От детских садов до EdTech-компаний: что ждет рынок образования в 2030-м
Об авторе: Валентина Куренкова, GR-директор «Нетологии», руководитель направления по работе с государственными органами власти Ассоциации РАЦИО.
Если раньше главным критерием получения качественного образования было поступление в университет, то сегодня МГУ или Гарвард — далеко не единственная возможность стать первоклассным специалистом. С развитием интернета и глобализацией получить необходимые знания можно в любой точке мира и не выходя из дома.
Каждый год рынок образования меняется под воздействием многих факторов: от технологических инноваций до новых социальных запросов. То, что раньше казалось невозможным, к примеру, использование ИИ в процессе обучения, определяет сегодняшнюю реальность. Рассмотрим, каким изменениям подвергся рынок образования за 2024 год.
- Доля повторных продаж в онлайн-школах выросла. По данным платформы GetCourse, в 2024 году повторных продаж стало больше, чем первичных: их доля в первом полугодии составила 52%. Из-за сложностей с привлечением новой аудитории школы ориентируются на уже имеющихся клиентов.
- Рост сегмента детского образования. В 2024 году он показал опережающую динамику с приростом выручки на 32,91%, тогда как у взрослого сектора показатель составил 26,58%. На такой исход во многом повлияли хоумскулинг, подготовка к экзаменам и освоение новых ниш. Кроме того, данные Smart Ranking за второй квартал 2024 года показывают, что сегмент детского образования сравнялся по объемам с программами дополнительного профессионального образования (ДПО).
- Спад интереса к IT-профессиям. Меньшим спросом у потребителя стали пользоваться курсы по программированию (исключения — 1С-программирование, нейросети и кибербезопасность). Эксперты и участники рынка связывают это с прекращением господдержки в рамках проекта «Цифровые профессии» и растущим интересом к рабочим специальностям. Рынок переполнен junior-программистами, и это не покрывает растущий спрос на «опытных» айтишников.
- Поиск новых площадок в связи с замедлением YouTube. Сегодня как образовательным платформам, так и представителям инфобизнеса приходится набирать аудиторию в других сервисах и искать новые решения для проведения трансляций.
- Интеграция искусственного интеллекта. ИИ успешно справляется с задачей персонализации образования, которая стала долгосрочным трендом. Развиваются рекомендательные системы и появляются ИИ-тьюторы, помогающие в изучении материала и подготовке к оценке навыков. В будущем масштаб интеграции ИИ-помощников в образовательный процесс будет расти. Они начнут адаптироваться под индивидуальные потребности ученика и преподавателя.
- Больше студентов поступают в колледжи на творческие специальности. Согласно исследованию «Авито Работы», в первом квартале 2024 года количество вакансий для специалистов из сферы креативных индустрий увеличилось на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Появлению тренда способствовали кадровый голод и уход с российского рынка зарубежных компаний в сферах кино, моды и музыки. Растущий запрос на специалистов творческих профессий становится драйвером для креативных образовательных программ: учебные заведения, в особенности колледжи, запускают новые направления и привлекают все больше студентов.
- Запуски совместных программ вузов и EdTech-компаний. Стремительно развивается сотрудничество вузов и образовательных компаний в России. По данным Содружества онлайн-высшего образования (СОВО), количество онлайн-программ выросло с 49 в 2023 году до 77 в 2024 году, причем более половины из них реализуются в партнерстве с EdTech-компаниями.
- Внимание регулятора к инфобизнесу. В 2024 году началось нормативное разграничение понятий «EdTech» и «инфобизнес» — в пользу первого. Этот зарождающийся процесс станет частью другого большего события — регулирования сферы ДПО на российском рынке.
Однако изменения на этом не заканчиваются, и уже сегодня можно предсказать, какие тренды будут развиваться на рынке образования до 2030 года.
Социально-экономические тренды
Работа с данными, которые синтезирует нейросеть
Сегодня в России 43% студентов используют возможности искусственного интеллекта в учебных целях. 31% опрошенных заявили, что технологии облегчают им поиск источников и данных для курсовых и лабораторных работ, а 24% отметили, что ИИ помогает в решении различных учебных задач. Однако у использования ИИ есть и другая сторона. Представим: студент готовится к сдаче диплома. Во время его написания он часто обращается к ИИ и пользуется информацией, которую синтезирует нейросеть. Конечно, он значительно сэкономил время и получил заветный диплом, не проводя десятки часов за самостоятельным чтением первоисточников.
Проблема в том, что нейросети черпают данные в основном из интернета, основываясь на материалах из открытых источников. ИИ не проверяет достоверность сайтов и часто не имеет возможности обратиться к специализированным научным центрам, полному собранию источников мировых библиотек или музейным каталогам. Это приводит к тому, что нейросети могут предоставлять синтезы, основанные на недостоверной или частично недостоверной информации.
Если не уделить внимание качеству данных, которыми «питаются» ИИ, мы рискуем получить целое поколение студентов, чьи работы и знания будут полностью основаны на ненадежных данных. Интернет существует с 1991 года, а значит, с помощью нейросетей мы имеем в основном синтез информации только за 30 лет человеческой истории. И это не «настоящая история», а всего лишь «история браузера». Сейчас использование сотнями студентов нейросетей в качестве легкого способа решить проблему с курсовой или выпускной работой может показаться незначительной проблемой, но если этот процесс станет массовым и систематическим, уже в ближайшие 10 лет мы столкнемся с последствиями.
Миллионы студентов по всему миру будут писать научные работы на основе неправильного анализа и синтеза данных. Вместо того, чтобы обратиться к конкретному первоисточнику или человеку-эксперту по теме своей работы, студента тянет за быстрым дофамином в нейросеть. Во-первых, это приведет к обесцениванию роли всей системы образования как среднего, так и профессионального, а диплом как таковой потеряет свое современное значение. Во-вторых, учащиеся потеряют способность критически мыслить, так как этот навык напрямую зависит от самостоятельного анализа — без сторонней помощи человека или технологии. В свою очередь, именно этот фактор, как ни странно, значительно затормозит будущий научно-технический прогресс и развитие инноваций.
Медианавигатор — это спецпроект РБК о том, как потреблять и создавать контент в эпоху новых медиа. Переходите по ссылке, чтобы разобраться, как проверить достоверность информации, развить критическое мышление и научиться соблюдать цифровую гигиену.
Появление новых идеологий
Помимо технологий, важным трендом, который будет влиять на сферу образования в ближайшие годы, являются новые идеологии. Это не просто политические изменения, а глубинные социально-экономические процессы, которые тесно связаны с образовательным рынком. Они будут влиять на содержание учебных программ и методы преподавания, воспитывая новые поколения с иными мировоззренческими паттернами.
Предпосылками появления новых идеологий являются:
- Социальный запрос на новые идеи. Сегодня мир сталкивается с кризисом идей. Люди активно ищут новые ценности и системы, которые могут предложить эффективные решения для текущих и будущих вызовов. Этот социальный запрос создает благоприятные условия для появления новых идеологий.
- Активная образованная аудитория. Благодаря развитию цифровых технологий и глобализации уровень образования во многих странах выравнялся. Специалисты по всему миру знают историю, философию, экономику, синтезируют новые подходы на основе этих данных и свободно распространяют новые идеи.
- Сети распространения идей. Интернет и социальные сети стали мощными платформами для обмена идеями. Они позволяют новым идеологиям быстро распространяться и вовлекать все большее количество людей. Потенциалы новых идеологий, от зеленых до религиозных, напрямую влияют на воспитательный процесс детей и подростков, а значит, и на систему образования и развитие общества в целом.
Миграция
Перемещение больших групп людей между странами и «столкновение культур» также влияют на образовательные процессы. Как правило, это развивает у учащихся принимающей и адаптирующейся стороны навык межкультурных коммуникаций и расширяет мировоззрение. Однако если не работать с адаптацией взрослых и детей-мигрантов через образовательный процесс принимающей стороны, миграция может стать большой проблемой для общества.
Также важно не игнорировать такие проблемы, как экология и демографический кризис, интегрируя обсуждение этих тем на разные уровни образовательной программы: от детских садов до университетов. Это сформирует у учащихся критическое мышление и эмпатию к миру, а также научит их не только серьезно воспринимать эти проблемы, но и самостоятельно искать креативные методы их решения.
Глобальные тренды
Образование как регулярная потребность
Концепция регулярного образования как постоянной потребности подразумевает, что мы обучаемся не только в школьные и студенческие годы, но и продолжаем совершенствоваться на протяжении всей жизни — от детского сада и до пенсионного возраста. В мире с немыслимой скоростью появляются новые технологии, и чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, необходимо постоянно обновлять и совершенствовать свои знания и навыки.
Однако уже сейчас стремительно развивается феномен избыточного потребления образовательных услуг — как правило, тех, которые не несут ценности и практической пользы. Люди покупают больше курсов, чем необходимо, и участвуют в многочисленных марафонах инфобизнесменов. Они привлекательны доступной ценой и простотой в подаче информации, но в большинстве случаев не могут предоставить глубоких и верифицированных знаний. Этот извращенный формат потребления становится проблемой, так как превращает процесс обучения из целенаправленного личного и профессионального развития в накопление бесполезных знаний.
Образование же требует больше времени и ресурсов. Оно предполагает серьезное погружение в материал, самостоятельную работу и качественное взаимодействие с преподавателями, наставниками и сокурсниками. При этом порог входа в качественные образовательные программы остается высоким — как правило, это связано со сложностью и продолжительностью такого формата обучения, а также его стоимостью.
Мегабренды
Структуры образовательных организаций все чаще попадают под контроль различных стейкхолдеров — будь то государственные органы, крупные корпорации или отдельные влиятельные личности. Они активно используют образовательные продукты для привлечения и удержания внимания аудитории внутри своих экосистем.
Однако на фоне доминирования мегабрендов активно развивается и противоположная сторона. Люди, недовольные традиционными форматами обучения, создают собственные образовательные проекты и технологии. Эти инициативы часто развиваются на местном уровне и реализуются небольшими командами.
Современный потребитель стоит перед выбором: следовать за образовательными проектами мегабрендов или искать локальные курсы. И все больше людей отдают предпочтение небольшим образовательным проектам и командам, которые привлекательны своей доверительной атмосферой. Человек хочет быть рядом с близкими по духу людьми, которых объединяют одинаковые ценности или профессиональные амбиции.
Peer-to-peer обучение
Такой подход предполагает передачу знаний и экспертизы напрямую от одного человека к другому. Это могут быть менторские программы, наставничество и даже простые консультации.
Главное преимущество peer-to-peer (P2P) обучения — возможность передавать не только теоретические знания, но и практические навыки. Именно их современный студент ценит больше всего, так как зачастую они недоступны в рамках традиционной системы образования. P2P-обучение позволяет дополнительно прокачивать коммуникационные навыки студентов. В мире гаджетов и соцсетей мы окончательно растворились в своей интроверсии, и это в перспективе может стать серьезной проблемой для общества.
Тренды в образовательных программах
STEM-образование
Навыки критического мышления, которые развиваются в процессе STEM-образования, становятся необходимыми в условиях быстрого технологического прогресса. На фоне стремительного роста ИИ и легкого доступа к информации способность анализировать, делать выводы и подходить к решению проблемы с разных сторон приобретает ключевую роль. В ближайшем будущем мы как никогда будем нуждаться в специалистах, которые готовы работать «руками», воплощая идеи в конкретные продукты и технологии, будь то создание роботов или разработка новых фармацевтических средств.
Индивидуализация и межкомпетентность
Сегодня молодежь стремится к самовыражению и уникальности, а быть «как все» уже не модно. Как следствие, в ближайшее время будут развиваться индивидуальные форматы обучения. Они позволят студентам выбирать свой путь развития и подстраивать программу обучения под собственные личные и профессиональные интересы.
Кроме того, на рынке образования России будет развиваться междисциплинарный подход — когда один предмет включает в себя элементы различных дисциплин. Например, курс естествознания в школе может затрагивать биологию, физику и математику, а культурология в университете — охватывать историю, религию и философию. Это позволит студентам получать более комплексные знания и навыки, а также научит их рассматривать вопросы, предметы и явления через призмы различных наук.
Поддерживающая среда
Комфортная и поддерживающая атмосфера, где студентам приятно учиться и взаимодействовать друг с другом, способствует лучшему усвоению материала и развитию личных и профессиональных навыков. Университетские кампусы, современные научные центры, онлайн-платформы и социальные сети должны создавать благоприятные условия для обучения, открывать доступ к необходимым ресурсам, а также быть безопасными. Необходимым элементом для создания комфортной образовательной среды также являются кроссплатформенность и возможность легкого переключения с девайса на девайс без потери истории и динамики обучения.
Неформальное образование
Неформальные практики, к которым относятся peer-to-peer обучение, подкасты, фильмы, буткемпы, детские IT-лагеря, геймификация и другие форматы, способствуют созданию комфортной образовательной среды и лучшему усвоению знаний. Тем не менее важно, чтобы неформальное образование не заменяло, а дополняло официальное. Такой подход будет только усиливать вовлеченность и мотивацию студентов. Потребуют ли неформальные методики, в том числе ИИ-помощники, регулирования со стороны государства? Спорный вопрос, который будет решаться образовательным сообществом в ближайшие несколько лет.
Практика
Основное требование студентов к программе образования — это практико-ориентированные задачи и ранние стажировки. Они помогают еще в процессе обучения пройти через реальные препятствия и получить навыки, которые будут необходимы на рабочем месте. Сейчас корпорации по всему миру начинают нанимать на стажировки школьников до 18 лет. Подобные инициативы способствуют карьерному развитию молодежи и повышают их шансы на успешное трудоустройство в будущем.
Устранение кадрового голода
Мир сталкивается с кадровым голодом и недостатком специалистов, несмотря на спорные заявления экспертов об их переизбытке, поэтому важным аспектом образования станет раннее выявление и развитие талантов. Это неудивительно — человечество уже долгое время ищет методику, которая позволит еще в детстве сказать о будущем «предназначении» ребенка. С ее помощью будет можно уже в раннем возрасте начать активную подготовку профессиональных кадров. Однако пока ранняя профнавигация как технология остается недостижимой мечтой профессионального сообщества. Возможно, совсем скоро это станет реальностью благодаря силе искусственного интеллекта.
👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.