История компании CD Projekt: от торговцев дисками до создателей вселенных
Ранние годы: борьба с пиратством и локализация
История CD Projekt началась в 1994 году, в эпоху расцвета дисковой торговли. Марчин Ивинский и Михал Кичиньский, два молодых энтузиаста видеоигр, основали компанию, которая занималась импортом и продажей CD-дисков с играми в Польше. В 1990-е польский рынок был наводнен пиратскими копиями, а легальные игры были дорогими и труднодоступными. CD Projekt решили изменить эту ситуацию, предлагая качественные продукты по доступным ценам и с полноценной локализацией.
Начинать было непросто. У основателей CD Projekt не было ни большого капитала, ни опыта в бизнесе. Они работали в небольшой квартире, сами занимались переводом, озвучкой и упаковкой игр. Одной из главных задач, стоявших перед CD Projekt, была борьба с пиратством. Компания активно сотрудничала с правоохранительными органами, проводила информационные кампании и предлагала игрокам различные бонусы за покупку лицензионных копий. Благодаря этим усилиям CD Projekt удалось не только выжить на сложном рынке, но и завоевать доверие польских геймеров.
Первым большим успехом CD Projekt стала локализация культовой ролевой игры Baldur's Gate, выпущенной в 1998 году компанией BioWare. CD Projekt не просто перевели игру на польский язык, но и полностью переозвучили ее с участием известных польских актеров. Это был настоящий прорыв для польского рынка видеоигр. Baldur's Gate стала хитом продаж.
Успех Baldur's Gate позволил CD Projekt расширить свой бизнес. Компания начала сотрудничать с другими крупными западными издателями, такими как Interplay и Activision, и локализовала еще несколько популярных игр, включая Planescape: Torment и Icewind Dale.
В начале 2000-х CD Projekt начала выходить на международный рынок. Компания открыла свое представительство в Чехии и начала заниматься дистрибуцией игр в других странах Центральной и Восточной Европы.
Первые шаги в разработке: «Ведьмак»
В начале 2000-х CD Projekt принял смелое решение — начать разработку собственных игр. Их выбор пал на серию фэнтезийных романов польского писателя Анджея Сапковского «Ведьмак» (Wiedźmin). В 2002 году была основана дочерняя студия компании под названием CD Projekt RED, которая приступила к работе над первой игрой во вселенной Ведьмака.
Разработка «Ведьмака» затянулась на пять лет. За это время студия пережила несколько кризисных моментов. Бюджет игры постоянно рос, а сроки релиза неоднократно переносились. CD Projekt RED вкладывала в разработку все свои ресурсы, и в середине 2000-х компания оказалась на грани банкротства.
Игра вышла в 2007 году и стала настоящим прорывом для CD Projekt RED. Она была выпущена эксклюзивно для ПК и сразу же привлекла внимание игроков и критиков. «Ведьмак» отличался от большинства RPG того времени мрачной атмосферой, проработанным сюжетом, взрослыми темами и многогранными персонажами.
Расширение вселенной: «Ведьмак 2» и GOG.com
Успех первой части «Ведьмака» открыл перед CD Projekt RED новые горизонты. Компания получила признание в игровой индустрии и доказала, что способна создавать игры мирового уровня. Следующие годы были посвящены развитию вселенной «Ведьмака» и превращению CD Projekt RED в одного из лидеров индустрии.
В 2011 году вышла «Ведьмак 2: Убийцы королей». Игра была разработана на собственном движке студии, REDengine, который позволил создать еще более красивый и детализированный мир. Она значительно превосходила первую часть по графике, геймплею, сюжету, персонажам. Игрокам предлагался еще более нелинейный сюжет с множеством возможностей выбора.
Хотя многие пользователи обращали внимание на чересчур замысловатую систему развития персонажа, боя, крафта зелий и их употребления, «Ведьмак 2» получил еще более восторженные отзывы, чем первая часть, и закрепил за CD Projekt RED статус одного из лучших разработчиков RPG в мире. Игра также была выпущена на Xbox 360, что позволило расширить аудиторию серии.
Параллельно с разработкой игр CD Projekt RED занималась развитием собственной платформы цифровой дистрибуции, GOG.com (изначально Good Old Games). Платформа была запущена в 2008 году и специализировалась на продаже старых классических игр без DRM-защиты (жесткие технические особенности контента для защиты авторского права).
CD Projekt RED всегда выступала против DRM-защиты, считая, что она ограничивает права игроков и неэффективна в борьбе с пиратством. GOG.com стал воплощением этой философии, предлагая игрокам игры без дополнительных ограничений.
Со временем GOG.com расширил свой ассортимент и начал продавать не только старые, но и новые игры, в том числе и проекты CD Projekt RED. Платформа завоевала популярность среди игроков, которые ценили свободный от DRM подход и удобство использования.
Вершина успеха: «Ведьмак 3»
В 2015 году вышла третья часть серии, «Ведьмак 3: Дикая Охота». Игра предлагала огромный открытый мир, полный разнообразных локаций, заданий и персонажей. Геймеры могли свободно путешествовать, исследовать уголки природы, выполнять основные и дополнительные задания, менять внешний вид персонажа, охотиться на монстров и просто наслаждаться красотой окружающего мира.
«Ведьмак 3» получил восторженные отзывы от критиков и игроков. Проект завоевал более 250 наград, включая множество титулов «Игра года», и стал одной из самых продаваемых игр в истории. После этого успеха CD Projekt RED оказалась на вершине игровой индустрии. К Wild Hunt вышли два масштабных DLC — «Каменные сердца» и «Кровь и вино», расширившие и без того объемный открытый мир и подарившие игрокам новые сюжеты и богатый набор персонажей.
Компания получила огромный кредит доверия от игроков и инвесторов, а ее акции значительно выросли в цене. Однако вместе с успехом пришли и новые вызовы.
Трудности и вызовы: релиз Cyberpunk 2077 и его последствия
Успех «Ведьмака 3» позволил CD Projekt Red собрать ресурсы для разработки своего самого амбициозного проекта — Cyberpunk 2077. Анонсированная еще в 2012 году, Cyberpunk 2077 обещала стать революцией в жанре RPG, предлагая игрокам огромный открытый мир футуристического мегаполиса Найт-Сити, полную свободу действий и захватывающий сюжет в духе киберпанка. Но все сложилось не совсем удачно, подгоняемая инвесторами команда разработчиков сделала выбор в пользу скорейшего выхода на рынок, а не доведения продукта до высокого качества.
Игра вышла в декабре 2020 года. Релиз оказался омрачен многочисленными техническими проблемами, особенно на консолях PlayStation 4 и Xbox One. Игра страдала от багов, низкой производительности и плохой оптимизации. Выпуск вызвал волну критики со стороны пользователей и журналистов. Многие геймеры были разочарованы техническим состоянием игры и несоответствием обещаниям разработчиков. Sony даже удалила Cyberpunk 2077 из PlayStation Store на несколько месяцев, а CD Projekt RED была вынуждена запустить программу возврата средств.
Релиз Cyberpunk 2077 нанес серьезный удар по репутации CD Projekt RED. Акции компании резко упали, а доверие игроков было подорвано. В течение следующих двух лет студия упорно работала над исправлением Cyberpunk 2077. Были выпущены десятки патчей, которые улучшили производительность, исправили баги и добавили новый контент. Только к 2023 году игра была доведена до среднего состояния, и репутация студии начала восстанавливаться.
Будущее CD Projekt Red: новые проекты и стратегии
Несмотря на трудности, связанные с релизом Cyberpunk 2077, CD Projekt Red остается одной из ведущих компаний в игровой индустрии. Компания извлекла уроки из своих ошибок и теперь сосредоточена на восстановлении доверия игроков и создании новых, качественных проектов. Для сравнения: в июне 2023 года компания Ubisoft, выпустившая такие хиты в истории видеоигр как Assassin's Creed, Far Cry, Watch Dogs, The Division, Rainbow Six Siege, Ghost Recon, Rabbids стоила $3 млрд, а CD Projekt Red, известная всего двумя проектами — The Witcher и Cyberpunk 2077, $3,5 млрд.
В настоящее время CD Projekt Red работает над несколькими новыми играми. Официально анонсирован сиквел Cyberpunk 2077 под кодовым названием Project Orion, а также «Ведьмак 4», который положит начало новой саге о ведьмачке Цири. Кроме того, компания занимается разработкой совершенно новой игры по оригинальной IP, также находящейся на ранней стадии производства.
Помимо разработки игр, CD Projekt Red активно развивает и другие направления деятельности. Компания продолжает поддерживать GOG.com, который остается одним из самых популярных цифровых магазинов для геймеров. CD Projekt также расширяет свое присутствие в других медиаформатах, например, аниме «Киберпанк: Бегущие по краю», выпущенное в 2022 году на Netflix, получило признание критиков и фанатов, что подтверждает потенциал вселенной для дальнейшего развития.
Читайте также:
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.