Возьмите деньгами: как эффективно мотивировать сотрудников
Почему бизнес наращивает расходы на бенефиты
Бизнес по всему миру сталкивается с проблемой дефицита кадров и увеличивает затраты на различные мотивационные программы, чтобы удержать сотрудников. Об этом свидетельствует исследование REBA (The Reward & Employee Benefits Association — британская ассоциация специалистов в области вознаграждения и льгот для сотрудников). В 2025 году тренд сохранится и компании продолжат наращивать расходы на бенефиты. Это ответ на жесткие условия рынка труда, которые складываются далеко не в пользу нанимателей.
Какие направления мотивации в фокусе работодателей:
- соцпакет (56% респондентов);
- ментальное благополучие (31%);
- финансовое благополучие (31%);
- новые технологии в сфере администрирования льгот (30%);
- корпоративные пенсионные программы;
- здоровье сотрудников (24%).
Источник: результаты опроса REBA, в котором приняли участие 230 компаний из разных отраслей с общим числом сотрудников 1,5 млн.
Тренд заметен и в России: компаниям нужно удерживать кадры на фоне общего дефицита специалистов в экономике.
«Ситуация на рынке труда складывается не в пользу работодателя. Соискатели часто имеют несколько предложений на руках и могут выбирать. Работодатели же находятся в конкуренции друг с другом за лучшие кадры», — подтверждает вице-президент «Норильского никеля» по кадровой политике Дарья Крячкова.
Поэтому, чтобы привлечь, удержать и мотивировать сотрудников, уже недостаточно платить конкурентную зарплату, нужны адресные предложения: кому-то — гибкий график, кому-то — медстраховка и пенсионная программа, а кому-то — регулярный пересмотр вознаграждения, указывает Дарья Крячкова.
Директор Ancor Consulting Юлия Подоксенова со ссылкой на исследование компании говорит, что на первом месте по популярности среди мотивационных инструментов находятся премии и бонусы, то есть материальное вознаграждение. Далее идут ДМС и компенсация мобильной связи. «А вот столь обсуждаемые well-being программы, как, например, йога в офисе или другие спортивные занятия, оказались на последнем месте в списке. Такой мотивационный эффект во многом объясняется экономической ситуацией в стране и носит, вероятно, временный характер», — комментирует эксперт.
Большинство работодателей используют традиционные и проверенные методы материальной мотивации, констатирует Юлия Подоксенова. Но есть и исключения. Так, некоторые компании оплачивают сотрудникам посещение мастер-классов и занятий по иностранным языкам, разрешают совмещать основную работу и занятость в сторонних проектах, организуют работу на удаленке или в гибридном формате. «Это позволяет многим работодателям выдерживать конкуренцию за персонал, особенно по дефицитным направлениям», — говорит она.
Кроме того, компании активно осваивают новые варианты компенсаций и поощрений, которые напрямую влияют на финансовое благополучие сотрудников.
Цифровые финансовые активы для сотрудников
В «Норникеле» для мотивации персонала запустили программу «Цифровой инвестор». Сотрудникам со стажем от года (таких в компании подавляющее большинство — 63 тыс. человек) за счет работодателя выдали цифровые финансовые активы Minetoken, привязанные к стоимости акций «Норникеля».
Держатели ЦФА получают выплаты, равные дивидендам «Норникеля». Для тех, кто хочет увеличить свой портфель, разрабатывают проект софинансирования — частичной компенсации покупки новых ЦФА. Срок обращения ЦФА Minetoken — пять лет. По истечении этого срока цифровые финансовые активы будут погашены и сотрудник получит на свой счет полную стоимость пакета акций, соответствующего количеству ЦФА в его владении.
«Программа «Цифровой инвестор» — часть совокупного предложения компании и пример использования современных технологий для формирования долгосрочного финансового благосостояния сотрудников в ответ на их приверженность и результаты труда. Кроме мотивационной составляющей, проект также является масштабной образовательной программой, которая позволила в короткие сроки перевернуть у десятков тысяч людей представление о финансовом рынке, дать понимание о самых новых финансовых инструментах, которые сейчас активно развиваются в нашей стране, и в целом значительно повысить финансовую грамотность», — комментирует Максим Трофимов, гендиректор компании «Цифровые активы» (оператор программы «Цифровой инвестор»).
Компания изучила реакцию сотрудников на запуск программы. 30% респондентов (в опросе приняли участие 2 тыс. сотрудников) почувствовали сопричастность к компании, у 25% повысилась вовлеченность, у 16% выросла лояльность к работодателю. При этом более 80% считают, что участие в программе помогает ощутить связь результатов своей работы с целями компании.
Авторские выплаты и долгосрочная мотивация
В «Лаборатории Касперского», помимо целого набора стандартных инструментов мотивации вроде страховки и премий, предусмотрены выплаты за различные изобретения. «Мы помогаем сотрудникам с оформлением патентов и финансово поощряем наших изобретателей. На сегодняшний день в компании зарегистрировано более 1,5 тыс. патентов, почти 400 сотрудников компании — изобретатели», — рассказывает HR-директор компании Марина Алексеева.
В компании также действует программа долгосрочной мотивации: сотрудникам выплачивают бонусы за 10 и 25 лет работы в компании. Предусмотрены премии к юбилеям — на 50, 60 и 70 лет.
По мнению Марины Алексеевой, важно сочетать сразу несколько мотивационных направлений. Во-первых, приоритеты у одного и того же человека на разных жизненных этапах могут меняться. Во-вторых, финансовая мотивация далеко не всегда играет главную роль с точки зрения найма или удержания талантов. Важны перспективы карьерного и профессионального роста, атмосфера в коллективе и т.д.
Программа поддержки и консультации
Руководитель дирекции по компенсациям и льготам Альфа-банка Светлана Грайхе отмечает, что радиус влияния работодателей расширяется от самого сотрудника до круга его близких. Ведь благополучие дома напрямую влияет на результативность и эффективность на работе.
В банке предусмотрены самые разные бенефиты — от ДМС и гибридного формата работы до офисных дней с питомцами, детских и семейных дней. Среди нестандартных инструментов — программа поддержки сотрудников по множеству направлений. Работодатель предоставляет психологические и юридические консультации, возможность позаниматься онлайн с персональным тренером и даже получить консультацию зоопсихолога для своего питомца.
По словам Светланы Грайхе, программу поддержки запустили в 2023-м. В течение первого же года более 1,5 тыс. уникальных пользователей получили почти 5,2 тыс. консультаций.
«За 11 месяцев 2024 года видим существенный (в четыре раза) прирост: 22,7 тыс. консультаций 3,5 тыс. уникальных пользователей. Тренд по лидирующим направлениям сохраняется: в Москве это онлайн-тренировки, а в регионах — психологические консультации. При этом 65% обращений фиксируется из регионов», — говорит Светлана Грайхе. Программу поддержки планируют сохранить в 2025 году.
Кафетерий льгот и маркетплейс бенефитов
МТС компенсирует сотрудникам покупку различных товаров и услуг. В кафетерии льгот компании действует два формата. Первый — компенсация по чекам. Работодатель выбирает категории продуктов или услуг, которые готов компенсировать, устанавливает лимит выплат и срок их предоставления. Сотрудники покупают товары или услуги из этих категорий, отчитываются по чекам, а затем получают компенсацию.
Второй формат — предоплаченные карты. Работодатель заключает один договор на выпуск предоплаченных карт, выбирает категории для кафетерия льгот, сумму лимита и период начисления бонусов. Сотрудник получает карту и покупает товары или услуги в рамках категории. С помощью таких карт организована компенсация питания и трат в офисах МТС.
В «МегаФоне» также используют гибкую систему, в которой можно самостоятельно выбирать бенефиты. В 2022 году оператор запустил внутреннюю платформу для сотрудников, работающую по принципу маркетплейса. На ней собраны все программы для мотивации и поощрения сотрудников: сервисы для внутреннего и внешнего обучения, получения страховых услуг, занятий спортом, проведения детского и семейного досуга, организации путешествий, скидки от партнеров, традиционные льготы. У сотрудников есть личные счета на платформе, на которые руководители в качестве поощрения могут перечислять внутреннюю валюту, так называемые мегарубли. Их можно потратить на покупку техники, гаджетов и мерча в интернет-магазине компании.
От чего зависит эффективность инструментов
Чтобы новые инструменты мотивации были эффективны, необходимо донести до персонала информацию об их ценности и возможностях, подчеркивают в «Норникеле». Особенно когда речь идет об инновационных и о технологичных инструментах.
Поэтому, например, вместе с запуском проекта по ЦФА начали проводить вебинары с экспертами на тему финансовой грамотности и инвестиций для персонала. Кроме того, запустили информационную кампанию по разъяснению всех параметров нового инструмента и обучение для участников программы, которое прошли более 40 тыс. сотрудников. Параллельно обучали представителей кадровой службы, в итоге 200 HR-специалистов стали экспертами и амбассадорами программы.
По мнению Юлии Подоксеновой из Ancor Consulting, эффективным способом мотивации является гибкий подход к вознаграждению, который дает сотрудникам дополнительные возможности для заработка. Но это требует хорошего организационного регулирования, чтобы не страдали основные задачи, а сотрудник не оказался в постоянном аврале и состоянии хронической переработки.
В целом набор мер материальной мотивации в российских компаниях будет расширяться, и большую роль в этом сыграет сложившийся кадровый дефицит, ожидают работодатели. Так, Марина Алексеева из «Лаборатории Касперского» напоминает, что в IT-сфере спрос на специалистов выше, чем предложение. Однако, подчеркивает она, работодателям важно принимать взвешенные решения по поводу материального поощрения с учетом своих финансовых результатов.
По мнению Юлии Подоксеновой, пока сохраняется непростая экономическая ситуация, наиболее эффективным будет материальное стимулирование: премии, бонусы, медицинское страхование, различные формы компенсаций — питание, мобильная связь, оплата бензина и т.д. «При изменении состояния экономики и рынка труда на первое место выйдут другие мотивационные стимулы: технологичность компании, возможности для обучения и развития, социальные инициативы, внутренняя среда и культура», — заключает эксперт.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.