Как low-code ускоряет разработку и вывод продуктов на рынок
Что такое low-code-платформы
Разработка ПО — долгий процесс. Средние сроки разработки корпоративных приложений простого и среднего уровня составляют от трех до девяти месяцев работы, в то время как сложные проекты могут длиться 9–12 месяцев и более. Рынок, напротив, требует скорости: создавать и обновлять IT-решения нужно быстро. Нехватка программистов усугубляет ситуацию. Поэтому бизнес всеми силами старается упростить задачу.
Сократить количество кода, которое программистам нужно писать вручную, пытались еще в 1980-х годах. Но термин low-code появился только в 2014-м. Его использовали аналитики из Forrester, описывая способ быстрого создания приложений — с минимальным объемом кода и начальных инвестиций.
Low-code-разработка опирается на визуальные инструменты и принцип конструктора. Значительная часть классической разработки заменяется на удобную и быструю альтернативу — визуальные редакторы, которые работают в парадигме drag-n-drop (подход, при котором элементы интерфейса или компоненты программы можно «перетащить и бросить» на рабочее поле), графические интерфейсы для настройки параметров. Разработчик оперирует готовыми блоками процесса и интерфейса в графическом редакторе, а код формируется автоматически из нарисованного им.
В чем разница между low-code и no-code
Инструменты low-code позволяют быстро автоматизировать новые бизнес-процессы и вносить в них изменения, создавать готовые решения с нуля. При этом большую часть задач выполняют, например, бизнес-аналитики, которые создают приложения и процессы из готовых блоков. В случае необходимости более глубокой модификации подключаются профессиональные разработчики, которые помогают реализовать сложную логику, кастомизацию и дополнительные настройки.
No-code, как правило, применяется для создания базовых (несложных) приложений, а также для целей управления настройками готового приложения.
Для упрощения и ускорения разработки приложений, а также экономии дорогостоящих ресурсов разработчиков используют low-code-платформы. Обычно они обозначаются термином LCDP (low-code development platform). Они предоставляют среду для создания приложений и содержат множество готовых компонентов. На платформах можно не только собирать приложения, но также разворачивать, тестировать решения и управлять их жизненным циклом.
Как это работает на практике
В группе «Сбер» используют собственную разработку «СберТеха» — пакет продуктов Platform V low-code. В него входят два интегрированных решения:
1. Platform V Flow — BPM-система (business process management) для автоматизации бизнес-процессов. Она позволяет проектировать процессы в парадигме drag-and-drop и стандартной нотации BPMN 2.0 (система условных обозначений для моделирования бизнес-процессов), исполнять и оркестрировать их (управлять слаженной работой нескольких частей системы или процессов), а также работать с пользовательскими задачами.
2. Platform V DataSpace — low-code-инструмент для ускорения реализации бизнес-приложений и сокращения затрат на разработку в части работы с хранимыми данными, реализующий концепции low-code, DaaS (Data-as-a-Service) и BaaS (Backend-as-a-Service). Особенностью Platform V DataSpace является возможность работать с моделью предметной области в удобном визуальном редакторе, опираясь при этом на принципы предметно-ориентированного проектирования (Domain-Driven Design, DDD).
Как использовать
На базе Platform V Flow в «Сбере» автоматизированы бизнес-процессы в таких направлениях, как зарплатные проекты, обращения клиентов / CRM, депозиты юридических лиц и во многих других.
Среди недавних проектов — платформа «Цифровые активы». В основе решения лежит распределенный блокчейн-реестр. Сервисами платформы пользуются физические и юридические лица, которые совершают сделки с цифровыми финансовыми активами (ЦФА).
Чтобы автоматизировать процессы (онбординга новых клиентов, инвестирования, передачи и погашения ЦФА и др.) было создано новое решение на стыке блокчейна и Platform V Low-code. С помощью Platform V Flow автоматизированы сценарии проверки транзакций. А сохранность операционной информации, выполнение требований к надежности и безопасности системы обеспечены за счет Platform V DataSpace.
Альберт Аванесов, директор дивизиона визуальных средств разработки «СберТеха»:
«При разработке ПО на написание кода тратится от силы 15% времени. Намного больше времени теряется из-за искажения информации, передаваемой между участниками производственного процесса. Архитектор рассказал аналитику свое видение продукта, аналитик нарисовал «как понял» разработчику. Разработчик сделал как смог. Тестировщик увидел результат, сильно удивился, и все началось с начала.
Наши продукты призваны снижать эту энтропию. Мы стараемся построить процессы таким образом, чтобы все участники разговаривали на одном языке, а потери знаний были минимизированы. То есть и архитектор, и разработчик, и тестировщик видят одну и ту же картину».
Что low-code дает бизнесу
Высокая скорость разработки
По оценке Mendix (поставщик LCDP), срок разработки приложений благодаря low-code-платформам уменьшается до 90%. Такие же цифры приводит производитель ПО Red Hat.
По оценке «СберТеха», low-code-инструменты помогают сократить срок выпуска новых сервисов (time-to-market) до трех раз.
Снижение требований к разработчикам
В традиционной разработке приложений задействовано много людей со специализированными ролями, напоминают в Mendix.
Вот лишь основные роли и функции, необходимые для создания ПО:
- бизнес-аналитики: разработка функциональных требований;
- системный аналитик: превращение этих требований в технические спецификации;
- администратор базы данных: формирование базы;
- UX/UI-разработчики: создание дизайна и визуализация структуры проекта;
- разработчики: написание кода и объединение разных частей приложения.
Когда приложение будет готово, также понадобятся тестировщики и менеджеры для разворачивания системы.
При работе с low-сode инструментами за счет упрощенного пользовательского опыта снижается порог вхождения, поэтому один «гражданский» разработчик (человек, который знаком с программированием, но не имеет в нем глубоких знаний) может интегрировать в себе несколько функций одновременно. Достаточно понимать принципы работы информационных систем и конкретной платформы.
Привлечение «гражданских» разработчиков снижает потребность в IT-талантах и дает компаниям возможность уделять больше внимания своему бизнесу, отмечают в EY.
Сокращение расходов
Средняя зарплата разработчика в России в октябре 2024 года, по данным портала GeekLink.io, — более ₽234 тыс., для уровня Senior и Lead — ₽270–400 тыс.
По оценке экспертов «СберТеха», в правильно сконфигурированном проекте один специалист по low-code способен заменить целую команду классической разработки. Фокус low-code-разработчика за счет эффективных инструментов смещается от разработки в сторону бизнес-анализа и погружения в предметную область, позволяя затрачивать меньше ресурсов на техническую реализацию. В таком сценарии лоу-кодеры способны быстрее реализовать готовое решение с учетом задач бизнеса и потребностей конечных пользователей.
По оценкам экспертов рынка, такой сотрудник не может стоить дешево, но экономически более выгоден по сравнению с классическим разработчиком в простых проектах и проектах среднего уровня сложности.
«Низкий порог входа действительно позволяет получать новых сотрудников дешевле, чем профессиональных разработчиков», — говорит Альберт Аванесов.
Ускорение разработки дает дополнительную экономию, так как на нее тратится меньше ресурсов. Эффект зависит от типа low-code-продукта, задачи и ее сложности.
В «СберТехе» со ссылкой на внутренние исследования и данные по проекту для заказчика отмечают, что применение low-code-инструментов может, например:
- сократить трудозатраты на 20% в сравнении с разработкой на Java;
- оптимизировать ресурсы технической поддержки в пять раз.
Насколько широко можно применять low-code
В 2024 году глобальный рынок low-code-платформ достиг $10,46 млрд. Ожидается, что за десять лет он вырастет почти в восемь раз — до $82,4 млрд.
Low-code можно использовать в любых отраслях. Но сейчас активнее всего эти инструменты применяют в финансах, страховании, телекоммуникациях и IT, оптовой и розничной торговле.
Среди самых популярных сценариев использования low-code — создание сайтов, автоматизация работы с клиентами и внутренними сервисами компаний. По словам экспертов «СберТеха», чаще всего на low-code-платформах создают функциональность, которую нерентабельно автоматизировать другими способами. Например, управление заявками от сотрудников на получение корпоративных услуг. Также следует отметить тренд на синергию между искусственным интеллектом и low-code-платформами для упрощения процесса разработки программного обеспечения.
Массовое внедрение low-code-инструментов уже идет, подчеркивает Банким Чандра, член технологического совета Forbes и CEO Dotsquares (занимается мобильной и веб-разработкой). «Если вспомнить прошлое, то лет 20 назад в каждой компании был программист, — говорит эксперт. — Но уже лет через 15–20 разработчики останутся только в IT-компаниях, а вся автоматизация будет выполняться low-code-силами «гражданских» разработчиков».
Реклама: С-МАРКЕТИНГ ООО, erid: F7NfYUJCUneP4zf4Q3tL
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.