Ткань-хамелеон и одежда из конопли: инновационные материалы в fashion
Эксперты:
- Ольга Девитлицкая, дизайнер и основатель бренда Corars
- Елена Лес, дизайнер и основатель бренда Landscape
- Наталья Исьянова-Розинская, основатель и идейный вдохновитель бренда К16
- Ольга Голубева, дизайнер и основатель бренда Novaya
Экологичность и устойчивое развитие — тренд номер один в индустрии моды. Если проследить жизненный цикл одежды от производства и переработки материала до упаковки изделия и в конечном счете выброса его на его свалку, то становится понятно почему. Мода заставляет выращивать больше хлопка, использовать больше воды, распылять больше химикатов и выкачивать больше нефти. По оценкам консалтинговой компании McKinsey и Всемирного экономического форума, с начала 2000-х годовое производство одежды увеличилось как минимум вдвое.
Материал написан в рамках РБК х VOYAH Fashion November — проекта РБК о российской индустрии моды при поддержке VOYAH — бренда инновационных гибридных автомобилей класса премиум.
Реклама, ООО «Моторинвест»
При этом бренды стремятся минимизировать вред, который неизбежно оказывает отрасль на окружающую среду. Как проявляется этот тренд?
- Выбор в пользу натуральных тканей, то есть тех, что производят из волокон растительного, животного и минерального происхождения. В сравнении с синтетическим материалом (искусственного происхождения) при их производстве выделяется меньше углекислого газа в атмосферу. К натуральным тканям относятся хлопок, шерсть, лен и шелк. Однако есть и нетривиальные варианты, такие как ткань из конопли, крапивы.
- Использование органических тканей. Это значит, что растения выращиваются без химикатов и при их производстве используются практики, поддерживающие плодородие почвы. Органические ткани имеют соответствующие сертификаты.
- Совершенствование технологий переработки текстиля. Например, материал circulose производится из стопроцентно переработанного текстиля, а не из нового хлопка, древесины и нефти. Таким образом, замыкается цикл текстильного производства.
-
Внедрение инновационных материалов. Есть необычные альтернативы натуральной коже: мило (из мицелия гриба, то есть грибницы), пиньятекс (из листьев ананаса), вегея (из отходов винограда).
Инновационные экологичные решения в текстильной промышленности можно классифицировать по применяемому сырью:
- использование пищевых отходов;
- производство из растительных волокон;
- переработка и вторичное использование материалов.
Еще один макротренд — слияние моды и технологий. Текстильные инновации внедряют не только для экологичности. Так, с их помощью можно добавить одежде функциональность, придать вещам своеобразие и отразить в них определенную эстетику.
Разбираемся, как мода на устойчивое развитие и технологичность повлияла на использование материалов в фешен-индустрии, а также какие инновационные материалы выбирают российские дизайнеры и почему.
Recycle
Recycle — это ткань, созданная из отходов текстильной промышленности (старые ткани, волокна, нитки) или вторсырья (пластик). Например, материал может быть изготовлен из переработанного хлопка, льна, шерсти, полиэстера или их тандема.
Какую задачу решали производители
Замкнуть цикл текстильного производства, сократить углеродный след индустрии моды.
Для бренда это означает необходимость придерживаться концепции устойчивого развития (sustainable development), которая предполагает, что развитие в настоящее время не должно ставить под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Среди принципов устойчивого развития — ответственное потребление и производство.
Как рассказывает дизайнер и основатель бренда Landscape Елена Лес, такие ткани часто бывают смесовыми. Например, для производства нитей смешивают шелк и шерсть, лен и шелк, лен и хлопок. Получаются материалы с совершенно исключительными свойствами: фактурный шелк или плотная упругая шерсть с выраженным шелковым лоском, хлопок с едва заметными полосками-утолщениями. Шелковые волокна крайне прочные и износостойкие, поэтому шелк часто добавляют в составы. Бренд Landscape сотрудничает с итальянскими фабриками, которые давно применяют recycle-технологии.
Как возникла и развивалась технология
История переработки текстиля берет начало в XIX веке. В 1813 году британец Бенджамин Лоу придумал, как превратить старые тряпки в шерсть. Он организовал сбор ткани и перемолол ее, чтобы потом можно было снова вплести все в пряжу. Созданная им машина для переработки представляла собой несколько роликов с металлическими гвоздями, которые вращались с разной скоростью. Так появились два вида материала: shoddy (высокого качества) и mungo (низкого качества), которые получили широкое распространение в Британии и за ее пределами. В 1854 году машина Лоу была усовершенствована в Италии: процесс переработки с помощью роликов проходил там в резервуарах с проточной водой. В 1870 году в процесс переработки добавили карбонизацию — обработку старой одежды серной и соляной кислотами.
Уже в 1932 году была создана Ассоциация вторичных материалов и переработанного текстиля. Эта всемирная организация объединяет компании в отрасли и призвана продвигать технологию. Переработка одежды распространилась в 1940-е годы в Великобритании. В годы Второй мировой войны в стране объявлено о нормировании одежды, и практически все текстильные запасы использовались для производства военной формы.
Есть два основных метода переработки текстиля: механическая обработка и химическая. При механической обработке ткань расщепляется, а волокна сохраняются и используются для создания новых тканей. Такой метод чаще применяется к натуральным волокнам, особенно хлопку. При химической обработке волокна расщепляются в ходе химических реакций. Такой метод применяют в основном к синтетическим волокнам. В 1993 году Patagonia стала одним из первых брендов, производящих одежду из переработанного полиэтилентерефталата (полиэфирного пластика), то есть из пластиковых бутылок.
Также переработка текстиля может проводиться с помощью биотехнологий — использования ферментов и микроорганизмов.
Recycle-технологии получили большое распространение благодаря усилиям защитников природы и деятелям из мира моды. Еще в 2007 году экоактивистка и дизайнер Кейт Флетчер ввела термин «медленная мода», говоря о необходимости системных изменений в фешен-индустрии. В 2009 году Датский институт моды провел в Копенгагене один из первых саммитов об устойчивой моде. «Это было тогда, когда все считали забавным шутить о том, что зеленый — это новый черный, и большинство людей думали, что «эко», «веганский» и «органический» означают одно и то же», — вспоминает директор по моде и главный модный критик в The New York Times Ванесса Фридман.
С тех пор многое изменилось. В 2018 году ООН разработала Хартию модной индустрии для борьбы с изменениями климата. Согласно уставу, отрасль обязуется снизить выбросы углекислого газа в атмосферу на 30% к 2030 году и достичь нулевых выбросов к 2050 году. Документ подписали крупнейшие модные дома и бренды одежды.
Плюсы
- Эстетика и уникальность. Изделия из такой ткани могут выглядеть оригинально из-за потертостей, пятен и неоднородности. «Переработанные натуральные ткани бывают неоднородны по цвету и фактуре и часто имеют неповторимый узор из вкраплений и узелков, утолщений. Это выглядит живо и интересно, как творения самой природы. Как раз то, что мы любим», — поясняет Елена Лес.
- Экологическая ценность. Производство такой ткани экономит первичные ресурсы, снижает количество выбросов CO₂ в атмосферу, сокращает потребление воды и электроэнергии.
Минусы
- Качество. Далеко не всегда из старой одежды можно получить изделие высокого качества. Проблема в том, что при переработке текстиль окрашивается, подвергается обработке химическими реагентами. Из-за этого материал может быть менее прочным и быстрее изнашиваться.
- Затраты. Переработка текстиля — дорогостоящий процесс, так как требует отдельных инфраструктур сбора, сортировки и обработки, а также значительных инвестиций в оборудование. Например, прибор для автоматического определения состава изделия может стоить около 5 млн руб. Кроме того, для переработки некоторых типов текстиля нет масштабируемых технологий. «Новые ткани редко стоят дешевле своих традиционных аналогов. К тому же не все эксперименты бывают удачными, — говорит дизайнер Лес. — Сейчас наилучшие результаты показывают ткани, в составе которых до 50% переработанных волокон. Мы с удовольствием используем их для своих коллекций».
Ткань из конопли
Натуральная экологичная ткань из волокон конопли — прочная, мягкая и дышащая — не вызывает аллергии и не электризуется. Ткань из конопли используется для производства различных видов одежды, включая джинсы, рубашки и куртки.
Какую задачу решали производители
Внести вклад в сохранение природных ресурсов и экосистемы, продемонстрировать приверженность принципам устойчивого развития.
Дизайнер и основатель бренда Corars Ольга Девитлицкая использует исключительно натуральные и биоразлагаемые материалы — помимо классических льна и хлопка, это ткань из конопли (хемп). Наша собеседница помогла разобраться в том, какими свойствами обладает хемп и почему ткань из конопли — это экологично.
Как возникла и развивалась технология
История развития конопляной ткани началась еще в Древнем Китае. Из нее делали веревки, погребальную ткань, обувь, шляпы и халаты. Вплоть до XIII века конопля была доминирующим материалом, пока в Китай не привезли хлопок из Индии. По Великому шелковому пути конопляную ткань завезли в страны Европы, а затем в Чили и Северную Америку.
В XIX веке ее популярность пошла на убыль. В 1937 году в США ввели налог на продажу конопли. В 1960-х в большинстве стран мира ввели запрет на выращивание, производство и продажу растения под предлогом борьбы с наркотиками. Его промышленное использование не принималось во внимание.
Интерес к этому материалу возродился на фоне тренда на экологичность. Культивация промышленной (технической) конопли сейчас разрешена во многих странах, в том числе и в России. Речь идет исключительно о сортах промышленной конопли, содержащей в сухой массе листьев и соцветий верхних частей растения не более 0,1% тетрагидроканнабинола. Многие известные бренды выпускают коллекции одежды и аксессуаров из этой ткани.
Плюсы
- Экологичное производство. «В процессе выращивания сырья нет необходимости использовать пестициды и ядохимикаты. Конопля обладает высокой устойчивостью к вредителям, поэтому не требует обработки реагентами. Кроме того, она способствует восстановлению почвы и грунта, так как обладает мощной корневой системой, а продукты ее жизнедеятельности обогащают землю питательными веществами и повышают ее плодородие», — поясняет Девитлицкая.
- Долговечность. Изделия из хемпа отличаются высокой плотностью, долго служат.
- Комфорт. Ткань хорошо пропускает воздух, поэтому одежда из нее комфортна для ношения в любое время года.
- Гипоаллергенные свойства. Большое преимущество такого текстиля в устойчивости материала к бактериям, плесени и пылевым клещам. Конопляная ткань идеально подходит людям с чувствительной кожей, говорит эксперт.
Минусы
- Уход. Ткань мнется, требует специфического ухода.
- Вид. Плохо держит форму, может потерять свой первоначальный вид.
- Стоимость. Конопляная ткань может быть дороже, чем другие натуральные материалы (хлопок и лен).
Термохромная ткань
Это материал, обладающий свойством изменять цвет или становиться прозрачным при тепловом воздействии. Как это работает? В ткань вносятся специальные пигменты, которые состоят из жидких кристаллов. Кристаллы меняют цвет в ответ на изменение температуры. Такие ткани находят применение в различных отраслях — от моды до спорта.
Какую задачу решали производители
«Термохромные ткани добавляют интерактивность повседневной одежде, подчеркивают индивидуальность и создают захватывающие интересные эффекты», — считает Наталья Исьянова-Розинская, основатель и идейный вдохновитель бренда К16.
Как возникла и развивалась технология
Технология термохромных элементов разработана в 1970-е годы и впервые была применена в медицинских термометрах. В 1974 году американский ювелир Марвин Уэрник узнал о жидкокристаллических элементах и внедрил технологию в свое ремесло — создал термочувствительные украшения, известные как «кольца настроения».
В 1987 году у бренда Stone Island появилась линейка вещей Ice из термочувствительной ткани, которая меняет цвет в зависимости от окружающей температуры. В начале 1990-х компания Hypercolor представила линию одежды (в основном футболки) с «магическим» эффектом. Например, футболки могли быть синими при комнатной температуре и становиться бирюзовыми при нагревании феном. Это вызвало революцию в моде. В 2000-е компания Shadow Shifter развила концепцию — стала использовать термохромные чернила. Принты и надписи на одежде появлялись при определенной температуре и исчезали при ее изменении. В 2022 году завирусился тренд на одежду, реагирующую на прикосновения.
«Философия нашего бренда подразумевает использование передовых технологий, инновационных тканей и комплектующих, — говорит Наталья Исьянова-Розинская. — Термохромные ткани — новый тренд в мире моды и дизайна, который мы использовали при создании бомбера. Например, на черном бомбере при прикосновении остаются синие следы. Это дизайнерское решение, которое подчеркивает диджитал-стилистику бренда».
Плюсы
- экологичность;
- возможность создания уникального дизайна и эффектов;
- улучшение функциональности одежды и аксессуаров.
Минусы
- высокая стоимость производства;
- ограниченный выбор цветов и оттенков;
- нестабильность цвета при длительном воздействии тепла или холода.
Технологичные материалы
Практичность и мода редко идут рука об руку, но сейчас это тренд. Дух утилитарного шика проник на подиумы, а вместе с ним в центре внимания оказались и высокотехнологичные ткани со своими суперхарактеристиками. «Одна из интересных тенденций — это симбиоз, который возникает между повседневной одеждой и материалами для спортивной экипировки и спецодежды», — считает дизайнер и основатель бренда Novaya Ольга Голубева. В своих коллекциях она предпочитает комбинировать функциональность и эстетику.
Какую задачу решали производители
Обеспечить комфорт, защитить от неблагоприятных погодных условий, повысить функциональность одежды.
Утеплитель isosoft
Современный утеплитель, который появился в Бельгии благодаря компании Libeltex, состоит из тончайших волокон полиэфира, обработанных силиконом или кремнийорганическими полимерами. Isosoft легкий, сохраняет тепло и форму. Изначально применялся в костюмах полярников, работающих при низких температурах. Сейчас используется в производстве верхней одежды, спальных мешков, палаток, детской одежды и др. Рассчитан на разные температуры, имеет разную плотность и толщину.
Плюсы
- теплый;
- сохраняет форму;
- долговечен;
- имеет высокие показатели тепло- и воздухопроницаемости;
- обладает малым удельным весом.
Минусы
- высокая цена;
- синтетический состав;
- накопление статического электричества;
- притягивание пыли.
«Два года назад мы стали комбинировать два вида наполнителя — isosoft и экопух — в одном изделии, — говорит Голубева. — Такое решение позволило избежать холодных швов (внешняя ткань и подкладка сшиваются напрямую. — РБК), миграции пуха сквозь ткань и сползания наполнителя в нижнюю часть пуховика. Подобный прием используют в своем производстве Canada Goose».
Мембранная ткань
Это вид ткани, который благодаря своей микропористости обладает водоотталкивающими и ветрозащитными свойствами и в то же время пропускает через себя водяной пар.
Прочный материал представляет собой тончайший слой полимера и имеет название «вспененный политетрафторэтилен». Он разработан в 1969 году и запатентован компанией Gore. Волокно Gore-tex использовалось для герметизации швов, служило слоем для перчаток и даже использовалось в производстве скафандров для астронавтов NASA.
Верхняя одежда из ткани Gore-tex прошла испытание в Антарктиде: один из участников Международной трансантарктической экспедиции в 1989–1990 годах считает, что она спасла ему жизнь. Серия мембранных тканей нашла широкое применение в спортивной и туристической экипировке, а затем стала использоваться в производстве повседневной одежды.
Плюсы
- защита от влаги и ветра;
- воздухопроницаемость;
- легкость и комфорт.
Минусы
- необходимость правильного ухода;
- высокая стоимость изделий.
👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.