Новая книга Сапольски «Все решено»: существует ли свобода воли?
Знаменитый нейробиолог и профессор Стэндфорского Университета Роберт Сапольски — один из самых авторитетных авторов-популяризаторов науки. Более 30 лет ученый работал над исследованиями поведения бабуинов в Кении, где изучал механизмы стресса у приматов. На основе этого материала Сапольски написал несколько книг, ставших мировыми бестселлерами, в частности, «Биологию добра и зла», получившую премию «Просветитель» в 2020 году. В новой книге Роберт Сапольски развивает свои идеи в радикальном ключе, он считает свободу воли иллюзией, а наши решения — предопределенными биологическими факторами и окружением.
«РБК Тренды» публикуют отрывок из книги Роберта Сапольски «Все решено». Материал подготовлен в коллаборации с издательством «Альпина нон-фикшн».
Как, без сомнения, известно любому читателю, который был, есть или будет подростком, это очень сложный жизненный этап. Эмоциональные бури, опрометчивая склонность к риску и поиск острых ощущений, пиковое время крайностей как про-, так и антисоциального поведения, желание выделиться и в то же время не отличаться от сверстников; поведенчески отрочество чудовищно само по себе.
Нейробиологически — тоже. В исследованиях, посвященных отрочеству, по большей части изучается, почему подростки ведут себя как подростки; наша же цель — понять, как особенности подросткового мозга помогают объяснить намерение нажимать на кнопки во взрослой жизни. Как удобно, что одна и та же чрезвычайно интересная область нейробиологии актуальна и в первом, и во втором случае. К началу подросткового возраста мозг довольно близок к своей зрелой версии, со взрослой плотностью нейронов и синапсов; процесс миелинизации уже завершен. За одним исключением: в мозге есть область, которая, как ни удивительно, будет созревать еще десяток лет. Что это за область? Конечно же, лобная кора. Она «взрослеет» значительно медленнее остальной коры — это свойственно всем млекопитающим, но особенно заметно у приматов.
Миелинизация — это образование миелинового липидного бислоя вокруг аксона (отростка нервной клетки, нейрона). Миелин — это жировая оболочка, которая служит для изоляции и защиты нервных волокон, ускоряя проведение нервных импульсов.
Некоторые причины такой задержки объясняются просто. Миелинизация мозга, например, начинается еще во внутриутробной жизни и постепенно нарастает, пока не достигнет взрослого уровня; лобная кора не исключение, просто здесь процесс идет с сильным отставанием. Но если говорить о нейронах и синапсах, то картина совершенно другая. Когда ребенок еще только вступает в подростковый возраст, в его лобной коре синапсов больше, чем у взрослого человека. В подростковом и раннем взрослом возрасте лобная кора обрезает синапсы, которые оказываются лишними, маловажными или попросту неправильными, а сама кора постепенно становится более компактной и подтянутой.
В качестве наглядного примера можно привести тот факт, что 13-летний подросток и 20-летний юноша могут одинаково успешно справляться с тестом на оценку функционирования лобной коры, однако первому для успешного прохождения теста придется задействовать больший ее объем.
Итак, лобная кора — ответственная за исполнительные функции, долгосрочное планирование, откладывание удовольствия, контроль побуждений и регуляцию эмоций — у подростков функционирует не полностью. Как вы думаете, что это объясняет? Да практически все феномены подросткового возраста, особенно если добавить к объяснению цунами эстрогена, прогестерона и тестостерона, затапливающие мозг. Безжалостная сила влечений и побуждений, сдерживать которую приходится хлипкими тормозами незрелой лобной коры.
Нам же задержка созревания лобной коры интересна не потому, что из-за этой задержки подростки делают себе дурацкие татуировки; нам важно, что в подростковом и раннем взрослом возрасте в самой интересной части мозга осуществляется грандиозный строительный проект. Следствия очевидны. Если вы взрослый человек, ваш подростковый опыт травм, впечатлений, любви, неудач, отверженности, счастья, отчаяния, прыщей — весь этот набор сыграл непропорционально большую роль в формировании лобной коры, с помощью которой вы сейчас размышляете над пресловутыми двумя кнопками. Нет никаких сомнений, что чрезвычайно разнообразный подростковый опыт формирует чрезвычайно разную лобную кору взрослых людей.
Об одном особенно захватывающем следствии замедленного созревания важно помнить, когда мы перейдем к разделу о генах. По определению, если лобная кора созревает последней, значит, эта область мозга в минимальной степени формируется генами и в максимальной окружающей средой. В связи с этим возникает вопрос, почему же лобная кора созревает так медленно. Может, этот проект сам по себе сложнее сборки всей остальной коры? Может, здесь нужны специализированные нейроны, нейромедиаторы, которые трудно синтезировать, уникальные синапсы, настолько причудливые, что без объемистых инструкций по сборке не обойтись? Нет, почти ничего такого уникального в лобной коре нет.
Таким образом, если принимать во внимание только сложность строения лобных долей, нельзя сказать, что замедленное созревание неизбежно, а лобная кора созревала бы быстрее, если бы только могла.
Нет, эта задержка активно эволюционировала, прошла отбор. Именно эта область мозга в первую очередь решает, как поступать правильно, когда это сделать труднее всего, но никакие гены не могут определить, что считать правильным поступком. Этому нужно учиться долго и трудно, на собственном опыте. То же самое верно для любого примата, вынужденного ориентироваться в хитросплетениях социальных отношений: кому хамить, кому кланяться, с кем дружить, кого ударить в спину.
Если это важно для павианов, что уж говорить о людях. Мы вынуждены усвоить рационализацию и лицемерие нашей культуры — не убий, если это только не один из НИХ, в таком случае вот тебе медаль. Не лги, за исключением тех случаев, когда ложь обещает огромный барыш, или когда она по-настоящему благое дело: «Нет, сэр, никакие беженцы не прячутся у меня на чердаке, что вы!» Законы, которым нужно неукоснительно подчиняться, законы, которые можно игнорировать, законы, которым надо сопротивляться. Жить так, будто каждый день — последний, и одновременно так, как будто это первый день всей оставшейся жизни. И так далее и так далее. Вы только подумайте: у других приматов формирование лобной коры заканчивается в период полового созревания, а нам на это требуется еще с десяток лет. Здесь скрыто нечто примечательное — генетическая программа человеческого мозга эволюционировала, чтобы максимально освободить лобную кору от влияния генов. Еще больше о лобной коре мы узнаем в следующей главе.
Итак, на отрочество приходится заключительная фаза формирования лобной коры головного мозга, причем на этот процесс сильнейшим образом влияют среда и опыт. Двигаясь дальше назад, в детство, мы обнаружим там масштабное строительство всех областей мозга, процесс плавного увеличения сложности нейронных сетей и миелинизации.
Естественно, параллельно с этим усложняется и поведение. Развивается логическое мышление, познавательные способности и эмоции, необходимые для принятия решений морального характера (обеспечивая, например, переход от соблюдения законов с целью избежать наказания к соблюдению законов, ибо что было бы с обществом, если бы люди их не соблюдали?). Развивается эмпатия (растет способность сострадать эмоциональной, а не только физической боли, абстрактной боли, боли, которую вы сами никогда не испытывали, мучениям людей, которые совсем на вас не похожи). Укрепляется контроль побуждений (который поначалу помогает вам не есть зефирку, а обождать пару минут, чтобы вам дали две зефирки, а потом помогает сосредоточиться на вашем проекте длительностью в 80 лет, цель которого — выбрать дом престарелых себе по вкусу).
Другими словами, сложные вещи следуют за простыми. Исследователи детского развития обычно делят эти траектории взросления на «стадии» (например, канонические стадии морального развития, выделенные психологом Гарвардского университета Лоренцем Колбергом). Как и следовало ожидать, существуют огромные различия в том, на какой именно стадии взросления могут находиться дети одного возраста, какова быстрота перехода от одной стадии к другой и какая стадия переносится во взрослую жизнь.
Если возвратиться к интересующей нас теме, вы теперь должны спросить, где истоки индивидуальных различий в созревании, насколько этот процесс поддается контролю и как он помогает вам становиться вами, созерцающим кнопки. Какие факторы влияют на созревание? Вот вам перечень самых частых подозреваемых с их кратким описанием:
- Конечно же, родительский стиль воспитания. Разница в воспитании была в центре внимания одной очень важной работы за авторством психолога Калифорнийского университета в Беркли Дианы Баумринд. Существует авторитетный стиль воспитания, где на ребенка возлагаются высокие требования и ожидания, но при этом родители гибко реагируют на его потребности; таким стилем обычно вдохновляются невротичные родители из среднего класса. Еще есть авторитарный стиль воспитания (высокие требования, низкая отзывчивость: «Потому что я так сказал!»), либеральный стиль (низкие требования, высокая отзывчивость) и индифферентный стиль (низкие требования, низкая отзывчивость). И каждый из них приводит к появлению разных типов взрослых. Как мы увидим в следующей главе, социально-экономический статус родителей также имеет огромное значение; например, низкий социально-экономический статус семьи предсказывает отставание в созревании лобной коры головного мозга уже у дошкольников.
- Социализация в группе сверстников, где разные представители одного возраста подают пример разного поведения с разной степенью привлекательности. Специалисты в области психологии развития часто недооценивают важность сверстников, но для приматологов она вовсе не секрет. Люди изобрели новый способ передачи знаний между поколениями, где взрослый специалист — например, педагог — целенаправленно обучает молодежь. Для приматов, напротив, типична ситуация, когда младшие учатся, наблюдая за более старшими.
- Влияние среды. Безопасно ли в парке по соседству? Чего в округе больше — книжных магазинов или винных? Легко ли купить полезную еду? Каков уровень преступности? То есть ничего неожиданного.
- Культурные убеждения и ценности, которые влияют на все вышеперечисленные факторы. Как мы увидим, от культуры существенно зависят стиль родительского воспитания, поведение, моделируемое сверстниками, виды сообществ, складывающихся в ней. Важную роль играют культурное разнообразие скрытых и явных обрядов перехода, виды религиозных общин и того, какое поведение детей поощряется: зарабатывать значки за успехи в учебе или третировать изгоев.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.