Как продвигать товары и услуги в мире победившего инфошума
Потребление товаров и услуг в России растет. По данным Росстата, оборот розничной торговли с января по октябрь 2024 года составил ₽45 трлн, что на 7,5% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Вырос и рынок платных услуг: с ₽12,4 трлн в январе—октябре 2023 года до ₽14,1 трлн в январе—октябре 2024-го.
Растущий спрос стимулирует бизнес находить свободные ниши и формировать новые направления, что усиливает конкуренцию. В таких условиях недостаточно предлагать качественные товары и услуги — бизнес должен сначала заинтересовать, а потом и удержать своего клиента. Помогают в этом различные механизмы продвижения, которые постоянно развиваются. Рассказываем о приемах, которые будут наиболее актуальны в 2025 году.
Интерактивность
Современному потребителю недостаточно рассказать о продукте — необходимо заинтересовать его и создать нестандартный пользовательский опыт. В начале такой подход помогает увлечь клиента, в дальнейшем — продлить взаимодействие. Сделать маркетинговую коммуникацию более интересной позволяет интерактивный контент.
Опросы, викторины, игры, онлайн-квесты — геймификация становится одним из наиболее востребованных инструментов, который выбирают крупные бренды. Классический пример: фитнес-трекер Nike, благодаря которому можно не только отслеживать собственные успехи на тренировках, но и соревноваться с другими. Компания «привязала» клиентов, превратив их потребительский опыт в затягивающую игру с вовлекающим духом соперничества.
Важный элемент геймификации — дополненная и виртуальная реальность. Крупнейшие мировые игроки применяют AR- и VR-технологии, чтобы создавать у аудитории незабываемые впечатления. Причем использовать их может практически любой бизнес: например, модные бренды — для AR-сервисов «примерки» одежды, девелоперы — для VR-экскурсий по квартирам в еще не построенных домах.
Омниканальность
Вовлеченность обеспечивают не только элементы игры, но и непрерывность пользовательского опыта. Общаясь с клиентом только через один канал связи, компания может легко затеряться в бесконечном потоке сообщений. Чтобы обеспечить взаимодействие клиента с брендом на всех этапах, необходима интеграция различных каналов.
Чем больше способов коммуникации будет задействовано, тем выше вероятность «достучаться» до клиента. Такой подход называют омниканальным. Например, платформа для создания и настройки рассылок «МегаФон Коммуникации» позволяет бизнесу строить общение с клиентами посредством СМС, push-уведомлений, сообщений в мессенджерах и соцсетях.
«Возможность настройки каскадной рассылки позволяет сэкономить бюджет: одно и то же сообщение можно отправлять последовательно через разные каналы связи, начиная с самого дешевого. Отчет о доставке и прочтении позволит вовремя остановить неэффективную рассылку», — рассказала директор департамента по цифровому маркетингу корпоративного бизнеса «МегаФона» Екатерина Гаммель. Она также отметила, что при отправке СМС на номера «МегаФона» бизнес оплачивает только доставленные сообщения.
Персонализация
Тренд на персонализацию, под которой понимается создание индивидуальных предложений и их точечная доставка, усиливается из года в год. Во многом это связано с развитием технологий, которые позволяют детально анализировать крупные обезличенные массивы данных и строить прогнозы поведения покупателей. Бизнесу известна эффективность этого инструмента: по подсчетам Statista, в 2023 году 92% компаний в мире использовали персонализацию на основе искусственного интеллекта для масштабирования, а 69% увеличивали инвестиции на этом направлении.
Изучая интересы, потребности и запросы аудитории, компании лучше узнают своих потребителей и делают продвижение менее обезличенным. При этом, если сам продукт сделать более индивидуальным не всегда возможно, настроить более персонализированную коммуникацию с клиентом бизнесу под силу. Для каждой рассылки можно установить подпись, чтобы потенциальные покупатели точно знали, от какой компании или даже какого конкретного ее подразделения пришло сообщение. При этом оно найдет адресата в наиболее востребованном им канале связи.
Инфлюенсеры
Еще одна тенденция, которая сформировалась несколько лет назад и не теряет позиций, — продвижение с помощью инфлюенсеров. К последним относят знаменитостей, блогеров, стримеров и публичных представителей различных профессий. В ходе недавнего опроса 43% россиян признались, что блогеры способны повлиять на их поведение. Одним из самых популярных форматов контента стали короткие ролики: 65% респондентов заявили, что смотрят их ежедневно.
Размещение рекламы у инфлюенсеров позволяет бизнесу не только увеличить охват за счет аудитории самих знаменитостей, но и создать благоприятный образ продукта. Нередко блогеры формируют вокруг себя дружное сообщество единомышленников. Благодаря ему общение становится более доверительным и зрители блога воспринимают рекламу не как навязчивый призыв, а как совет приятеля, что больше мотивирует к покупке.
Бизнесу нередко удается достичь впечатляющих результатов благодаря инфлюенсерам. Показательным стал кейс бренда часов Daniel Wellington. Небольшая в тот момент компания бесплатно отправляла часы блогерам в обмен на отзывы. Охваты бренда выросли благодаря аудитории инфлюенсеров: за три года компания продала 1 млн часов на сумму $228 млн и получила мировую известность.
Переосмысление знакомых методов
Классические способы продвижения, известные на протяжении десятилетий, также не теряют своей актуальности. Благодаря развитию технологий они трансформируются в нечто новое. Например, совсем недавно казалось, что популярность гаджетов сделает наружную рекламу бесполезной. Однако формат не исчез, а обновился. Например, сверхреалистичные и привлекающие огромное внимание рекламные 3D-билборды стали все чаще появляться в мегаполисах. На перекрестке в модном токийском районе Синдзюку каждая реклама, размещенная на 154 кв. м такого билборда, становится событием.
Другой привычный способ — рассылка сообщений. Он остается востребованным за счет внедрения дополнительных возможностей, с ним связанных. Та же платформа «МегаФон Коммуникации» разработана так, чтобы компания могла в пару кликов не только настроить рассылку, но и получить по итогам достоверную «обратную связь» — детализированный отчет со статистикой. Это позволит бизнесу проанализировать результаты рекламной кампании, протестировать новые форматы текстовых сообщений, оптимизировать расходы на продвижение.
При креативном подходе срабатывают даже газетные объявления — если, конечно, сделать их настолько яркими и нетипичными, что они сами становятся инфоповодами. Ровно так сработало размещение рекламы чесночного соуса Heinz: производитель выкупил не только центральное место на газетной полосе, но и все соседние — остальные рекламодатели словно расступились от яркого запаха соуса. Так Heinz превратил типовую газетную полосу в дизайн-высказывание.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.