о новом сегменте рынка и выпускают ежеквартальную аналитику.
Объемы рынка
В 2024 году выручка с нового набора онлайн-программ высшего образования составила почти 2 млрд руб. Такие данные получили при подсчете итогов набора студентов на онлайн-программы участников СОВО, в которое входят ключевые игроки этого рынка: образовательные платформы «Нетология», Skillbox, Skillfactory, «Яндекс Практикум» и вузы НИУ ВШЭ, ИТМО, МФТИ, РАНХиГС, УрФУ и Финансовый университет. Анализ проведен на основе данных по количеству студентов и стоимости года обучения, предоставленных участниками Содружества и из открытых источников.
Общая выручка российского рынка высшего онлайн-образования, по оценкам аналитиков платформ, в 2024 году достигает 4,5 млрд руб. Это на 36% выше, чем в предыдущем году (анализ рынка учитывает прогнозируемую годовую выручку с набора и проводится по очным программам высшего образования, в онлайн-формате реализуемым российскими вузами). С 2021 года этот рынок вырос почти в 6,5 раза. Три года назад, когда онлайн-программы только начали активно запускаться, суммарная выручка составила 717 млн руб.
В 2024/25 академическом году доля программ Содружества составляет 78% от общего количества очных онлайн-программ на рынке.Участники СОВО запустили 69 программ. Это на 39% больше, чем в предыдущем году. Более половины программ составляют совместные программы вузов с EdTech-платформами.
На рынке онлайн-высшего преобладают магистратуры. В 2024 году их доля увеличилась: они составляют 78% от всех открытых программ. Доля бакалавриатов сократилась с 18 до 12%. При этом часть провайдеров активнее развивают линейку программ первого уровня образования. Например, «Нетология» в 2024 году запустила два новых бакалавриата совместно с РГГУ и НИУ ВШЭ, еще одну программу Высшая школа экономики запустила самостоятельно.
Статистика набора студентов 2024/25
Количество первокурсников в новом наборе увеличилось на 48%. В 2024/25 году на онлайн-программы поступили 5252 абитуриента, из них 2813 студентов обучаются в НИУ ВШЭ. Большинство студентов — магистранты. Их доля составляет 90% от общего числа поступивших. Доля будущих бакалавров в новом году сократилась с 15 до 10%. При этом количество студентов первого уровня образования год к году выросло на 16%. А количество поступивших на магистратуры увеличилось на 53% по сравнению с 2023 годом.
Число студентов на одном потоке в этом году достигло рекордных значений. Лидерами по этому показателю стали магистерские программы по искусственному интеллекту: в НИУ ВШЭ на магистратуру по этому направлению зачислили 304 первокурсника, в ИТМО — 260 студентов, причем 209 из них получили бюджетные места. Самый большой набор в бакалавриат — на программе по дизайну в НИУ ВШЭ. В 2024 году на нее поступило 236 студентов, с 2021 года это самый высокий показатель за все наборы программы. При этом среднее количество студентов, обучающихся на одной онлайн-программе, значительно ниже: медианное значение составляет 54 студента в одном наборе.
Онлайн-формат позволяет обучать большее количество студентов, чем в традиционном офлайн-формате. Игроки рынка отмечают, что такие программы не уступают по качеству: синхронный формат, при котором взаимодействие преподавателя и студентов происходит в реальном времени, и возможности сбора подробной аналитики на платформе делают образовательный процесс более эффективным и персонализированным.
Стоимость обучения на онлайн-программах в среднем составляет 400 тыс. в год. Она варьируется от 235 тыс. до 660 тыс. руб. в год. При этом заметных различий в стоимости программ в зависимости от их уровня не наблюдается. Преимущественно обучение на онлайн-программах платное, но бюджетные места ежегодно выделяют в ИТМО: в этом году набор на обучение за счет государственного финансирования проходил на программах по кибербезопасности, программному обеспечению высоконагруженных систем, инженерии приводных систем, прикладной оптике и математическим технологиям системного анализа. Также бюджетные места в этом году предоставили в НИУ ВШЭ для поступающих в магистратуру по прикладной социальной психологии. Всего в 2024 году было открыто 318 бюджетных мест.
Популярные направления
Наиболее популярным в 2024 году стало онлайн-образование в сфере искусственного интеллекта, а также Data Science и аналитики данных — по 16% первокурсников осваивают специальности в этих направлениях. Также в топ вошли:
- разработка — 11%;
- управление цифровыми продуктами — 10%;
- информационная безопасность — 6%.
В целом в онлайн-высшем преобладают образовательные программы технической и управленческой направленности. Как и в 2023 году, наибольшее количество студентов получают образование по прикладной математике и информатике, экономике и управлению, информационной безопасности, информатике и вычислительной технике. Но по сравнению с предыдущим годом распределение направлений немного изменилось: доля студентов, выбравших образовательные программы по прикладной математике и информатике, выросла с 6 до 20%, по информационной безопасности — с 5 до 11%, а по информатике и вычислительной технике снизилась с 23 до 16%. Как и доля студентов по экономике и управлению — она уменьшилась с 25 до 17%.
Наталья Медведева, руководитель направления «Высшее образование» в «Нетологии»:
«Сегмент онлайн-высшего образования продолжает расти, хотя и не такими стремительными темпами, как в первые годы. Если в 2022 и 2023 мы активно масштабировали линейку программ — увеличили их количество с двух до десяти — и выходили в новый для нас формат бакалавриата, то сегодня мы уже планомерно развиваем это направление и можем говорить об онлайн-высшем как об уже сформировавшемся рынке. При этом мы замечаем, что аудитория не только расширяется, но и меняется ее ядро. Учиться приходят более молодые студенты и доходят те, кто интересовался программами несколько лет назад, но не решался на поступление. Это свидетельствует о росте доверия к онлайн-высшему и ценности такого формата для аудитории. Поэтому мы продолжаем все вместе развивать этот рынок, адаптируемся под новые запросы студентов и стремимся задавать высокие стандарты в сфере».
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.