Инклюзивность — конкурентное преимущество: как сделать продукт доступным
Об авторе: Ксения Майорова, экс-руководитель IT-продуктов «Яндекса» и «ВКонтакте», эксперт по развитию международных IT-продуктов.
По данным Всемирной организации здравоохранения, более 1,3 млрд человек, или каждый шестой человек в мире, имеют ту или иную форму инвалидности, что составляет около 16% от всего населения планеты. Это число растет, что обусловлено, в частности, такими причинами:
- увеличение числа хронических заболеваний;
- старение населения;
- улучшение методов оценки инвалидности, что позволяет выявлять больше случаев.
В категорию инвалидности попадают, в частности, люди с нарушениями слуха или зрения, моторики, цветового восприятия, повышенной светочувствительностью.
Учитывая, что людей с особыми нуждами становится все больше, адаптироваться к этой тенденции важно во всех сферах — начиная с доступности (безбарьерности) физических учреждений, заканчивая инклюзивностью в цифровых продуктах.
Как понимать инклюзивность
Когда мы говорим о людях с ограниченными возможностями, мы чаще всего имеем в виду доступность. Понятие инклюзивности шире — оно охватывает не только людей с ограниченными возможностями, но также с различным опытом и способностями, включая пол, возраст, культуру, экономическое состояние, образование, язык и т.д. Эти характеристики влияют на то, как люди взаимодействуют с миром, а значит, и с вашим продуктом. Например, исследование Microsoft показало, что применение принципов инклюзивного дизайна может повысить удобство использования продукта на 30% для всех пользователей, а не только для людей с ограниченными возможностями.
С этой точки зрения создание инклюзивных продуктов становится не только социальной ответственностью, но и серьезным бизнес-преимуществом. Внедрение инклюзивных принципов в продукт помогает:
- расширить пользовательскую базу и увеличить рыночную долю бизнеса;
- повысить долгосрочную лояльность клиентов и улучшить репутацию бренда;
- соответствовать законодательным требованиям и избежать потенциальных правовых рисков;
- стимулировать инновации через поиск универсальных решений.
В операционных продуктах, где взаимодействие происходит и в онлайне, и в реальном мире со значимой офлайн-частью (транспорт, доставка еды, ретейл) инклюзивность еще важнее. Она, с одной стороны, позволяет части пассажиров передвигаться с большим комфортом, а с другой — дает возможность водителям и курьерам зарабатывать, учитывая их особенные потребности. Часто инклюзивность совмещается с социальными проектами, когда группа пользователей получает больше возможностей благодаря социальным инициативам. Это, например, помощь в трудоустройстве для людей с ограниченными возможностями или популяризация бизнесов, которыми владеют женщины.
Что нужно учитывать при создании инклюзивного продукта
Создание любого продукта, а особенно инклюзивного, должно начинаться с исследования целевой аудитории. На этом этапе можно понять, кто ваш потенциальный пользователь и что может помешать ему использовать ваш продукт. Например, если сервисом пользуются люди постарше, то им может потребоваться больший размер шрифта.
В исследовании аудитории тоже следует применять инклюзивные практики: объяснить пользователям цель опроса, дать им возможность выбрать несколько вариантов ответа или не отвечать на какой-то вопрос совсем, если им это некомфортно.
Очень важно знать, с каких устройств пользователи используют продукт и учитывать это в дизайне: если у большинства смартфоны с небольшой диагональю, дизайн надо адаптировать. В то же самое время если сервисом пользуется возрастная аудитория, то ей может потребоваться больший размер шрифта, и это тоже нужно учитывать.
При проектировании продукта инклюзивность можно разделить на две большие группы:
- инклюзивность интерфейса продукта: ориентирована на улучшение взаимодействия пользователя с продуктом, его восприятие и доступность в повседневном использовании;
- инклюзивность функционала (фич): направлена на добавление функциональных возможностей, которые помогают пользователям с особыми потребностями использовать все доступные функции продукта.
Примерами инклюзивных интерфейсов, которые соответствуют стандартам WCAG (Web Content Accessability Guidelines, Руководство по обеспечению доступности веб-контента), являются большие шрифты, скринридеры (программа, которая распознает все происходящее на дисплее компьютера или смартфона, преобразует это в текст и озвучивает. — «РБК Тренды»), альтернативная цветовая гамма, упрощенная навигация и адаптивные визуальные эффекты для предотвращения эпилептических приступов. Например, компания Apple много делает для повышения инклюзивности интерфейсов. Она разработала функции озвучки VoiceOver для незрячих, AssistiveTouch и Switch Control для людей с ограниченной подвижностью, а также поддерживает множество языков интерфейса.
В плане функциональной инклюзивности отличилась стриминговая платформа Netflix. В 2022 году вместо обычных субтитров они начали добавлять в диалоги описания атмосферы, фоновой музыки и звуков. Это существенно улучшило восприятие людей с нарушениями слуха и помогло им сильнее погрузиться в происходящее на экране.
Особым видом инклюзивного дизайна можно назвать safety-сценарии — ситуации или подходы, направленные на создание безопасного опыта взаимодействия с продуктом для всех пользователей. На практике это проявляется в возможности запросить помощь через разные каналы, адаптированные в том числе для пользователей с особыми потребностями. Хорошим примером такой инклюзивности является возможность выбрать пол водителя при заказе такси, как сделал Uber.
Как проверить свой продукт на инклюзивность?
Проверитьпродукт можно несколькими способами — все зависит от вашего бюджета, сроков и задач. В идеале прототип или готовый продукт стоит протестировать на реальном сегменте аудитории, включая людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), чтобы получить обратную связь и проверить его доступность для разной демографии. Но если нет нужных ресурсов или нужно быстро оценить отдельную функцию или дизайн, то можно воспользоваться такими инструментами:
- WAVE поможет проверить веб-версию на соответствие WCAG;
- Stark для Figma — специальный плагин для Figma, который проверяет контрастность и симулирует просмотр при различных типах дальтонизма;
- Accessibility Scanner (для Android) и Accessibility Inspector (для iOS) для проверки мобильных приложений;
- Lighthouse в Chrome DevTools — для комплексного аудита доступности веб-страницы.
После предварительной оценки можно организовать пользовательское тестирование и привлечь людей с разными особенностями. Для продакт-менеджера и дизайнера в этом случае важно подготовить сценарии тестирования основных пользовательских путей, а для ответственного за исследования — обеспечить комфортные условия для тестирования.
Кроме валидации гипотез для тестирования в исследовании также можно учитывать такие метрики:
- время выполнения базовых задач;
- количество ошибок и сложности при взаимодействии;
- эмоциональную реакцию пользователей;
- предложения по улучшению.
Барьеры на пути к инклюзивности
Хотя инклюзивность — это, несомненно, важно и для пользователей, и для бизнеса, в процессе ее внедрения часто возникают сложности. Причин может быть несколько.
Ограниченные ресурсы — нет времени и бюджета на переработку или доработку продукта
Если ресурс ограничен и команда может внедрить только базовые инклюзивные решения, то стоит расставить приоритеты. Самая лучшая стратегия здесь — это провести аудит продукта на инклюзивность с помощью специальных инструментов, перечисленных выше. Дальше стоит оценить аудиторию и выяснить, какая доля пользователей имеет особые потребности. После этого следует сегментировать аудиторию и сфокусироваться в первую очередь на основных пользовательских сценариях продукта (регистрация, авторизация, прохождение основного сценария, обращение в поддержку и т.д.). Это поможет определить самые болезненные блокеры на пути у больших сегментов пользователей с ограниченными возможностями. Для начала можно сосредоточиться на них и планомерно их устранять.
Сложно убедить собственников бизнеса и топ-менеджмент инвестировать в инклюзивность
Вторая распространенная проблема — это убедить бизнес инвестировать в инклюзивность продукта. Здесь нужно помнить, что бизнес всегда убеждается цифрами, и ничего лучше, чем показать им ROI (окупаемость инвестиций. — «РБК Тренды») или влияние на другие финансовые метрики, еще не придумали. Если сложно высчитать потенциальную прибыль, то можно использовать продуктовые метрики — Retention Rate (коэффициент удержания пользователя), NPS (индекс потребительской лояльности), CSAT (индекс удовлетворенности клиента) и т.д. Иногда целью может стать улучшение восприятия бренда или победа в престижной номинации, которые сделают компанию более привлекательной для инвесторов и выделят среди конкурентов. В любом случае влияние таких изменений абсолютно точно должно быть измеримо — если не количественно, то качественно.
Сложно интегрировать инклюзивные решения в отдельные элементы интерфейса
И третья причина — это конкретные элементы, которые сложно модифицировать таким образом, чтобы они были доступными для всех категорий пользователей. Например, сложные жесты и мультитач-взаимодействия трудно сделать удобными для людей с моторными нарушениями. Сюда также входят функции для работы с трехмерными объектами в приложениях, например, для их создания, вращения или перемещения. Функция CAPTCHA (отличает людей от ботов) тоже иногда недоступна для незрячих пользователей, поэтому многие сервисы переходят на альтернативные методы верификации — например, Magic Links по email или СМС-коды. Также возникают сложности с временными ограничениями (для создания или просмотра сторис), картами и сложными формами с динамической валидацией. Они могут быть непонятны для скринридеров, а значит, недоступны для пользователей с нарушениями зрения.
Внедрять или не внедрять?
Внедрение инклюзивности в продуктовый дизайн — это не только этический вопрос, но и важная бизнес-стратегия. Учитывая растущее число людей с особыми потребностями, важно адаптировать продукты, чтобы сделать их доступными для широкой аудитории. Инклюзивный дизайн помогает расширить пользовательскую базу, повысить лояльность клиентов и улучшить репутацию бренда.
На пути к достижению инклюзивности могут возникать трудности, такие как ограниченные ресурсы или сложности с интеграцией решений. Тем не менее использование инструментов аудита и фокусировка на ключевых пользовательских сценариях позволяют эффективно преодолеть эти препятствия. В конечном итоге инклюзивность — это не только способ улучшить взаимодействие с продуктом для людей с особыми потребностями, но и способ значительно изменить и улучшить качество жизни некоторых сегментов пользователей.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.