Помощь тем, кто помогает: как работает новый проект для НКО
О компании:
Совкомбанк — один из крупнейших российских частных банков, представленный в тысяче городов России. Был в числе первых банков на российском рынке, которые внедрили в свою стратегию принципы экологической, социальной ответственности и корпоративного управления.
Задачи
- Предоставить НКО бесплатные или льготные цифровые продукты и сервисы для оптимизации их внутренней деятельности (подготовка отчетов, эквайринг и т.д.).
- Внедрить современные технологии и решения в работу НКО.
- Повысить профессиональные компетенции работников благотворительных организаций, предоставляя доступ к программам обучения.
- Способствовать включению бизнеса в решение социальных проблем, предоставив для этого площадку.
Предпосылки и мотивация
В подготовленном в 2022 году исследовании Общественной палаты РФ совместно с рейтинговым агентством RAEX эксперты выделили ряд проблем, с которыми сталкивается российский некоммерческий сектор: начиная c регионального дисбаланса (в регионах НКО сложнее получить гранты и медийную поддержку) и заканчивая излишней бюрократизацией сферы и недостатком финансирования.
К маю 2022 года по сравнению с прошедшей зимой крупные и средние НКО значительно чаще (58%) говорили об общем снижении финансирования, сокращении возможностей помощи благополучателям (52%) и партнерских программ с бизнесом — это выяснил проект «Пульс НКО» в исследовании «НКО в новом времени — 2022». Исследование было реализовано Центром оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ при финансовой поддержке факультета социальных наук НИУ ВШЭ и экспертной поддержке фонда «Нужна помощь» (признан Минюстом РФ иностранным агентом).
По данным проекта «Если быть точным», в 2023 году доля россиян, хотя бы раз в год принимавших участие в благотворительности, достигла минимума за шесть лет наблюдений — 71% интернет-пользователей. В 2017 году, когда впервые проводили опрос, таких респондентов было 86%. Подчеркивается, что люди меньше участвуют в благотворительности из-за нехватки средств — это главная причина, другая — недоверие к некоммерческому сектору: в 2021 году об этом говорили 39% тех, кто не жертвует НКО, в 2022-м — 56%, в 2023-м — 55%.
Проанализировав текущие реалии, в которых оказались российские НКО, в Совкомбанке решили вывести поддержку благотворительности, которой банк занимается с момента основания, на новый системный уровень.
«Совкомбанк развивает несколько социальных инициатив. Как один из крупнейших цифровых банков в стране мы предложили благотворительным фондам то, в чем мы разбираемся лучше всего, — цифровые сервисы и услуги бесплатно», — рассказывает Вячеслав Литовченко, генеральный директор «Совкомбанк Технологии».
Решение
Запустить онлайн-платформу «Технологии добра» с разнообразными продуктами и сервисами для организации инфраструктурной поддержки и цифрового развития российских НКО.
Реализация
В 2022 году, когда проект только зарождался, в Совкомбанке провели серию исследований третьего сектора России. По их итогам выяснилось, что многие НКО не имеют доступа к цифровым инструментам, привычным для большого бизнеса. Поэтому на запущенной совместно с «Sk Финтех Хаб» (инновационная платформа, созданная в рамках проекта «Сколково») в 2023 году платформе «Технологии добра» было выложено три продукта, разработанные специалистами самого банка: эквайринг, расчетно-кассовый счет и техническая поддержка.
«Самый первый продукт, который мы подключили, — это решение компании Mcore по обслуживанию офисной техники. Специалисты находят подрядчиков в Ульяновске, которые помогают с ремонтом оборудования, настройкой техники, даже картриджи покупают НКО в рамках месячного лимита», — делится впечатлениями о работе платформы Константин Ильин, учредитель некоммерческой организации помощи семьям с детьми «Профи-центр», один из основателей всероссийского движения «Педагоги-волонтеры».
Постепенно количество корпоративных партнеров, предлагающих свои решения для НКО, росло. Сегодня на онлайн-платформе «Технологии добра» некоммерческим организациям предлагается более чем 30 бесплатных или субсидированных цифровых услуг и сервисов. Они должны помочь сотрудникам сконцентрировать ресурсы на выполнении заявленной миссии, а не на решении бюрократических вопросов. Все предлагаемые продукты разделены на несколько больших категорий: финансы, кибербезопасность, образование, документы, мониторинг и IТ-поддержка.
Маркетинг и PR
У НКО наблюдается устойчивый спрос на сервисы, позволяющие собирать и анализировать обратную связь от различных партнеров и благополучателей. Для таких запросов на платформе имеется два продукта: UX Feedback Link — для организации опросов сотрудников НКО и потенциальной аудитории, а также UX Feedback Web — для работы с обратной связью пользователей сайта.
Третий сектор особенно ценит такие продукты, поскольку оперативный сбор обратной связи пользователей сайта позволяет быстро реагировать на ошибки или оценивать новый функционал сайта.
Также среди популярных продуктов платформы — конструктор сайтов для благотворительных фондов ТЕКО и платформа для автоматизации рассылок Mailganer. Своевременное информирование доноров позволяет НКО увеличить число пожертвований.
Кибербезопасность и техническая поддержка
Риски в киберпространстве остаются высокими, поэтому многие НКО нуждаются в защите данных и избавлении от вирусов на рабочей технике. Для защиты от вирусов в цифровом пространстве могут быть использованы решения «Лаборатории Касперского». Хакерские атаки, например DDoS-атаки, помогают отражать Servicepipe и Сurator.
Кроме того, на платформе представлены продукты, позволяющие сотрудникам самим становиться экспертами в области кибербезопасности. Например, в рамках курса Phishman рассказывается, какими могут быть атаки социальных инженеров и как пользователь может им противостоять.
Обучение
Еще одна больная точка российских НКО — нехватка знаний и отдельных компетенций у сотрудников. О существующем запросе на быстрое обучение волонтеров и сотрудников НКО писали специалисты Агентства социальной информации. Так, в 2021 году, согласно данным исследования «Формула жизнестойкости: что делает НКО устойчивой?», которое было выполнено НИУ ВШЭ совместно с журналистами, 16% опрошенных НКО отмечали нехватку квалифицированных работников.
Чтобы решить эту проблему, на онлайн-платформе были собраны курсы по актуальным для сотрудников НКО специальностям, например про цифровой маркетинг в третьем секторе или курс по защите от киберугроз. Дополнительно действует скидка 95% на все курсы Skillbox.
Юридическая поддержка
Еще один большой блок — это юридические инструменты. Предлагаемые на платформе решения включают в себя консультации по созданию и ведению документации, сопровождение юридических операций и оптимизацию административных процессов. Также предлагаются решения по цифровизации документооборота, что позволяет автоматизировать рутинные задачи и минимизировать ошибки.
К таким инструментам относится и предложение от компании LegalCharity, которая готова на безвозмездной основе организовывать для НКО первичные правовые консультации, а также полное юридическое сопровождение, в том числе представлять интересы в суде, если такая потребность возникнет.
Эти и другие решения доступны НКО после выполнения нескольких шагов: регистрации аккаунта с информацией об организации и валидации заявки со стороны платформы (обычно занимает один день). После этого все сервисы будут в открытом доступе.
Похожим образом выстроен процесс регистрации на платформе и для потенциальных корпоративных партнеров платформы «Технологии добра»: представитель компании заполняет заявку с идеей сотрудничества (например, у компании есть продукт, который потенциально был бы полезен НКО), а после ее изучения сотрудниками платформы можно начать реализацию проекта.
Когда платформа только создавалась, коммерческий сектор реагировал на предложения о сотрудничестве с НКО с некоторым скепсисом, так как до февраля 2022 года многие российские НКО получали гранты от зарубежных компаний. У российского же бизнеса часто не было опыта взаимодействия с третьим сектором. Из-за этого разработчикам платформы приходилось самостоятельно обращаться к предпринимателям и предлагать им присоединиться к проекту.
Спустя год после запуска ситуация изменилась: теперь компании сами приходят со своими решениями. Помимо вклада в развитие гражданского общества для бизнеса такая кооперация с платформой и НКО означает дополнительные PR-выгоды, а также повышение лояльности среди клиентов.
Результаты
За год работы к маркетплейсу присоединились более 600 российских НКО, из которых 300 активно используют доступные продукты и сервисы. На данный момент пользователи могут выбирать из 36 различных сервисов, разработанных 26 компаниями-партнерами.
Константин Ильин из «Профи-центра» отмечает, что сотрудничество с платформой «Технологии добра» значительно изменило работу их организации. По его мнению, продукты и сервисы платформы позволяют не только экономить ресурсы, но и «направлять их на развитие или запускать новые виды помощи».
«Главное, с чем помогли «Технологии добра», — это внедрение продуктов, на которые у нас не было собственных средств, но которые помогли сделать технологический, количественный и качественный рывок. Например, сейчас мы внедряем чат-бота, чтобы разгрузить работу контакт-центра. Только в октябре мы получили более 3 тыс. обращений в мессенджерах от подопечных и волонтеров. Еще два года назад педагоги-волонтеры работали только с подопечными в одном регионе — в Ульяновской области. Сегодня же мы работаем в 25 российских субъектах, а добровольцы проживают во всех российских регионах», — делится успехами НКО Константин.
Расширяется и команда проекта: изначально над ним работали два человека, сейчас в команде около 100 сотрудников, включая кураторов. Эти специалисты напрямую коммуницируют с НКО, становясь связующим звеном между благотворительными фондами и корпоративными партнерами. Кураторы помогают подобрать нужные продукты, отвечают на вопросы и решают технические сложности.
Активно меняется и сам портал: улучшается пользовательский интерфейс, добавляются новые возможности для НКО и партнеров, чтобы сделать его еще более удобным, понятным и информативным для пользователей.
Также в рамках проекта 29 ноября 2024 года прошла конференция «Технологии добра», которую организовали Совкомбанк и фонд «Сколково». На конференции выступили свыше 100 спикеров из ведущих российских компаний и НКО, а также представители профильных министерств. Главной темой стала роль технологий в некоммерческом секторе и создание условий для социальных изменений через технологические инновации и сотрудничество между различными секторами. В событии приняли участие более 3 тыс. человек.
Кроме того, проект «Технологии добра» не только предоставляет продукты некоммерческим организациям, но и рассказывает, как ими пользоваться. За год проведено 12 вебинаров, на которых команда проекта рассказывала о различных цифровых продуктах и показывала, как именно эти продукты могут влиять на управленческие и иные процессы в НКО.
Также партнеры проекта «Андата» и Lerna разработали образовательный курс по цифровому маркетингу специально под нужды НКО. Первый поток уже завершил обучение, а второй в процессе. Для желающих учиться самостоятельно партнерами «Технологии добра» создан бесплатный обучающий онлайн-курс из шести модулей.
Планы и перспективы
По словам создателей проекта, существующий набор обучающих курсов — это не предел, так как еще десять продуктов находятся в статусе разработки. Кроме того, уже существующие предложения постоянно улучшаются.
Команда проекта планирует и далее развивать продуктовую линейку портала и привлекать новых партнеров. Чтобы помочь цифровизации НКО, «Технологии добра» планируют сотрудничество с компаниями из разных направлений, в том числе с сервисами по поиску работы, юридическими проектами, инструментами с искусственным интеллектом, а также сервисами, предоставляющими хостинги и домены.
В 2025 году проект планирует привлечь к участию более тысячи НКО.
Также «Технологии добра» ставят перед собой новую цель — объединить на платформе бизнес, НКО и государственные сервисы. Это позволит максимально эффективно решать инфраструктурные и технологические вопросы, поясняют в Совкомбанке. Для этого команда планирует развивать сотрудничество с заинтересованными государственными сервисами.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.