Интеллектуальная собственность: 4 тренда на рынке «умных» устройств
По оценкам «М.Видео-Эльдорадо», в 2024 году в России будет продано 3,6 млн «умных» устройств. Это не считая бытовых приборов: «умных» пылесосов, чайников и т. д. В целом по миру, как ожидается, объемы поставок достигнут 892 млн устройств. Но пока общемировые продажи стагнируют, отечественный рынок показывает рост — плюс 20% к предыдущему году.
По данным исследования GfK, более половины жителей мегаполисов в России уже пользуются «умными» устройствами в быту. Самые востребованные гаджеты — роботы-пылесосы и колонки, но также популярны и датчики движения, камеры, «умные» лампочки, розетки, выключатели и чайники.
Денис Филиппов, CEO SberDevices:
«Раньше мы видели, что пользователь «умного» дома — «ранний энтузиаст», зачастую «техногик» — молодой человек 20–35 лет, интересующийся техникой. Сейчас среди нашей аудитории больше семейных людей с детьми, которых привлекают не столько технологии, сколько новый опыт жизни. Большинство хочет иметь не просто красивую современную квартиру, а «умную», где будут устройства для здоровья и удобства. Например, адаптивный свет, который сам меняется в течение дня».
Эксперты из отечественных компаний уверены, что российские «умные» устройства находятся на уровне мировых лидеров. Россия — одна из немногих стран, где есть собственные большие языковые модели, виртуальные ассистенты, операционные системы для ТВ и платформы для «умного» дома. Разобрались, что они умеют, как взаимодействуют друг с другом и какое будущее их ждет.
Взаимная интеграция
До недавнего времени в направлении «умных» домов отсутствовали единые регламенты и стандарты. Поэтому большинство решений не могли ни совместно использоваться без предварительных настроек интеграции, ни работать без интернета. Однако сегодня появляются новые протоколы связи, и лидеры индустрии видят за ними будущее. Такие протоколы, как Zigbee или Matter, позволяют экосистемам и устройствам от разных производителей почти бесшовно работать и взаимодействовать друг с другом, в том числе в безинтернетной среде.
Юлия Кудряшова, CPO «Триколор»:
«Мы считаем, что будущее — за единым стандартом для устройств «умного» дома и функциональной совместимостью. Например, решения «Триколор» работают с «Алисой», «Марусей», «Салютом». Мы создаем экосистему для домохозяйств — это телевизоры, роутеры, проекторы, саундбары, наушники, всевозможные датчики и лампочки. Скоро появится и бытовая техника под брендом «Триколор Дом». Все это — с возможностью интеграции любых уже существующих у клиента «умных» устройств. Убеждены, что коллаборации положительным образом сказываются на развитии технологий».
Расширение функционала
«Умные» устройства проникают во все большее количество бытовых сфер нашей жизни. Согласно исследованию ВЦИОМа, ключевые драйверы расширения функционала таких гаджетов — повышение удобства, экономия ресурсов и обеспечение безопасности. Понятие «умный дом» выходит за рамки квартир и помещений. Новые решения могут быть полезны и владельцам собственных участков. Например, «Триколор» планирует расширить линейку устройств «умными» системами полива, теплицами и кормушками для питомцев.
Безопасность тоже не стоит на месте, и речь не только про камеры видеонаблюдения. Например, рынок «умных» устройств уже сейчас предлагает пользователям датчики протечек, дыма, газа, контроля отопления и работы котлов. Это не только помогает предотвращать неприятности, но и повышает энергоэффективность.
Юлия Кудряшова, CPO «Триколор»:
«Безопасность дома — это не только про защиту от непрошеных гостей. Сегодня — это множество датчиков, которые позволяют устранять возможные происшествия. Это обходится в разы дешевле, чем, например, компенсация ущерба затопленным соседям. Устройства позволяют программировать разные сценарии для времени дня или ночи, времени года и разумнее потреблять электричество, не переплачивая лишнее. «Умные» камеры могут самостоятельно сообщить об опасности в дежурные службы. Экосистема из «умных» ламп, датчиков движения, климатической техники может обеспечить комфорт в течение всего дня и ночи».
Нейросети нового поколения
Смарт-ТВ становится сердцем «умного» дома. Упор в этом направлении делают и «Сбер», и «Триколор», и «Яндекс». Компании расширяют линейки собственными телевизорами с большими диагоналями и QLED-экранами, в которые встраиваются голосовые помощники.
Телевизор перестает быть просто средством просмотра, в него все больше будут интегрироваться технологии искусственного интеллекта. Взаимодействие с устройством будет гиперперсонализированным, а встроенные в него модели уже сейчас начинают учитывать контекст, информацию с других гаджетов и предыдущий опыт пользователя.
Собственные нейросетевые модели есть у «Яндекса» и «Сбера». GigaChat уже помогает виртуальному ассистенту «Салют», который живет в «умных» колонках, телевизорах, приставках и мобильных приложениях. В «Алису» встроен YandexGPT, что не только открывает новые функции, но и позволяет сделать общение с пользователем более человечным и осмысленным.
Марьяна Гланштейн, руководитель службы продуктового управления умных устройств «Яндекса»:
«ТВ-станции с «Алисой» уже не просто предлагают контент, они вовсю работают со сложными запросами благодаря нейросетям. При выборе фильма или сериала на вечер пользователь не всегда знает, чего хочет сам. Поэтому ассистент в телевизоре должен не просто выполнять голосовые команды, а предлагать персонализированные подборки контента, основанные на предпочтениях пользователя. С нашими телевизорами уже можно общаться, прямо как во всем известном юмористическом скетче с персонажем на диване. Простота и легкость — главный атрибут, когда речь идет о взаимодействии пользователей со смарт-ТВ».
Умный и системный подход к здоровью
В Verified Market Research прогнозируют, что с 2024 по 2031 год рынок носимых технологий будет расти ежегодно на 15,5%. Большинство таких девайсов ориентированы на контроль физического состояния организма и заботу о здоровье. Они позволяют настроить правильный сон, проследить потребление и расход калорий, выявить симптомы заболеваний и многое другое. «Умные» часы, браслеты, кольца и даже пластыри уже сейчас можно найти на полках магазинов. Сфера здоровья — приоритетный фокус для крупных игроков рынка. Однако будущее таких гаджетов, как считают эксперты, за системным подходом. Важно, чтобы информация со всех носимых устройств агрегировалась и они в нужный момент давали соответствующий сигнал — либо пользователю, либо службам здравоохранения.
Юлия Кудряшова, CPO «Триколор»:
«Людей, заботящихся о здоровье, становится все больше, но ритм жизни практически не оставляет времени на ручные измерения и контроль. Поэтому востребованными становятся устройства, управляющие этими процессами в автоматическом и полуавтоматическом режиме. Это измерители пульса, давления, ЭКГ, сахара в крови и другие девайсы. Вся собранная информация должна консолидироваться в мобильных приложениях, а сигналы о критических отклонениях — автоматически отправляться врачам. Именно над созданием такой системы мы работаем сейчас».
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.