Гендер, 10 дек, 10:51

В обход стереотипов: как женщины строят карьеру в промышленности

Читать в полной версии
Фото: Freepik
Как женщины выбирают инженерные и производственные профессии и что мешает им развивать карьеру, в рамках совместного исследования выяснили «Норникель», «Сибур» и НАФИ. Рассказываем об основных выводах

Женщины в российской экономике

Для российской экономики женщины — ценный кадровый ресурс. Они занимают 54% в структуре населения и 55% среди граждан с высшим образованием. Но в разных отраслях экономики женщины представлены неравномерно. Например, их мало в строительстве (12% от общего числа занятых в отрасли), добыче полезных ископаемых (16%) и логистике (22%). Гораздо шире представленность в сферах социального обеспечения, образования и здравоохранения. Это отражается в том числе и на уровне зарплат.

Во всем мире, включая Россию, бизнес и власти пытаются вовлечь женщин в промышленный сектор и другие сферы, которые традиционно считались мужскими.

В 2021 году Минтруд уже сократил список профессий, недоступных для женщин. Из перечня вычеркнули, к примеру, водителей большегрузов и сельхозтехники, машинистов метро. В промышленности есть множество позиций, на которые работодатели могут и готовы принять женщин прямо сейчас.

Совместное исследование «Норникеля», «Сибура» и аналитического центра НАФИ «Путь женщин в инженерные и производственные профессии» помогло узнать, как реализовать потенциал женщин в промышленном секторе и какие для этого есть препятствия.

Об исследовании

Когда проводили: июнь—август 2024 года

География: вся Россия

Форматы:

  • Серия интервью с работодателями, представителями системы образования и женщинами инженерных профессий из горно-металлургической и нефтегазохимической отрасли.
  • Соцопрос учащихся ссузов и вузов — 203 респондента.
  • Всероссийский соцопрос — 3 тыс. респондентов.

Стеклянный потолок: что это и как он влияет на карьеру женщин
Социальная экономика 

Выбор инженерных и производственных профессий

Девушки определяются с профессией раньше, чем молодые люди. По данным исследования, 68% девушек делают выбор в пользу инженерной и производственной специальности до 17 лет включительно. Среди юношей эта цифра достигает лишь 56%.

При этом женская аудитория более активно подходит к выбору — чаще изучает сайты учебных заведений, информацию в соцсетях, посещает дни открытых дверей. «Возможно, это связано с тем, что девушки совершают выбор более осознанно, а возможно и с тем, что они менее уверены в правильности своего выбора и дополнительно оценивают целесообразность развития в техническом направлении», — объясняют авторы исследования.

Мотивация опирается как на личный интерес к профессии, так и на желание повысить свой статус. «Девушки стремятся к признанию и уважению в обществе, а инженеры часто рассматриваются как профессионалы, способны решать сложные задачи и вносить значительный вклад в развитие технологий», — комментируют авторы.

Почему девушки выбирают инженерные и производственные специальности:

  • 39% — желание иметь престижную профессию;
  • 34% — личный интерес и увлечение техническими науками;
  • 27% — возможность учиться бесплатно;
  • 25% — востребованность специальности;
  • 23% — профессия дает ощущение, что приносишь пользу людям и стране.

Источник: совместное исследование «Норникеля», «Сибура» и аналитического центра НАФИ «Путь женщин в инженерные и производственные профессии». Перечислены топ-5 самых популярных ответов среди девушек, допускалось несколько вариантов ответа.

Нехватка поддержки и информации

Большинство (88%) студенток отмечают, что ближайшее окружение поддерживает их профессиональный выбор. Но в отличие от юношей они не всегда встречают безоговорочное одобрение. Например, девушек реже поддерживают друзья — 30 против 44% у молодых людей. О том, что их никто не поддержал в выборе профессии, рассказали 12% студенток. Среди юношей этот ответ дали всего 5%.

«Такая ситуация могла сложиться из-за недостаточного количества ярких примеров женщин, преуспевших в технических науках и промышленности», — отмечают авторы исследования.

Результаты опросов указывают и на дефицит информации: 20% студенток с трудом представляют себе, чем именно им придется заниматься после получения диплома в инженерной или технической сфере. Вместе с другими факторами (сомнение в собственных способностях, личные обстоятельства, высокая учебная нагрузка и т.д.) это снижает интерес и осложняет вход в профессию.

В итоге лишь 19% девушек в процессе обучения начинают работать по полученной специальности. Среди юношей этот показатель достигает 31%.

Как женщины добиваются успеха в ранее не доступных им профессиях
Социальная экономика 

Какие установки мешают карьерному росту

Хотя промышленные компании заинтересованы в карьерном развитии женщин, в обществе по-прежнему сохраняются установки, которые могут этому препятствовать. Карьеру приходится выстраивать в условиях общественного давления.

76% опрошенных считают, что женщине сложнее устроиться на работу из-за семейных обстоятельств. По мнению 65%, при одинаковых навыках работодатель скорее предпочтет мужчину-кандидата. А 60% полагают, что «истинное предназначение женщины — быть матерью и хозяйкой».

Также сильны стереотипы в отношении тяжелых индустрий: их по-прежнему считают не очень подходящими для женщин. Более 90% россиян не готовы рекомендовать дочерям карьеру в горной металлургии или нефтегазохимии. Столько же полагают, что в этих отраслях больше возможностей для мужчин.

Дарья Крячкова, вице-президент по кадровой политике «Норникеля»:

«Все это свидетельствует о том, насколько глубоко укоренена проблема гендерных стереотипов, связанных с нашей отраслью. Конечно, это не новость для нас, а скорее очередное подтверждение того, что работать над популяризацией инженерных и технических специальностей нужно не только со студентами, но и со школьниками и их родителями. Уже несколько лет мы прицельно ведем именно такую работу».

Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ:

«Благодаря инновациям ситуация в инженерных и производственных профессиях меняется в лучшую сторону. Тяжелые отрасли становятся более инклюзивными и доступными для женщин: улучшаются условия труда, вводятся гибкие графики. Однако одно из самых интересных наблюдений исследования — это то, что общество, и особенно сами женщины, пока не до конца осознают эти изменения».

Как дела обстоят на самом деле

Мнение, что горная добыча, металлургия или нефтегазохимия — мужские отрасли, сложилось давно, когда производства были грязными, а большинство позиций связаны с серьезной физической нагрузкой. Но сейчас цифровизация и автоматизация сильно изменили условия труда.

Например, в «Сибуре» производственные процессы автоматизированы на 94%. «Поэтому можем с уверенностью говорить о том, что рады видеть женщин на всех позициях и практически на всех специальностях», — подчеркивает член правления — управляющий директор Марина Медведева.

По состоянию на конец 2024 года доля женщин в общей численности персонала — около 30%. По словам руководителя блока интеграции и развития корпоративных практик устойчивого развития «Сибура» Светланы Даниловой, для производственной индустрии это очень хорошая цифра. Здесь также подчеркивают, что стремятся не к «гендерному равенству», а к гендерному балансу на производстве.

Женская доля: почему в технологиях до сих пор есть гендерный разрыв
Социальная экономика 

В «Норникеле» доля женщин также составляет около 30%. «Для нашей отрасли это самый высокий показатель. В последние годы ситуация, безусловно, меняется, в том числе благодаря техническому прогрессу. Однако потенциал женщин в горной добыче или металлургии точно еще не раскрыт. Это длительный процесс, требующий последовательной и системной работы», — говорит Дарья Крячкова из «Норникеля».

Она обращает внимание на развитие технологий безлюдного производства и возможности автоматизации. «Огромная обогатительная фабрика управляется с пульта в отдельном помещении около 30 кв. м., где нет опасного оборудования, а есть автоматика и экраны», — приводит пример Дарья Крячкова.

Как отмечали ранее участники кадрового рынка, женщины хорошо справляются с работой, которая раньше считалась мужской. Например, на позициях водителей погрузчиков они оказываются даже эффективнее мужчин и реже допускают дисциплинарные нарушения.

Светлана Данилова, «Сибур»:

«Эффективность сотрудника не зависит напрямую от его гендерной принадлежности, скорее, от его нацеленности на результат, от его опыта, умений, навыков. Эффект, который отмечают эксперты, скорее, связан с тем, что на такие исторически мужские профессии идут женщины с более сильной мотивацией».

Работодатели, опрошенные в ходе исследования, добавляют, что присутствие женщин приносит целый ряд позитивных эффектов компании. Среди них — создание более инклюзивных и устойчивых решений, разнообразие идей и подходов, улучшение бизнес-результатов за счет инициативности.

Дарья Крячкова, «Норникель»:

«Женщины, занятые в горной добыче, чаще, чем их коллеги-мужчины, ставят в приоритет сохранение физического и психологического здоровья, профессиональную самореализацию и интеллектуальное развитие. При выборе работодателя женщины в большей степени, чем мужчины, уделяют внимание возможности удаленного и гибридного формата занятости, корпоративной культуре, а также соблюдению компанией принципов ESG».

Гузелия Имаева, НАФИ:

«Привлечение женщин в технические и инженерные профессии не только помогает сократить кадровый дефицит — в горнодобывающей отрасли, например, это 68 тыс. вакансий, — но и открывает новые точки роста предприятий. Компании с равной представленностью мужчин и женщин увеличивают прибыльность на 30%».

Как компании вовлекают женщин и помогают им с карьерой

Чтобы преодолеть стереотипы и помочь женщинам в карьерном продвижении, бизнес работает сразу по нескольким направлениям.

  • Совместные инициативы компаний. Одна из наиболее заметных в России — Women in Modern Industries. Инициативу поддерживают «Норникель», «Сибур», «Уралкалий», «Северсталь» и другие крупные организации. «Ассоциация насчитывает более 4,5 тыс. участниц. Это и обмен опытом, и популяризация профессии, и наставничество, и поддержка женщин в их карьерном развитии», — объясняет Дарья Крячкова.
  • Создание равных возможностей внутри компаний. В «Сибуре» действует Сообщество равных возможностей — площадка для взаимной поддержки и обмена опытом среди сотрудников разных возрастов, специализации, семейного статуса. Один из фокусов — трек «Женское лидерство». На площадке проводят встречи с женщинами — членами правления и топ-менеджерами в формате «без галстука»: можно в неформальной обстановке обсудить волнующие вопросы.
  • Учет индивидуальных потребностей: возможность работы из хоум-офиса, гибкие условия для женщин с детьми. К примеру, в «Норникеле» запустили проект «Мама на работе». «Женщине после декретного отпуска требуется специальная поддержка и адаптация. Ей нужно помочь быстро войти в свою роль, чтобы стать успешной и совмещать дом и работу», — рассказывает Дарья Крячкова.
  • Более ранняя профориентация. Поскольку профессиональные интересы формируются рано, профориентацию следует начинать с 10–12 лет, когда девочки только начинают проявлять интерес к разным направлениям, считает Гузелия Имаева из НАФИ. «Важно также работать с их родителями, чтобы развеивать стереотипы. Промышленные компании могут сыграть здесь ключевую роль, выступая не только работодателями, но и наставниками», — говорит она.
  • Стажировки, наставничество и лидерские программы. Такие практики помогают удержать девушек и женщин с инженерным образованием в индустрии.

Марина Медведева, «Сибур»:

«Мы знакомим начинающих сотрудников с женщинами-руководителями, высококлассными экспертами, топ-менеджерами, которые нашли для себя свой путь самореализации и развития, гармонично соединяя роли профессионала и любящей жены и заботливой мамы. Компания никогда не стремится навязывать ту или иную модель».

Дарья Крячкова, «Норникель»:

«Нужно рассказывать больше позитивных историй об успехах женщин. Это важно как для самих женщин, так и для их коллег-мужчин. Еще одним прекрасным инструментом является создание программ наставничества, где опытные коллеги помогают развиваться и продвигаться по карьерной лестнице. Они помогают справиться с существующими стереотипами».

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Гендер Исследования и доклады Социальные изменения Россия
Главное