IT, 13 ноя, 13:51

Российский геймдев: тренды технического развития

Читать в полной версии
Фото: Freepik
В этом материале мы расскажем, какие игровые движки актуальны в геймдеве сегодня, как игровая индустрия использует в развитии новейшие технологии и почему выбор движка — один из важнейших в создании игры

Об авторе: Анастасия Джиоева, руководитель разработки Astrum Entertainment.

Игровая индустрия — один из самых быстроразвивающихся сегментов бизнеса в мире. Согласно последнему отчету Mordor Intelligence, объем глобального рынка на 2024 год составляет $272,86 млрд, при этом в ближайшие пять лет ожидается постепенный рост более чем на 56%. Но что стоит за этим успехом? Какие инструменты можно назвать главными для любого разработчика? Что происходит с российским рынком видеоигр прямо сейчас и что его ждет в ближайшем будущем?

Что происходит с российским геймдевом в последние несколько лет?

Российский рынок, восстановившись после падения в 2022 году, сейчас показывает положительную динамику. По данным Smart Ranking, российский геймдев вырос на 17,7% за 2023 год, а суммарная выручка крупнейших компаний составила 45,4 млрд руб. Одним из ключевых факторов такого роста стала государственная поддержка. Еще в 2022 году Институт развития интернета запустил конкурсный отбор национального контента, в рамках которого разработчики могут подать заявку и получить финансирование, а после релиза исполнить определенные обязательства.

Игры как искусство: как развивался геймдев
Индустрия 4.0 

Безусловно, уход некоторых компаний с российского рынка не прошел незамеченным, а введение различных ограничений привело к появлению российских аналогов программного обеспечения. Например, самая популярная платформа для паблишинга Steam закрыла доступ к выводу средств с площадки для российских юридических лиц, что стало болезненным ударом для инди-разработчиков. Похожие проблемы с монетизацией своих проектов ощутили разработчики, публиковавшие игры через Google Play. Для компаний, делающих игры на ПК, теперь существует альтернатива в виде VK Play, а для мобильного сегмента решением стал Rustore.

Однако ни один проект нельзя создать без главного — без игрового движка. Это комплексное программное обеспечение, на котором строится вся игра. Самыми популярными в индустрии движками являются Unreal Engine и Unity. Безусловно, в сложившихся реалиях есть риск того, что компании-разработчики этих движков покинут российский рынок. И это тоже стало своеобразным толчком для развития — так, в начале 2023 года стартовала разработка российского движка Nau Engine, релиз beta-версии которого намечен на конец ноября 2024 года. Но чем же так хороши Unreal Engine и Unity?

Игры, в которые играют люди: почему гейминг — это нормально
Социальная экономика 

Главные игровые движки современности с открытым доступом

Unreal Engine

Пожалуй, самый популярный движок для разработки AAA-игр на данный момент — Unreal Engine от компании Epic Games. На нем созданы, например, популярный онлайн-проект Fortnite, нашумевшая action-RPG под названием Black Myth: Wukong, Batman: Arkham Knight и еще сотни других видеоигр. Бесплатная версия Unreal Engine 3 появилась в 2009 году, и это способствовало росту популярности этого движка среди инди-разработчиков. В 2020 году создатели UE в последний раз изменили условия лицензии: разработчики должны выплачивать Epic Games 5% прибыли от своего проекта, но только в том случае, если выручка достигает $1 млн.

Помимо доступа к исходному коду и собственной системе визуального программирования, этот движок стал одним из ведущих в том числе из-за удобного редактора и возможности создавать проекты с фотореалистичной графикой и открытым миром. Безусловно, у него есть и минусы: проблемы с оптимизацией мобильных игр, не слишком стабильная работа последней версии движка и нацеленность на высокобюджетные проекты. Инди-разработчикам нет смысла создавать на UE простой кликер или roguelike-проект (игры, где уровни генерируются случайным образом и смерть персонажа необратима — в случае его гибели игрок не может загрузить игру с сейва и должен начать ее заново).

Мир возможностей: куда движется индустрия видеоигр в России
Социальная экономика 

При этом сами Epic Games постоянно обновляют инструментарий своего движка, применяя все новые технологии, например, в Fortnite. В 2022 году игра стала еще более фотореалистичной с помощью Unreal Engine 5.1. Технология Nanite сделала постройки более детализированными — был смоделирован каждый мельчайший элемент зданий. Система Lumen обеспечила высококачественное отражение лучей света на глянцевых поверхностях и воде, а технология Virtual Shadow Maps позволила более детально отразить тень от каждого объекта на карте, включая мелкие камни. Стоит упомянуть и публичный редактор Unreal Editor для Fortnite (UEFN), с помощью которого игроки создавали собственные мини-проекты прямо внутри игры. Весной Epic Games объявили о добавлении в него технологии MetaHuman, благодаря чему пользователи теперь могут создавать более качественных NPC в стиле, отличном от Fortnite. В интервью глава Epic Games Тим Суини заявил, что UEFN будет интегрирован в Unreal Engine 6 — это позволит сделать процесс разработки игр более доступным.

Unity

Еще одна полноценная среда разработки — движок Unity от американской компании Unity Technologies. На нем разработаны, например, Hearthstone, Firewatch, Cities: Skylines II и покорившая сердца геймеров своей атмосферой и сложностью Cuphead. Движок обрел популярность не в последнюю очередь благодаря компонентно-ориентированному подходу: для создания несложных проектов разработчику достаточно сделать несколько объектов и добавить к ним нужные компоненты (например, визуальное отображение персонажа). Наличие огромной библиотеки плагинов, текстур, моделей поведения ИИ и других ассетов позволяет значительно ускорять процесс разработки — все эти объекты можно импортировать в игру, делая целые уровни на заготовках. Мало того, Unity поддерживает огромное количество платформ и позволяет с легкостью портировать игры с Windows на Linux, Android, iOS и даже консоли PlayStation, Xbox, Nintendo и VR. Однако больше всего Unity отличает от Unreal Engine низкий порог входа в разработку для новичков вследствие простоты интерфейса. Именно поэтому многие эксперты рекомендуют молодым разработчикам начинать путь в игровой индустрии с этого движка.

История компании Konami: развитие и современные проекты
Социальная экономика 

С точки зрения монетизации здесь тоже все довольно просто: бесплатная версия движка показывает лого Unity перед запуском игры, при этом проект не должен приносить создателям более $100 тыс. в год. Подписка за $150 в месяц позволяет освободиться от брендирования, но интересно, что функционал этой версии ничем не будет отличаться от бесплатной. Естественно, при всех достоинствах этот движок имеет и свои особенности. Среди очевидного — необходимы знания языка программирования C#, однако это особенность многих движков — для того же Unreal Engine нужно знать язык C++, так как функционала упрощенной разработки, которая позволяет создавать проекты без кода, может не хватать. Другой популярной проблемой всех современных движков, включая Unity, является оптимизация. Масштабные сцены, в особенности в высококачественном разрешении, могут негативно повлиять на производительность. Кроме того, приложения, созданные на этом движке, обычно занимают довольно много места на жестких дисках, и в случае с мобильными играми это может стать проблемой.

Кто такой программист, сколько зарабатывает и как им стать
Экономика образования 

CryEngine

Другим популярным представителем движков с открытым кодом является CryEngine от немецкой компании Crytek, на котором были разработаны серия игр Crysis, Prey 2017 года и отечественный многопользовательский шутер Warface. По факту в нем реализован один из самых реалистичных рендеров (процесс отрисовки графики) среди существующих движков. Карты отражений, технология WYSWYP (What you see, what you play) позволяют производить его в реальном времени, отличная физика и множество погодных эффектов — все это есть в стандартном инструментарии CryEngine. Помимо этого, CryEngine имеет функционал работы с кроссплатформенностью, как Unity.

Однако главным минусом этого движка является высокий порог вхождения — многие вещи в CryEngine реализованы не слишком удобно даже для опытных разработчиков. Ограничения в выборе ассетов, небольшое количество документации и специфика кода движка делают ситуацию еще сложнее. Другим неочевидным минусом является небольшое количество разработчиков, которые используют движок. Это значит, что если вы столкнетесь с какой-то проблемой — вероятность найти ее решение в интернете гораздо ниже, нежели в аналогичной ситуации с Unreal Engine или Unity. А что по стоимости? Разработчики должны платить 5% от продаж своего проекта на CryEngine.

Топ-5 профессий в современном геймдеве и где на них учиться
Экономика образования 

Новый движок в погоне за технологиями — рационально ли?

Если проект развивается на протяжении долгого времени, движок становится неотрывной его частью. Например, Warface был выпущен 12 лет назад и с момента релиза работает на CryEngine 3. Со стремительным развитием технологий и постоянным выходом новых движков кажется, что сегодня использовать инструментарий 10-летней давности не логично. Однако это не так. Разобраться и ответить на вопрос «Почему?» согласился Александр Рябыкин, технический директор проекта Warface.

Александр Рябыкин:

«Разработчики начинают ощущать «устаревание» движка с нехваткой функционала, который появляется в новых версиях — от технических аспектов, невидимых для игрока, до графических улучшений. В идеале инструментарий необходимо обновлять каждые полгода, чтобы получать все новые инструменты. Но часто вместе с инструментами приходят и неожиданные баги, которые еще никто не успел обнаружить. На их появление влияют и изменения, внесенные в движок для конкретного проекта — может случиться конфликт, который приведет к поломке некоторых функций. Поэтому для Warface мы используем не самые «свежие» версии движка, а самые стабильные — это колоссально снижает количество технических проблем в работе игры».

Конечно, за годы существования проекта в CryEngine 3 было внесено огромное количество изменений силами команды Astrum Entertainment. Каждая игра уникальна и требует адаптации движка под творческие потребности разработчиков. Другие улучшения по мере необходимости подсматриваются в новых версиях движка и также вносятся в инструментарий текущего.

Александр Рябыкин:

«Например, из CryEngine 5 мы взяли технологию Occlusion Culling — если говорить простым языком, она улучшает производительность игры при помощи удаления невидимых «лишних» деталей объектов на уровне, сохраняя красоту картинки. Оказалось, что инструмент имел несколько недоработок в математических вычислениях, поэтому нам пришлось дописать код самостоятельно. В итоге получилось, что в Warface технология работает стабильнее, чем на самой новой версии движка».

Из-за совокупности всех внесенных за 12 лет существования игры изменений в движок уже сложно назвать его CryEngine 3 — скорее, Warface Engine. Но почему разработчики выбирают «сложный» путь и просто не переносят проекты на новые версии движков? На самом деле дорабатывать старый — банально рациональнее.

Александр Рябыкин:

«Отличный пример — Warface. В игре огромное количество контента, а в движок с самого начала ее развития вносились специфичные правки. Перенос такого объема материала на новый движок не только приведет к непредсказуемому количеству багов, но и потребует нерационального задействования программистов для адаптации кода под нужды проекта».

Выбор движка — очень важный момент создания проекта, который влияет на работу каждого разработчика, поэтому его замена возможна только на ранних этапах развития проекта, когда стоимость подобных изменений невысока.

Путевка в геймдев: как начать карьеру в игровой индустрии
Экономика образования 

Что ждет геймдев в ближайшем будущем

Безусловно, основная масса компаний сейчас работает с Unreal Engine и Unity. Приемлемая модель монетизации позволяет даже небольшим студиям использовать их в своих проектах. Касательно российского Nau Engine и его функционала — на данный момент до конца неясно, чего можно ожидать от этого движка. В одном из интервью руководитель разработки Андрей Карсаков сказал, что команда не вступает в технологическую гонку с UE и Unity. Их задача — создание качественного продукта для разработчиков с невысоким порогом входа и открытым исходным кодом.

А как быть с собственными движками? Например, пару лет назад студия CD Project Red анонсировала переход на Unreal Engine 5. Ранее польские разработчики использовали движок REDengine — на нем, например, созданы The Witcher 3 и Cyberpunk 2077. Однако сейчас в нем просто нет смысла: студия заявила, что технологически UE5 является более современным, чем REDengine, при этом Epic Games помогает CD Project Red с доработкой движка. Таким образом студия может сосредоточиться на создании игровых миров, не отвлекаясь на технические проблемы собственного движка. Также это позволило студии сократить затраты на производство, ведь с UE ей не нужно выделять отдельную группу технических специалистов, которые будут отвечать за доработку REDengine под каждый проект.

С помощью видеоигр развили креативность 65% геймеров
Социальная экономика 

Развитие технологий и повсеместное внедрение ИИ дошло и до игровой индустрии. Генерация моделей, использование нейросетей для написания сценария, обучение внутриигровых персонажей — все это уже много лет используется в геймдеве. Например, SEED от EA использует паттерны поведения реальных игроков и закладывает похожие модели в NPC. Безусловно, внедрение таких технологий ведет за собой сокращения некоторых сотрудников, но этот подход позволяет студиям сэкономить как во времени, так и в финансах.

Технологический скачок в геймдеве не остался незамеченным в других сферах — современные игровые движки используют не только разработчики видеоигр. При создании фильма «Книга джунглей» режиссер Джон Фавро использовал Unity для предварительной визуализации некоторых сцен, которая транслировалась в VR-очки актера, бегающего перед хромакеем, и всей съемочной группы. А при съемках сериала «Мандалорец» Джон Фавро прибегнул к Unreal Engine. Предварительная визуализация сцен, замена хромакея на LED-экраны с проекциями фонов из UE, рендер некоторых фрагментов корабля — все это было использовано режиссером. Это позволило съемочной группе дорисовывать недостающие объекты, менять время суток и добавлять новые детали в реальном времени. Фавро даже сказал, что многие сцены, снятые на фоне таких экранов, вошли в финальный монтаж без постобработки.

Как технологии меняют геймдев: проще, быстрее, реалистичнее
Индустрия 4.0 

Таким образом, геймдев продолжает наращивать свое влияние в мировой экономике. Игровые движки, безусловно, являются двигателями технического прогресса и позволяют игровым разработчикам и специалистам смежных профессий реализовывать все более комплексные замыслы в короткий срок. Движки с открытым доступом постепенно вытесняют собственные разработки студий, ведь дорабатывать их для каждого нового проекта проблематично и дорого, что показывает пример студии CD Projekt Red. Более того, открытый доступ к движку раскрывает дверь в индустрию небольшим инди-студиям, что приводит к еще более стремительному развитию рынка и увеличению количества контента, радующего геймеров. Как отмечает компания Smart Ranking, по результатам 2023 года рынок инди-игр вырос на 10%, когда рынок AAA-проектов пока что находится в состоянии кризиса. Например, легендарную игровую компанию Ubisoft в скором времени могут продать китайскому разработчику Tencent из-за финансовых убытков.

👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

IT Будущее технологий Внедрение инноваций Геймификация
Главное