Сцепка с цифрой: какие сервисы упрощают и ускоряют грузоперевозки
О компании
Платформа «Mонополия» — российская логистическая компания. Объединяет участников отрасли автомобильной логистики в единой цифровой среде. Работает на рынке 18 лет. Выручка по итогам 2023 года — 52,4 млрд руб.
Задачи
- Предоставлять участникам автомобильного логистического рынка все необходимые сервисы в режиме одного окна.
- Использовать цифровые решения, чтобы сделать процессы в логистической отрасли более эффективными и снизить влияние человеческого фактора.
Предпосылки и мотивация
Рынок автомобильных грузоперевозок в России очень фрагментирован: крупных игроков, которые могут объединять отрасль и устанавливать прозрачные правила работы, мало. А 80% рынка крупнотоннажных автомобильных грузоперевозок составляют компании с парком до 12 единиц техники. При этом большая часть этих компаний работает по устаревшим моделям, таким же как и десятки лет назад.
Среди неактуальных подходов, например, взаимодействие грузоотправителей с узким кругом перевозчиков, которых они находят самостоятельно: если перевозчик занят или не выполняет обязательства, быстро подобрать альтернативу вручную сложно. Из-за этого грузы задерживаются и застревают в пути. В это время множество добросовестных перевозчиков могут простаивать без заказов. Первые цифровые инструменты были созданы «Монополией» для эффективного управления и планирования загрузки собственного автопарка, который быстро увеличивался. С 2018 года компания перешла в IT-сегмент — стала развиваться как логистическая платформа.
«Мы работали по разным бизнес-моделям, все они были достаточно привычными для рынка — перевозка грузов собственным парком, экспедирование. Но архаичность и линейность привычных сценариев не соответствовали меняющимся запросам отрасли, ее участников, поскольку все эти модели имели потолок развития, достигнув которого компании прекращали расти и развиваться. Мы понимали, что на рынке должны появиться новые бизнес-модели», — вспоминает основатель и председатель совета директоров группы компаний «Монополия» Илья Дмитриев.
По его словам, со стороны грузоперевозчиков, грузоотправителей и смежных отраслей (ретейла, производственного сектора и других) был очевиден запрос на цифровое взаимодействие, работу в режиме онлайн. Это стало отправной точкой, для того чтобы сформировать образ новой бизнес-модели.
Решение
Запуск цифровой платформы «Монополия», которая:
- собирает на одной площадке все потребности и ресурсы разных участников рынка;
- обеспечивает удобную онлайн-среду для взаимодействия участников рынка;
- предоставляет весь набор сервисов, необходимых для грузоперевозок;
- накапливает большие данные и знания о рынке и делится ими с участниками, повышая эффективность их взаимодействия.
На момент запуска платформы в 2018 году в логистической отрасли уже начали появляться отдельные цифровые инструменты. Но полные аналоги новой платформы с комплексным цифровым набором отсутствовали даже на мировом рынке.
Типы онлайн-платформ
1. Онлайн-экспедиторы
По принципу работы похожи на маркетплейсы. Только вместо привычных товаров здесь выкладываются заказы на перевозку грузов. Например: «Москва — Санкт-Петербург, 60 тыс. руб., погрузка завтра в 15:00». Обычно на площадке есть поиск по маршрутам и другим параметрам. Грузоперевозчики могут выбрать подходящий заказ и в режиме онлайн принять его.
2. Биржа или доска объявлений
Здесь грузоотправители просто размещают информацию о заказах. Чтобы уточнить детали по заказу или принять его, нужно связываться с автором объявления самостоятельно — по телефону или другим каналам. Поиск грузов или транспорта на досках объявлений требует больших затрат времени и «ручного» труда.
3. TMS
TMS, или Transportation Management System, — система, которая позволяет управлять бизнесом и грузовладельцам, и грузоперевозчикам. TMS помогает компаниям организовывать перемещение грузов, ведет аналитику и обеспечивает документооборот.
Реализация
В 2018 году на платформе «Монополия» насчитывалось 1 тыс. активных компаний. Внешние перевозчики получили возможность забирать заказы, размещенные на платформе. Но, чтобы перевозка была эффективной, недостаточно просто состыковать грузоотправителя и грузовладельца. Участникам перевозки нужно множество сервисов.
Илья Дмитриев
«С 2018 года мы поступательно развивали наши цифровые сервисы. Сегодня они закрывают все потребности, которые возникают в процессе перемещения груза — от заправки топливом до специализированных финансовых инструментов и юридического сопровождения, включая программу лояльности с возможностью получать и списывать бонусы. Особенность нашего b2b-сегмента автоперевозок в том, что здесь в отличие от b2c-сегмента от игроков требуется длительная история взаимодействия с b2b-клиентами, с грузовладельцами. Поэтому логистика цифровизируется медленнее, чем, допустим, такси или ретейл».
В 2021-м «Монополия» создала проект «Монополия Бизнес». Он дает возможность водителям, которые работают на транспортные компании, брать грузовики в аренду с последующим правом выкупа, уйти из найма и начать собственное дело.
Водитель-предприниматель организовывает всю работу своего бизнеса через приложение: ищет заказы, заправляется, контролирует финансы. Проект является важным драйвером развития всей платформы, отмечают в компании. Сейчас в проекте 800 участников (ИП) и более 1 тыс. грузовиков: спрос со стороны водителей на то, чтобы стать предпринимателем, превзошел все ожидания.
В 2024 году «Монополия» приобрела крупнейшую в России TMS-систему «Умная логистика». Интеграция с собственной платформой, по словам Ильи Дмитриева, открывает большие возможности для масштабирования, повышения эффективности всего процесса грузоперевозки.
Динамическое ценообразование
Платформа постоянно накапливает данные обо всех совершенных транзакциях. Они отражают объективную информацию о логистическом рынке, так что партнеры платформы могут быть уверены в справедливом ценообразовании.
В режиме онлайн на основании всех факторов и для каждого конкретного региона (в том числе для сложных и непопулярных направлений) определяется баланс спроса и предложения, формируется оптимальная стоимость перевозки.
«Мы хорошо знаем ситуацию со спросом и обладаем большим набором данных, которые обрабатывают алгоритмы — где и когда размещается заказ, по каким паттернам и т.д. Система рекомендует грузоотправителю установить определенную цену так, чтобы она отвечала балансу спроса и предложения на рынке. С одной стороны, это повышает вероятность вывоза, с другой — сокращает простои», — объясняют в компании.
Скоринг
«Монополия» берет на себя проверку всех участников сделки еще на этапе регистрации на платформе — и перевозчиков, и заказчиков.
«Мы — технологический посредник в организации сделок. Если мы допустим к работе недобросовестную компанию, не отвечающую требованиям, то в случае проблем мы понесем солидарную ответственность перед клиентами (пострадавшей стороной). То есть мы отвечаем за перевозку так же, как грузоперевозчик или владелец груза», — комментирует Илья Дмитриев.
Тщательная проверка компаний-пользователей позволяет добавить в портфель сервисов еще и финансовый блок.
Быстрая оплата и финансовые сервисы
Костяк российского рынка автомобильных грузоперевозок — это малый бизнес. Средний размер парка 86% игроков — около 6 грузовых автомобилей. Турбулентные экономические условия и постоянно растущие цены ставят их на грань выживания.
Проблема финансирования стоит остро, поэтому логичным этапом в построении экосистемы сервисов стало развитие финансовых сервисов. В партнерстве с крупными российскими банками, страховыми, лизинговыми компаниями платформа формирует портфель специализированных финтех-продуктов. Они «заточены» под логистический рынок и под бизнес грузоперевозчика: помогают ускорить оборот денежных средств, избежать кассовых разрывов и найти деньги на развитие бизнеса.
На российском логистическом рынке оплата за доставку груза проводится постфактум, срок может достигать 60 дней. В результате бизнес сталкивается с кассовыми разрывами.
Участники платформы могут получить оплату в течение 15 рабочих дней. Кроме того, при выборе опции «оплата после погрузки», грузоперевозчик получает деньги в срок до пяти рабочих дней после погрузки товаров.
«Мы отслеживаем процесс перевозки через мобильное приложение наших водителей. Они нажимают на кнопку и сообщают, что погрузились, после этого начисляется оплата», — отмечает Илья Дмитриев.
Топливо и дополнительные сервисы
Топливо — первая по размеру постоянная статья расходов перевозчика. Водители, которые работают на платформе, получают доступ к нескольким тысячам АЗС-партнеров по всей России со скидками. Для того чтобы заправиться, не требуется топливной карты, можно сделать это бесконтактно через мобильное приложение. Здесь же руководитель также может установить лимиты на траты водителей в рейсе.
Партнерам платформы доступны охраняемые стоянки, мойки, гостиницы и другие придорожные услуги.
Среди дополнительных сервисов — юридическая помощь в решении правовых вопросов, страхование грузов и спецпредложения от банков-партнеров на финансирование текущей деятельности или расширение транспортного парка.
Результаты
По итогам первого полугодия 2024 года:
- количество активных клиентов-грузоперевозчиков на платформе увеличилось на 66% год к году до 3296;
- количество активных транспортных средств на платформе выросло на 46% год к году, до 19 587;
- количество грузовиков в проекте «Монополия Бизнес» выросло на 67% год к году, достигнув 800 единиц;
- число совершенных перевозок выросло за последний год на 42%, до 472 тыс.
Представители платформы отмечают, что главный результат цифровизации логистической отрасли России в том, что процессы, которые раньше могли отнимать дни, теперь завершаются за минуты.
«Цифровизация улучшает прогнозирование и дает предсказуемость. Логистика — это очень волатильный, турбулентный, тревожный процесс, в который вовлечено множество людей. Задача цифровых платформ — накапливая и обрабатывая данные, построить алгоритмы, которые исключают человеческий фактор, делают коммуникации более точными и эффективными», — говорит Илья Дмитриев.
Планы и перспективы
В ближайшем будущем развитие логистики в России определят два основных тренда, считают в «Монополии».
Во-первых, потребности участников рынка будут закрываться быстрее и эффективнее за счет цифровых решений и полноты данных, которые собираются, анализируются и исследуются.
Во-вторых, логистика получит мощный импульс, после того как государство обновит регуляторику. «Сегодня рынок находится в диссонансе: цифровая реальность уже наступила, а регуляторика устарела на 20–30 лет», — указывает Илья Дмитриев. По его словам, сейчас примерно 20% от стоимости каждой транзакции в логистике уходит на неэффективные процессы. Но государство заинтересовано в том, чтобы сделать отрасль одной из ведущих в экономике и вместе с бизнесом установить новые правила игры, учитывающие цифровизацию. Это позволит избавиться от дублирования функций, офлайн-коммуникаций и других неэффективных факторов.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.